Реферат по предмету "Москвоведение"


В переулках Мясницкой

В переулках Мясницкой
Дом И.И.Юшкова. Мясницкая ул., 21

«Юшков-дом»
- один из лучших памятников московского классицизма. Это одно из немногих сохранившихся
зданий великого зодчего В.И.Баженова. Заказчиком был генерал-поручик И.И.Юшков.
Есть предположение, что генерал заказал проект именно Баженову оттого, что оба
они являлись членами масонской ложи, и Юшков хотел помочь талантливому, но
стесненному в средствах архитектору, после отставки его Екатериной II в 1780-х
годах от государственной службы.

Строительство
дома велось около двух десятилетий и закончилось в 1805 году. В течение почти
200 лет своего существования дом не раз менял владельцев и подвергался
многочисленным переделкам. Несмотря на это, воплощение замысла автора все-таки
дошло до наших дней.

Постройку
отличали изящество и колоннады конического ордера. Существует предположение,
что именно полуротонда дома Юшкова была первой в своем роде и стала образцом
для многочисленных московских угловых классицистических полуротонд.

С
1844 года в доме Юшковых размещались классы Училища живописи и ваяния (а с 1856
года - и зодчества). Здесь учились и преподавали православные русские живописцы
- А.Саврасов, В.Петров, И.Левитан, И.Шишкин, В.Серов, А.Архипов и другие. В
1918 году училище было преобразовано в Высшие художественно-технические
мастерские (ВХУТЕМАС), стедентами которого были В.Маяковский, Назым Хикмет,
Кукрыныксы. Впоследствии ВХУТЕМАС был преобразован в Московский Художественный
Институт им.В.И.Сурикова.
Церковь Архангела Гавриила. Архангельский пер., 15а.

Церковь
святого архангела Гавриила построена в 1701-1707 гг. на месте старой
трехшатровой церкви с одноименным названием. Заказчиком выступил А.Д.Меншиков -
любимец Петра I. Меншикова башня - яркое воплощение в московской архитектуре
принципов заподноевропейского барокко. Постройку отличает обилие нехарактерных
для русской архитектуры форм, появление западной сюжетной скульптуры и лепнины.
Огромная высота и необычность выделяли меншиковский храм среди прочей
застройки, что безусловно, соответствовало желанию заказчика. Александр
Данилович хотел, чтобы церковь его усадьбы была выше не только Сухаревской
башни, но и самого Ивана Великого в Кремле. Она скорее напоминала башню
Петропаловской крепости новой столицы, за что и получила в народе прозвище
Меншиковой башни.

Авторство
этого замечательного памятника, в котором непременно нужно побывать,
приписывают И.П.Зарудному - управляющему усадьбой А.Д.Меньшикова. В сооружении
храма принимал участие Д.Фонтана.

Очень
красив западный фасад, где расположен портик входа, обрамленный нарядными
витыми корифскими колоннами, поддерживающими огражденный балюстрадой балкон.

В
целом Меньшикову башню можно отнести к одному из самых ярких произведений
искусства своего времени.
Церковь Николы Чудотворца в Блинниках. Ул. Маросейка,
5.

Церковь
Николы Чудотворца в Блинниках имеет еще и другое определение - в Клениках.
Первое название объясняется тем, что прежде вдоль Маросейки стояли лавки, где
торговали блинники. Второе напоминает о том, что храм окружали клены.

Первоначальная
церковь разработана в 1657 году. На ее подклете в конце XVII века возведена
новая, главный престол которой был освящен во имя иконы Казанской Божьей
Матери. Храм представлял собой высокий бесстолпный четвертик с двухчастной
апсидой. С севера к нему примыкали Никольский придел и трапезная.

Декор
колокольни, возведенной почти на полстолетие позже храма, отличается красивыми
резными гирляндами на капителях пилястр в ярусе звона, характерными для стиля
барокко.

В
1990-х гг. была проведена раставрация памятника архитектуры. В результате декор
храма, созданный в середине XVIII вв., восстановлен.
Палаты Милославских. Армянкий пер., 3.

Палаты
относятся к рубежу XVII-XVIII веков. В XVII веке владельцами территории были Милославские.
Палаты стали главным домом небольшой усадьбы, которая в начале XVIII века
принадлежала стольнику Протопопову. Они представляют собой асимметричную
композицию с ризалитом на западном фасаде. Нижний этаж (подклет) традиционно
использовался под хозяйственные нужды: кладовые, кухни, погреба, жилье слуг.
Парадная анфилада покоев расположена на втором этаже, куда вели два крыльца.
Вероятно, существовал и третий, деревянный этаж, о чем свидетельствует каменная
внутристенная лестница, которая ведет сейчас на чердак.

Декоративное
оформление фасада отличается простотой и скромностью. Весь декор выполнен из
тесаного кирпича, в стилистике барокко.
Палаты Сверчковых. Сверчков пер., 8.

Палаты
выстроены в XVII веке как главный дом усадьбы богатых купцов и промышленников
Сверчковых, которая была центром бывшей Покровской котельной слободы. Рядом с
усадьбой стояла церковь Успения на Покровке. В конце XVII века именно Сверчковы
пожертвовали деньги для возведения нового храма, который построил крепостной
зодчий П.Потапов. К сожалению, изумительной красоты церковь, выполненная в
стиле нарышкинского бврокко была разрушена. Сохранились лишь имена заказчика и
архитектора, увековеченные в названиях близлежащих переулков. Владельцы усадьбы
с начала XVIII века часто менялись, пока в 1778 году она не перешла в ведение
Каменного приказа. Здание было перестроено. В нем размещались различные
учреждения. В том числе - Оружейная палата. С 1813 года - Комиссия для строений
в Москве. С 1836 года усадьба вновь становится частным владением.

Нарядность
зданию придает декоративное оформление окон: в первом этаже использованы
скромные наличники с треугольными завершениями, во втором, традиционно парадном
этаже - пышные колончатые наличники, завершенные килевидными кокошниками.

Недавно
здание отреставрировано. Часть декоративных эелементов архитектуры XVII века
воссоздана.
Усадьба А.И.Лобанова-Ростовского. Мясницкая ул., 43.

Усадьба
является одним из лучших образцов городских усадебных домов московского
классицизма. Этот уникальный памятник архитектуры построен в 1790-х годах
предположительно архитектором Ф.Кампорези для вельможи екатерининского
окружения графа Панина.

В
основе постройки - палаты XVIII века. В центре трехчастной фасдной композиции
вместо традиционного портика архитектор поместил глубокую арочную нишу с
огромным полукруглым окном мезонина в верхней части, опирающуюся на попарно
сгруппированные коринфские колонны и пилястры.

Дом
слегка отступает от красной линии улицы, демонстрируя, однако, себя во всей
красе через низкую чугунную ограду с двумя воротами по сторонам.

Задний
фасад дома искажен пристройками. Это объясняется тем, что в середине XIX века в
здании усадьбы находился завод. Одновременно с этим часть постройки заняла
открывшаяся здесь в 1825 году, частная «школа рисования в отношении к искуссвам
и ремеслам», основанная известным ценителем искусства графом С.Г.Строгановым.

С
1860 года школа была преобразована в Строгановском училище технического
рисования (ныне Московский художественно-промышленный институт). его окончили
многие выдающиеся русские художники, в том числе С.Иванов, М.Врубель,
К.Коровин, С.Герасимов и другие.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.msk.hop.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.