Дом Апраксина-Трубецких («Дом-комод») на Покровке в
Москве
1766—1769.
Москва, Россия
Территория
усадьбы сложилась в результате приобретения графом М. Ф. Апраксиным нескольких
небольших владений. На одном из них, принадлежавшем в 1760 году поручику
Крюкову, по восточной границе стоял длинный каменный корпус. В 1766—1769 году
были выстроены существующий трехэтажный каменный дом и два одноэтажных флигеля
вдоль боковых границ усадьбы, причем восточный, видимо, включил старый корпус
владения Крюкова.
Строительство
завершилось в 1774-1775 годах, уже после продажи усадьбы Д.Ю. Трубецкому.
Западный флигель, прежде короткий, был удлинен; оба флигеля были надстроены
вторым этажом и соединены с домом переходами, которые были расширены в период
до 1803 года. В торце восточного флигеля разместилась парадная лестница. В 1783
году двор был замкнут в глубине двухэтажным корпусом с проездом в центре (в
наше время этот корпус надстроен третьим этажом); первоначально на его месте
предполагался другой, изогнутый в плане. С середины XIX века в усадьбе
помещалась Четвертая мужская гимназия.
Главный
дом представляет собой замечательный и в то же время совершенно необычный
памятник архитектуры позднего барокко. Динамичная ордерная композиция, рисунок
деталей, уникальное для Москвы богатство декорации напоминают самые знаменитые
дворцовые здания того времени, что в прошлом даже позволяло связывать этот дом
с именем Растрелли. Однако русское барокко не знает таких
объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий. Петербургские
дворцы 1750—1760-х годов строятся на прямоугольных планах; лишь иногда
смягченным контурам центрального или торцовых залов отвечают в объеме здания
скругленные ризалиты. Здесь же криволинейные помещения разной формы и размера
составляют самую основу планировки, а так как прямоугольные помещения между ними
несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания.
Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и
глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов. На угловых
выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает
пластическое богатство здания. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком
заполняют стены, особенно со стороны двора.
Композиционные
аналоги с крупными усадебными постройками середины XVIII века дополняются и
необычной для жилого дома деталью – лепными раковинами в конхах ниш первого
этажа. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую
парадность. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в
формах раннего классицизма.
Замыкающий
корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный
руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены.
Облик
внутреннего пространства дома определяется не только многообразием помещений,
но и их сложными, прихотливыми сочетаниями: анфиладная связь играет
второстепенную роль. Эти черты также сближают здание с увеселительными
павильонами, одновременно напоминая некоторые приемы рококо. Однако необходимо
помнить, что сохранилась лишь основная планировка, так как в начале XIX века
дом пострадал во время пожара и интерьеры были переделаны. К этому времени
относится оформление овального зала, а возможно, и его планировка: его
внутренняя стена с проемами и симметричными окнам опирается в первом этаже не
на такую же криволинейную стену, а лишь на ступенчатые угловые тромпы (ныне они
застроены).
Нарядные
декоративные колонки, возможно, разного времени, сохранились и в некоторых
других помещениях. Высокие двери ампирного рисунка сочетаются с более поздними.
Прямые и вогнутые угловые печи облицованы изразцами второй половины XIX века;
тогда же ранние деревянные лестницы были заменены существующими чугунными. В
юго-западном круглом помещении до недавнего времени сохранялась винтовая
лестница. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним и за его
владельцами Трубецкими ироническое прозвище «комод». (Памятники архитектуры
Москвы. Земляной город. – М.: Искусство, 1989. С.271-272.)
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/