Палаты Аверкия Кириллова в Москве
II
половина XVII в. Москва, Россия
Палаты
Аверкия Кириллова (Берсеньевская набережная, 20) – уникальный образец крупной
городской усадьбы XVII столетия. Палаты, церковь Николая Чудотворца и служебные
постройки вдоль набережной составляют единый архитектурный комплекс. «Ансамбль,
расположенный на берегу Москвы-реки, основой которого являются две
одновременные и долгое время соединенные между собою постройки XVII в., создан
на двух смежных владениях, одно из которых издавна было церковным. Это -
нередкая для старой Москвы ситуация, когда дом богатого прихожанина, на чьи
средства рядом возводилась приходская церковь, был соединен с ней переходом.
Одновременность палат и храма, их близкое и благодаря единому заказчику
соотнесенное друг с другом расположение определили комплексность этих зданий,
сохранившуюся до наших дней (отсюда распространенное в литературе название
ансамбля «усадьба Аверкия Кириллова»).
Согласно
некоторым источникам и преданиям, владение, где стоят палаты, ранее
принадлежало боярам Беклемишевым. Последний владелец из этого рода – известный
деятель конца XV в. Н.В. Берсень-Беклемишев был казнен. По-видимому, его имя
закрепилось в названии урочища и современной набережной. В начале XVI в.
владение, перешедшее в казну, было подарено «государеву садовнику» Кириллу.
Ныне существующий ансамбль жилых палат и церкви в основном создан в 1656-1657
гг., когда усадьбой владел внук Кирилла, «московский гость» Аверкий Кириллов,
возведенный царским указом в думные дьяки. Композиция ансамбля – главный дом в
глубине усадебного участка, церковь, размещенная к юго-востоку от палат, на
своем владении имевшая прежде кладбище для прихожан, службы вдоль реки на обоих
участках, – возникла, вероятно, еще до XVII в. Въезды на оба владения были со
стороны дороги, ведущей от брода на юг.
Строительство
при Аверкии Кириллове велось с учетом традиционной схемы и с использованием
ранее существовавших здесь каменных сооружений. В конце XVII в. на церковном
участке вдоль набережной появляются каменные строения с надвратной колокольней.
В 1703-1711 гг. перестраивается главный дом усадьбы. Северный фасад его
становится более нарядным, и в целом комплекс со стороны реки приобретает
подчеркнуто импозантный характер, поскольку в это время река начинает
осознаваться как городская магистраль.
В
XVIII в., когда в главном доме разместились учреждения Сената, переход между
палатами и церковью был разобран. С 1858 по 1917 г. дом принадлежал Московскому
археологическому обществу.
Палаты
– главный дом усадьбы Кирилловых – возведены на основе более древнего
сооружения, ориентировочно датируемого рубежом XV-XVI вв. Первоначальное здание
представляло собою вытянутый с востока на запад прямоугольник («брус»). Над
белокаменным подклетом – «казной» – с поперечными «сенями» и четырьмя
выходившими в них боковыми помещениями возвышалась, вероятно, деревянная
надстройка. Как правило, такие подклеты «переживали» несколько надстроек,
сгоравших в пожарах: «казну» подправляли, а над нею возводили новые срубы. При
одном из обновлений, предположительно – в первой четверти XVII в., подклет
подвергся некоторой переделке; правда, белокаменную кладку в значительной мере
сохранили, разобрав ее до фундамента лишь в юго-восточной части, где площадь
помещения была увеличена; однако здание приобрело иной абрис плана – близкий к
«глаголю».
В
1656-1657 гг. над старым подклетом возвели два кирпичных этажа, повторивших его
асимметричную конфигурацию и принцип планировки. Завершение работ отмечено
своеобразным «закладным» камнем – резным белокаменным замком в центре свода
юго-восточной палаты второго, парадного, этажа. По сложившейся традиции эту
главную, приемную палату отличали не только вместительность и убранство, но
также изображение креста на своде (отсюда название «крестовая»). Здесь резной
крест, расположенный в центре замка, оформленного в виде круглого картуша,
охватывает вязь надписи, содержащей дату постройки. Так сформировалась основа
существующего здания. Помещения во всех ярусах – сводчатые. В северо-западном
углу сеней подклета – вход на внутристенную лестницу, соединявшую подклет со
вторым этажом. Возможно, что изначально к палатам примыкали наружные крыльца,
ведущие к сеням второго этажа; в таком случае парадное крыльцо было с юга.
Крыльца существовали и у торцов здания.
В
1690-х гг. с востока было выстроено новое Красное крыльцо, составной частью
вошедшее в узкий, на всю высоту дома объем, выступавший ризалитом на северном
фасаде, и каменный, на двух арках переход от дома к церкви (не сохранился).
Одновременно с запада возвели пристройку с ризалитом, симметричным восточному.
Должно быть, тогда же была заново украшена и отремонтирована юго-восточная
(крестовая) палата на парадном втором этаже. В это время над третьим этажом
существовал четвертый, летний (как полагают, деревянный) этаж, вокруг которого
располагались белокаменное гульбище (фрагменты его уцелели) и «висячий сад»;
возможно, тогда же поставили каменное крыльцо с юга, устроив при нем ретирады
(не сохранилось). Сложный венчающий карниз дома, междуэтажные тяги, лопатки,
пышные наличники окон, кувшинообразные столбы парадного крыльца, применение
белого камня и полихромных изразцов в наружном декоре, резьба и роспись,
сохранившаяся на своде юго-восточной палаты, – весь этот набор деталей и
приемов делает здание нарядным и пластически насыщенным. Наружный декор
первоначально, видимо, дополнялся росписью; ее фрагменты были обнаружены на
южном фасаде.
В
1703-1711 гг. дом перестраивался. Хозяином усадьбы был в ту пору дьяк Оружейной
палаты А.Ф. Курбатов, женившийся на вдове Я.А. Кириллова. Он являлся главою
московского магистрата и фактически возглавлял строительство Арсенала. В это
время к средней части северного фасада был пристроен ризалит, увенчанный
«теремком» (последний явился как бы частью четвертого, не сохранившегося
деревянного этажа). «Теремок» был перекрыт деревянным сводом (восстановлен
реставрацией с изменением конструктивного решения). Пристройка с богато
декорированной венчающей частью (по сторонам «теремка» располагаются
белокаменные волюты и рельефные изображения цветов и фруктов), с наличниками
окон третьего этажа, увенчанными лучковыми фронтонами с раковинами в тимпанах,
и прочим белокаменным декором принадлежит уже петровской архитектуре. Особенно
интересен портал входа с мощным козырьком на фигурных консолях и лестницей
перед ним, которая, как показали исследования, первоначально имела пятигранное
очертание плана. С момента пристройки ризалита главным стал фасад дома,
обращенный к реке. Возможно, что автором перестройки северного фасада был
Михаил Чоглоков - заместитель Курбатова на строительстве Арсенала в Кремле.
Существует мнение, что к строительству дома был причастен и И.П. Зарудный»
(Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье. - М.: Искусство, 1994. С.
83-85.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/