Реферат по предмету "Москвоведение"


Новая жизнь старой дороги

Новая жизнь старой дороги

Н.Е.Гиговская, кандидат архитектуры

В
1902 году в Москве началось строительство Окружной железной дороги (МОЖД), а в
июле 1908-го она была введена в эксплуатацию. Дорога протяженностью 54
километра кольцом охватывала город, в четырех местах пересекая Москву-реку, и
соединяла восемь вокзалов и все фабрично-заводские районы: Пресню, Марьину
Рощу, Благушу, Лефортово, Дорогомилово и так далее. По Окружной дороге
перевозились не только грузы - из 14 станций 9 были пассажирскими.



Схема
Московской окружной железной дороги 1902-1903 годы

Уникальная
по тем временам транспортная развязка не имела аналогов в практике дорожного
строительства. В проектировании ее были задействованы лучшие профессиональные
силы России: заслуженный профессор Института инженеров путей сообщения
Н.А.Белелюбский выполнил металлические фермы моста через Москву-реку, инженер
Л.Д.Проскуряков был автором арочных мостов, архитектур-но-художественной
стилистикой сооружений комплекса занимался профессор Императорской академии
художеств А.П.Померанцев.

В
целом МОЖД - не только памятник истории и культуры, но и уникальный
архитектурный ансамбль в стиле русского модерна. Большинство станций и
сооружений возводилось по типовым проектам (исключение - Лихоборы и Воробьевы
горы) - в красном кирпиче с белыми деталями и черепичными крышами. Они были
оборудованы специально изготовленной мебелью из дуба, электрическими часами
фирмы "Павел Буре". Освещались станции распыленным газом по системе
инженера Кржеминского.

И
вот МОЖД вновь в центре внимания -теперь уже не как грузовая, а как
пассажирская магистраль. За прошедшее столетие почти в десять раз выросла
численность населения столицы, непомерно увеличилась территория города. В
настоящее время трасса МОЖД проходит уже в срединной, частично центральной зоне
Москвы, на расстоянии двух-трех километров от Садового кольца. В
непосредственной близости к дороге расположены 13 станций метрополитена (ранее
МОЖД не дублировалась дорожно-уличной сетью).

В
XX веке в транспортной инфраструктуре Москвы большое развитие получили
связывающие центр с новыми районами радиальные направления значительной
удаленности от кольцевой линии метрополитена. В результате город стал ощущать
недостаток в кольцевых магистральных связях, идущих в обход центра.

Еще
в 1969 году намечалась, но не была осуществлено реконструкция МОЖД с переводом
ее на пассажирское движение. Сегодня проект создания интенсивного пассажирского
движения на месте МОЖД - типа открытого метрополитена с дополнительным
устройством 20 новых станций -сможет решить создавшуюся сложную проблему
пассажирских потоков. Раньше железная дорога проходила по зеленой территории, а
теперь она оказалась в плотной городской застройке. Но большинство зданий МОЖД
хорошо сохранилось (наибольший интерес с точки зрения архитектуры представляют
станции Лихоборы, Лефортово и Воробьевы горы).

Концепция
превращения Московской Окружной в линию открытого метрополитена и
технико-экономическое обоснование к ней были разработаны мастерской № 19
Моспроекта-2 совместно с НИиПИ Генплана и Мосгипротрансом. Была проведена
систематизация всех видов станций и разработано единое решение для каждой системы.
Размещение 20 новых станций намечено в местах расположения станций метрополитена
и возле торговых центров у Третьего автомобильного кольца, проходящего вдоль
трассы МОЖД.

Проект
мастерской № 19 предусматривает консервацию всех старых объектов МОЖД и замену
их ультрасовременными по форме и конструктивному решению. Как известно,
памятники архитектуры сохраняются, лишь выполняя свое прямое назначение. За
прошедшее столетие Москва лишилась множества замечательных шедевров культовой и
гражданской архитектуры. И вот мы снова стоим перед фактом уничтожения
исторического ансамбля русского модерна. Может, все же следует задуматься хотя
бы о его частичном сохранении?

Нам
представляется возможным существование и другой концепции, сочетающей
возведение новых станций МОЖД, основанных на принципах архитектуры XXI века, с
реконструкцией наиболее интересных старых вокзалов. Разработанное нами
(руководитель проекта - Н.Е.Гиговская, архитектор - Е.В.Тимченко) проектное предложение
по станции Лужники с введением в новый ансамбль постройки 1906 года - станции
Воробьевы горы в апреле было принято Архитектурным советом Москвы. Старая
станция, находящаяся в исто-. рическом районе столицы - на Хамовни-ческом поле,
в непосредственной близости от Новодевичьего монастыря, - яркий пример
псевдорусского направления модерна начала XX века. Проект учитывает ее
стилистику в связи с соседством исторического памятника XVI века.

Железнодорожные
пути расположены на высокой насыпи, что было вызвано разливами весной в этом
месте Москвы-реки (отсюда название - Лужники). Пассажиры попадали на платформу
со второго этажа по металлическому мостику консольной системы. Он был перекрыт
легким навесом полукруглой формы, опирающимся на изящные колонки с коринфскими
капителями.

По
проекту мастерской N 19 входной вестибюль на новую станцию располагается под
землей в насыпи. Высота подъема пассажиров - 9 метров, а объем подземной части
равен 3800 м3.Такое решение значительно удорожает стоимость строительства и
эксплуатации (постоянное энергообеспечение и принудительная вентиляция).

По
нашему предложению при реконструкции старого здания вокзала высота подъема
пассажиров снижается до 4-5 метров, подземная часть - всего 500 м3. Но самое
главное - сохраняется исторический облик этого района Москвы. Архитектура
нового ансамбля не будет подавлять находящийся поблизости Новодевичий
монастырь.

Центром
композиции нашего комплекса служит здание старого вокзала. В архитектурное
решение платформ, запроектированных в современных большепролетных
пространственных металлических конструкциях, введена тема арок. На ней
построено решение ограждающих стен, соответствующее стилю памятника
архитектуры, - с кирпичными вставками и металлическими решетками растительного
орнамента. Чередование глухих и остекленных плоскостей напоминает зубцы
монастырской стены.

На
первом этаже находятся помещения, непосредственно связанные с движением
пассажирских потоков: входной вестибюль с кассовым залом, администрация,
охрана, объекты торговли. На втором этаже -кафе-ресторан, к которому в летнее
время добавляется открытая территория моста. Цокольный этаж занят техническими
и служебными помещениями.

Поскольку
платформы расположены на насыпи, к ним ведут эскалаторы и лестницы. Для
инвалидов предусмотрены лифты и пандусы на прилегающей территории. К дальним
путям ведет подземный переход.

В
горизонтальную композицию ансамбля ' (длина платформ порядка 180 метров)
введено вертикаль - обзорная башня с часами, с которой открывается вид на
Новодевичий монастырь и Лужники. Она же является и своеобразным маяком для
людей, которые идут от станции метро "Спортивная".

В
заключение хочется еще раз сказать, что бережное отношение к историческому
наследию Москвы должно стать нормой для архитекторов. Рассмотренный нами
проект, который вдохнет новую жизнь в сооружения начала прошлого века, выполнен
с учетом именно такой задачи.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :