Менеджмент в социально-культурной сфере. Учет
деятельности учреждения культуры
Контрольная работа по предмету «Экономика и
менеджмент»
Выполнила студентка группы 4 Б Колесникова Надежда
Анатольевна
Самарское училище культуры
Заочное отделение
Самара 2005
Сущность и характерные
черты менеджмента в социально-культурной сфере
Сущность
менеджмента
Под
менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей
успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций,
призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная
сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют
социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт,
связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной
сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение,
производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие
социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих
социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего
общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий
перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под
социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей,
предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения
социально-культурных потребностей человека.
Деятельность
в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями,
предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными,
муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а
также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной
сферы.
Менеджмент
в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых,
потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство
менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые
различные фирмы.
Во-вторых,
перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества
со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность
менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой
сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на
основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа,
благотворительности.
В-третьих,
еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к
менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной
сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии
управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от
чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию
программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого
привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм,
хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к
профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел
себя преимущественно работником «идеологического фронта»,
педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в
технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть
экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть
полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на
пресловутую «специфику» сферы.
Более
того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а
наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает
в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и
коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно
к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Бизнес
и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и
дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на
сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для
развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути
дела, является способом реализации гражданского общества – не декларирования
его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов».
Только общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества
делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции
социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности
независимо от государства.
Характерные черты
менеджмента
Обычно
специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного
производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный
характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания,
мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету,
складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр
спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга,
которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются
художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального
производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки
съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность
(чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., –
тем выше их социальная значимость).
Однако
под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только
услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и
поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно
некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры
заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на
основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых
различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами,
спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Даже в шоу-бизнесе,
на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы
от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное –
средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью
рекламной компании нового диска или альбома.
Некоммерческая
деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире
некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно
развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней
деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль
не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных
льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности,
социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом,
возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации,
социального статуса и т.д.
Более
того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может
включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься
предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров,
типографию, ремонтные мастерские и т.п.
Эти
обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой
деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга
в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект
платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с
непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в
социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с
очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги?
Зачастую – не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается
бюджетными средствами, что-то – заинтересованными в такой деятельности
донорами, что-то – благотворительными фондами и т.д. Фактически в
социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок
потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков
первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся
доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов
доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.
Эти
особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в
социально-культурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают
менеджмент в социально-культурной сфере от любого менеджмента услуг.
Практически все указанные особенности суть особенности услуг.
Менеджмент
в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании
организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни
– не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание
характера менеджмента в социально-культурной сфере.
Бизнес
все более интегрируется с другими сферами жизни общества: политикой, культурой,
наукой, образованием, искусством, спортом. Все большее распространение получили
спонсорство и благотворительность, патронаж. Все это не только резко изменило и
обогатило своим содержанием технологию менеджмента, придало ему характер
социально и культурологически ориентированной деятельности.
Важно,
что все эти особенности проявляются на фоне бурного развития современных
информационных технологий, информатизации и компьютеризации, мультимедиа,
освоения возможностей Интернета, без которого немыслимы уже современная
реклама, PR, другие бизнес-технологии. Интенсивно проникают эти технологии
и в социально-культурную сферу, открывая перед нею совершенно новые горизонты
развития.
Современный
рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со
всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети
глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения
внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами.
В
этом плане современный бизнес, как впрочем и политика, все более сближаются по
своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В
своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел
черты и формы технологии социально-культурной деятельности.
Все
эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным
выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно
сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом.
Все
эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и
профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания
технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных
условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера.
Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен
быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и
прикладной культурологи, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными
процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь
дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия
политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство
вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и
продвинутым в плане нравственной и интеллектуальной культуры. Не только
зарубежные данные, но нынешняя российская действительность убедительно
показывают, что больше шансов стать успешными предпринимателями и менеджерами
имеют выпускники гуманитарных вузов по сравнению с выпускниками технических
вузов, а среди последних – бывшие научные сотрудники.
Нарастание
гуманитарного содержания современного менеджмента проявляется практически по
всем векторам практики менеджмента.
Если
воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма, то можно сказать, что если еще
послевоенный менеджмент осуществлялся в модусе «Иметь» (to have, haben), то современный
менеджмент осуществляется скорее в модусе «Быть» (to be, sein). Современная фирма во
все большей степени предстает как культура – в буквальном, терминологическом
смысле слова: со своими ценностями, нормами, традициями, ритуалами, героями,
мифами, легендами, фольклором, субкультурами и т.д. Фирменный стиль,
организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в
конкретные технологические требования. Все большее число ведущих зарубежных
специалистов по менеджменту склонны рассматривать современный менеджмент как
«культурологический» по преимуществу.
Учет деятельности
учреждения культуры
Учет
и отчетность являются частью информационного механизма менеджмента, связанного
с характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет – это
характеристика итогов деятельности учреждения в утвержденной системе
показателей.
Роль и значение учета и
отчетности
Правильно
организованные учет и отчетность играют важнейшую роль в технологии
менеджмента. Фиксируя итоги деятельности за определенный период, данные учета и
отчетности создают информационную базу данных как для контроля, так и для
принятия последующих плановых и других решений. Без опоры на эти данные
невозможна эффективная организация заработной платы, задание системы
стимулирования. Без достоверных данных учета и отчетности невозможна выработка
норм и нормативов, создание нормативной базы. Сведенные в региональном и
общегосударственном масштабе данные учета и отчетности создают основу для
выработки культурной политики, принятию решений по бюджету, для научно-теоретического
анализа, выявления тенденций и закономерностей, действующих в
социально-культурной сфере, ее отраслях, экономике и обществе в целом.
Виды учета и отчетности.
Требования к их организации
Из
определения учета и отчетности видно, что центральную роль в их организации
играет выбор системы конкретных показателей и принятие специального решения по
утверждению их в качестве показателей учета и отчетности. Этим последние
отличаются от показателей, фигурирующих в анализе, – там аналитик волен
применить те показатели, которые наиболее соответствуют целям анализа. В учете
же речь должна идти о стабильной системе характеристик.
Система
учета и отчетности должна соответствовать нескольким очевидным требованиям:
–
показатели учета и отчетности должны соответствовать планируемым показателям,
иначе утрачивается единство информационного механизма менеджмента;
–
система учета должна быть простой и ясной, по возможности исключать показатели,
требующие расчет (это функция анализа), и использовать простые натуральные и
стоимостные показатели;
–
учет должен быть оперативен и своевременен – всякие «рисования» учета задним
числом создают почву для злоупотреблений;
–
учет должен быть максимально полным, т.е. охватывать все стороны деятельности
фирмы;
–
данные учета и отчетности должны быть достоверными – как показывает практика,
наиболее сложное для социально-культурной сферы требование.
В
социально-культурной сфере действуют четыре вида учета и отчетности: текущий
(первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский учет (и соответствующая
отчетность), а также творческие отчеты. Бухгалтерский учет является частью
финансового контроля и настолько технологически специфичен, что образует
достаточно развитую самостоятельную дисциплину менеджмента, образующую
самостоятельный учебный курс. Кроме того, бухучету посвящен чрезвычайно широкий
круг специальной литературы и материалов. Поэтому в данной работе
рассматриваться не будет. Следует помнить также, что все виды учета (отчасти,
включая и творческий отчет), так или иначе, но во все большей степени опираются
на использование современных компьютерных технологий. Существует веер АРМов
(автоматизированных рабочих мест) по бухгалтерскому учету, статистике, текущему
учету с соответствующим программным обеспечением.
Текущий учет
Речь
идет об учете текущей (каждодневной) деятельности учреждения культуры. В силу
этого его также называют оперативным (в отличие от других – так или иначе, но
эпизодических видов учета и отчетности) учетом. Этот учет является базой, над
которой надстраиваются все другие виды учета и отчетности – отсюда его еще одно
название – первичный.
С
некоторой степенью условности можно различать два вида текущего учета:
количественный и качественный. Количественный учет связан с учетом объемов
выполненной работы (количество мероприятий, посетителей, доход и т.п.).
Типичным документом текущего учета в сфере культуры является журнал учета
текущей работы. Обычно учет в нем ведется по следующим позициям: порядковый номер,
дата, наименование работы, время начала и окончания, количество посетителей,
подпись ответственного лица, примечания. Регулярно (ежемесячно, ежеквартально)
данные об объеме выполненной работы суммируются с заполнением специальных
таблиц. Страницы такого журнала пронумерованы, прошнурованы и должны
скрепляться печатью, так как журнал является документом финансовой дисциплины.
Хотя вести его могут должностные лица, которым это поручено, ответственность за
достоверность, своевременность и полноту записей в журнале несет руководитель
организации. К другим документам текущего учета относятся списки коллективов,
журналы посещения кружков и коллективов, журналы дежурств и другие документы, в
которых ведется учет работы в подразделениях и службах.
Что
может подтвердить записи в журнале учета текущей работы? Не секрет, что в сфере
культуры, в силу особенностей оказываемых услуг, имеются возможности для
«рисования» учета, а значит и «липовой» отчетности. В качестве подтверждающих
материалов могут выступать планы, программы, пригласительные билеты, сметы,
сценарии, фотографии, видео- и киноматериалы, корешки путевок и квитанций –
практически все материалы и документы, сопровождающие ход подготовки и
проведения конкретных мероприятий. Поэтому такие документы и материалы также
могут быть отнесены к текущему учету.
Качественный
учет – учет уровня и эффективности проводимой работы. К его материалам и
документам относятся справки по итогам проверок, отзывы посетителей и клиентов,
рецензии и отзывы в СМИ, результаты экспертных оценок и т.п.
Примером
документа, в котором объединяются качественные и количественные характеристики
выполненной работы, являются акты сдачи-приемки выполненной работы, подписанные
представителями исполнителя и заказчика, в которых фиксируются объемы выполненных
работ, их соответствие запланированным, наличие или отсутствие претензий
заказчика к исполнителю по объему и качеству выполненных работ. Кроме того, в
сфере культуры неоднократно предпринимались попытки введения паспортов
учреждений культуры, в которых систематически фиксировались итоги и оценки их
деятельности.
Статистический учет и
отчетность
На
основе данных текущего учета регулярно (обычно один раз в год) составляется
статистический отчет. Статистический отчет заключается в заполнении специальной
табличной формы. Для каждого типа учреждений культуры заполняется своя типовая
форма статотчета согласно альбому типовых форм Государственного Комитета по
статистике (Госкомстата). В содержание такой формы входит подробная инструкция
по ее заполнению, так что подготовка статистического отчета обычно особого
труда не составляет – при условии хорошо налаженного текущего учета. В
противном случае оформление статотчета превращается в «творчество»
сомнительного характера.
Форма
статотчета заполняется в трех экземплярах по истечении отчетного года,
подписывается руководством фирмы и передается (высылается) в региональный орган
Госкомстата и вышестоящую ведомственную инстанцию (учредителю). Один экземпляр
остается в архиве учреждения.
Вышестоящие
инстанции иногда требуют в качестве приложения к статистическому отчету
подробную пояснительную записку о деятельности учреждения культуры (годовой
информационный отчет). Госкомстату такой отчет не требуется.
При
всей уязвимости для критики действующих форм статистической отчетности они
играют важнейшую роль, создавая информационную базу данных о состоянии и работе
сферы культуры в региональном масштабе и масштабе страны в целом. Поэтому
статистические показатели не могут произвольно меняться – в этом случае может
наступить так называемый «обрыв в статистике» – ситуация, делающая невозможным
прослеживание тенденций развития, в том числе и в историческом масштабе,
затрудняет сопоставление различных периодов развития сферы и общества.
Творческий отчет
В
этом случае речь идет о специфических мероприятиях, на которых учреждения
демонстрируют образцы достигнутого уровня своей работы. Это могут быть
концерты, выставки, спектакли, фестивали, комплексные мероприятия. Подобные творческие
отчеты могут проводиться различного уровня: отдельных коллективов, мастеров и
исполнителей, учреждений и организаций, могут быть отчетные акции регионального
масштаба и даже республиканского уровня («дни культуры» или фестивали).
Творческий
отчет решает ряд задач:
–
демонстрация лучших образцов работы;
–
оценка итогов работы за определенный период;
–
реклама и пропаганда (продвижение имиджа и репутации) деятельности учреждения и
его самого;
–
вербовка новых клиентов, потребителей и активных участников деятельности
организации.
По
своим задачам творческий отчет переплетается с public relations и вполне может
рассматриваться также как одна из форм PR.
Творческие
отчеты имеют место не только в сфере культуры. Менеджмент практически во всех
других сферах и отраслях прибегает к выставкам продукции, дням открытых дверей
и другим акциям, носящим характер творческого отчета.
Чтобы
мероприятие могло рассматриваться в качестве творческого отчета, оно должно
отвечать нескольким требованиям:
– на
нем должен быть продемонстрирован лучший опыт работы;
–
сценарий проведения должен предполагать возможность оценки демонстрируемых
образцов работы (экспертный опрос, анкетирование посетителей или участников,
книгу отзывов, проведение конференций и т.п.);
–
итоги творческого отчета, и особенно оценки должны стать предметом специального
анализа (совещания, семинара) для определения перспектив дальнейшей
деятельности.
Список литературы
Андреев
С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс, 2002. – 312 с.
Законодательство
о культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев]. – М.: Касаткина, 2001. – 471 с.
Законодательная
политика и правовое регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ./
М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. – М.: РИК.
Морозова
Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.:
Михайлов, 2002. – 317 с.
Новаторов
В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
Религия,
образование, культура: необходимость диалога: Форум интеллигенции, Уфа, 24-25
нояб. 2000 г./ Сост. Филатов С.А. – М.: Фонд социал.-экон. и интеллектуал.
прогр., 2001. – 223 с.
Тульчинский
Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. –
СПб.: Лань, 2001. – 382 с.
Шкута
А.А. Практическое мышление менеджера/ Под общ. ред. М.З. Бора. – М.: Финпресс,
1998. – 220 с.
Экономические
отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. –
СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992. – 145 с.