Министерство образования Российской Федерации ГОУ ВПО Ростовский Государственный Экономический Университет РИНХ Кафедра рег. экономики и природопользования Реферат на тему Влияние транспорта на окружающую среду Выполнила студентка Сулацкая Е. Код 03142 Группа 516 Факультет финансовый
Специализация финансы и кредит Проверил к.э.н. старший преподаватель А.В Карпиленко Ростов- на- Дону 2003 Содержание Введение 3стр. Против природы на авто.3стр. Авиация и ракетоносители.6стр. Загрязнение окружающей среды судами 8стр. Декларация и Общеевропейская программа по транспорту, Охране окружающей среды и здоровья10стр
Заключение 11 стр. Приложение.13стр. Список используемой литературы 15стр. 1 Введение Транспортный комплекс , в частности в России, включающий в себя автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный и авиационный виды транспорта один из крупнейших загрязнителей атмосферного воздух его влияние на окружающею среду выражается, в основном, в выбросах в атмосферу токсикантов с отработавшими газами транспортных двигателей и вредных веществ от стационарных источников, а также в
загрязнении поверхностных водных объектов, образовании твердых отходов и воздействии транспортных шумов. К главным источникам загрязнения окружающей среды и потребителям энергоресурсов относятся автомобильный транспорт и инфраструктура автотранспортного комплекса. Загрязняющие выбросы в атмосферу от автомобилей по объему более чем на порядок превосходят выбросы от железнодорожных транспортных средств. Далее идут в порядке убывания воздушный транспорт, морской
и внутренние водный. Несоответствие транспортных средств экологическим требованиям, продолжающееся увеличение транспортных потоков, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог-все это приводит к постоянному ухудшению экологической обстановки. Так как автотранспорт по сравнение с другими видами транспорта приносит наибольший вред окружающей среде, мне бы хотелось подробней остановиться именно на нем. 2 Против природы на авто Мысль о том , что с автотранспортом нужно что- то делать, крутиться в голове
каждого сознательного человека. Страшный уровень загазованности воздуха, по сумме вредных газов ПДК, например, в Москве в 30 раз превышает предельно допустимую норму. Жизнь в мегаполисах стала невыносимой. Токио, Париж, Лондон, Мехико, Афины задыхаются от избытка автомобилей. В Москве более 100 дней в году смог. Почему Никто не хочет понять, что энергия, которую потребляет
автомобильный транспорт, превышает во много раз все экологические нормы. Об этом много сказано и написано, но вопрос остается нерешенным, так как никто не вникал в суть проблемы. И поэтому автотранспорт самый энергетически невыгодный. Избыточное количество воздуха от автомобильного выхлопа вызвало европейский потоп летом 2002 года наводнение в Германии, Чехословакии, Франции, Италии, в Краснодарском крае,
Адыгее. Засуха и смог в центральных областях европейской части России, в Московской области. Потоп можно объяснить тем, что к атмосферным течениям и флюктуациям воздушных потоков добавились мощные потоки горячего воздуха от автомобильного выхлопа CO2 и паров H2O отработанных газов из Центральной и Восточной Европы, где рост количества автомобилей превысил все допустимые нормы.
Числшо автомобилей на трассах и городах у нас возросло в 5 раз . от этого резко увеличились тепловое нагревание воздуха и его объем от паров автомобильного выхлопа. Если в 1970-е годы нагрев атмосферы автомобильным транспортом был значительно меньше нагрева поверхности Земли от солнца, то в 2002 году количество двигающихся машин возросло во столько раз, что нагрев атмосферы от автомобилей становится соизмерим с нагревом от солнца и резко нарушает климат атмосферы.
Нагретые CO2 и пар H2O от автомобильного выхлопа дают избыток воздушной массы в центре России, эквивалентный потокам воздуха с Гольфстрима, и весь этот избыточный нагретый воздух повышает атмосферное давление. И когда ветер дует в сторону Европы, здесь сталкивается два потока с Атлантического океана и из России, дающие такое избыточное количество осадков, которое ведет к
Европейскому потопу. Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО увеличиваются в 4 5 раз. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца.
Около 70 свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30 оседает на земле сразу, а 40 остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5 3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине Содержание свинца в бензине, гл0,15 0,20 0,25 0,50
Концентрация свинца в воздухе, мкгм3 0,40 0,50 0,55 1,00 Доля участия автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного воздуха крупных городов мира составляет, Оксид углерода Оксиды Азота Углеводороды Москва 96,3 32,6 64,4 Санкт-Петербург 88,1 31,79 Токио 99 33 95 Нью-Йорк 63 В некоторых городах концентрация СО в течении коротких периодов достигает 200 мгм3 и более, при нормативных
значениях максимально допустимых разовых концентраций 40 мгм3 США и 10 мгм3 Россия. В Московской области ОГ отработанные газы автомобилей CO,CH, CnHm - создают смог, и высокое давление приводит к тому, что дым горевших торфяников стелется по земле, не уходит вверх, суммируется с ОГ, в результате ПДК в сотни раз превышает допустимую норму. Это приводит к развитию широкого спектра заболеваний бронхиты,
пневмонии, бронхиальная астма, сердечная недостаточность, инсульты, язвы желудка, через который эти газы выделяются и увеличению смертности людей с ослабленным иммунитетом. Особенно трудно приходится детям6 бронхиты, бронхиальная астма, кашель, у новорожденных нарушение генных структур организма и неизлечимые болезни, в итоге увеличение детской смертности на 10 в год. У здоровых людей организм справляется с отравленным воздухом, но на это уходит так много физиологических
сил, что в результате все эти люди теряют работоспособность, производительность труда падает, а мозг работает совсем плохо. Для уменьшения скольжения при езде автомобилей зимой улицы посыпают солью, создавая при этом невероятную грязь и лужи. Эта грязь и сырость переносится в троллейбусы и автобусы, в метро и переходы, подъезды и квартиры, обувь от этого портится, засоление почвы и рек убивает все живое, губит деревья и травы, рыба и вся водяная живность- разрушается экология.
В России на 1 км автомобильных дорог приходится от 2 до 7 га. При это не только изымаются сельскохозяйственные, лесные и другие земли, но и происходит расчленение территории на отдельные замкнутые участки, что нарушает обитания популяций диких животных. Около 2млр тонн нефти потребляет автомобильный и дизельный транспорт6 автомобили, трактора, суда, комбайны танки, самолеты. Разве это не безумие, 2млр тонн нефти выбрасывать на ветер и только 39млн тонн использовать
для перевозки грузов. При этом , например, в США нефть закончится через 10 лет, через 20 лет останется военный резерв через 30 лет черное золото будет стоить дороже желтого. Если не изменить расход нефти , то через 40 лет не останется ни капли. Без нефти цивилизация погибнет, не достигнув зрелого возраста, способности возродить цивилизацию в другом месте. Меры предпринимаемые в России для уменьшения отрицательного влияния автотранспорта на
окружающую среду Принимаются меры для улучшения качества отечественного автомобильного топлива растет выпуск высокооктанового бензина российскими заводами, организовано производство экологически более чистого бензина в АО Московский нефтеперерабатывающий завод. Однако импорт этилированных бензинов сохраняется. В результате в атмосферу от автотранспорта поступает меньше свинца.
Существующее законодательство не позволяет ограничить ввоз в страну старых автомобилей с низким эксплуатационными характеристиками, и количество иномарок с большим сроком службы, не отвечающих нормам государственных стандартов. Контроль за соблюдением экологических требований при эксплуатации автотранспорта осуществляют региональные отделения Российской транспортной инспекции Минтранса в тесном взаимодействии с Госкомэкологии
России. В ходе широкомасштабной операции Чистый воздух, в которой приняли участие все отделения Ространсинспекции, установлено, что практически во всех субъектах РФ доля автомобилей, эксплуатируемых с превышением действующих нормативов по токсичности и в отдельных регионах достигает 40. По предложению отделений Ространсинспекции на большинстве территорий субъектов РФ введены талоны токсичности для автомобилей. В последние годы, несмотря на рост числа автомобилей,
в Москве наметилась тенденция стабилизации объема выбросов вредных веществ. Основные факторы, позволяющие поддерживать такую ситуацию внедрение католических нейтрализаторов отработавших газов ввод в действие обязательного экологического сертифицирования автомобилей, принадлежащих юридическим лицам существенное улучшение топлива на АЗС. В целях снижения загрязнения окружающей среды продолжается перевод предприятий дорожного хозяйства с жидкого топлива на газ.
Принимаются меры для улучшения экологической ситуации в районах размещения асфальтобетонных заводов и асфальтосмесительнх установок6 модернизируется очистное оборудование, совершенствуются мазутные горелки. 3.Авиация и ракетоносители Применение газотурбинных двигательных установок в авиации и ракетостроении поистине огромно. Все ракетоносители и все самолеты кроме пропеллерных на которых стоят ДВС используют тягу этих установок. Выхлопные газы газотурбинных двигательных установок
ГТДУ содержат такие токсичные компоненты, как СО, NОx, углеводороды, сажу, альдегиды и др. Исследования состава продуктов сгорания двигателей, установленных на самолетах Боинг-747, показали, что содержание токсичных составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима работы двигателя. Высокие концентрации СО и CnHm n номинальное число оборотов двигателя характерны для
ГТДУ на пониженных режимах холостой ход, руление, приближение к аэропорту, заход на посадку, тогда как содержание оксидов азота NOx NO, NO2, N2O5 существенно возрастает при работе на режимах близких к номинальному взлет, набор высоты, полетный режим. Суммарный выброс токсичных веществ самолетами с ГТДУ непрерывно растет, что обусловлено повышением расхода топлива до 20 30 тч и неуклонным ростом числа эксплуатируемых самолетов. Наибольшее влияние на условия обитания выбросы
ГТДУ оказывают в аэропортах и зонах, примыкающих к испытательным станциям. Сравнительные данные по выбросам вредных веществ в аэропортах показывают, что поступления от ГТДУ в приземный слой атмосферы составляют Оксиды углерода 55 Оксиды азота 77 Углеводороды 93 Аэрозоль 97 остальные выбросы выделяют наземные транспортные средства с ДВС. Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными двигательными установками происходит главным
образом при их работе перед стартом, при взлете и посадке, при наземных испытаниях в процессе их производства и после ремонта, при хранении и транспортировке топлива, а так же при заправке топливом летательных аппаратов. Работа жидкостного ракетного двигателя сопровождается выбросом продуктов полного и неполного сгорания топлива, состоящих из O, NOx, OH и др. При сгорании твердого топлива из камеры сгорания выбрасываются H2O, CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы
Al2O3 со средним размером 0,1 мкм иногда до 10 мкм. В двигателях космического корабля Шатл сжигается как жидкое так и твердое топливо. Продукты сгорания топлива по мере удаления корабля от Земли проникают в различные слои атмосферы, но большей частью в тропосферу. В условиях запуска у пусковой системы образуется облако продуктов сгорания, водяного пара от системы
шумоглушения, песка и пыли. Объем продуктов сгорания можно определить по времени обычно 20 с работы установки на стартовой площадке и в приземном слое. После запуска высоко температурное облако поднимается на высоту до 3 км и перемещается под действием ветра на расстояние 30 60 км, оно может рассеятся, но может стать и причиной кислотных дождей. При старте и возвращении на Землю Ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземный
слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов. За 40 лет существования космонавтики в СССР и позднее России произведено свыше 1800 запусков ракет-носителей. По прогнозам фирмы Aerospace в XXI в. для транспортировки грузов на орбиту будет осуществляться до 10
запусков ракет в сутки, при этом выброс продуктов сгорания каждой ракеты будет превышать 1,5 тс. Согласно ГОСТ 17.2.1.01 76 выбросы в атмосферу классифицируют 1 по агрегатному состоянию вредных веществ в выбросах, это газообразные и парообразные SO2, CO, NOx углеводороды и др. жидкие кислоты, щелочи, органические соединения, растворы солей и жидких металлов твердые свинец иего соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества и др.
2 по массовому выбросу, выделяя шесть групп, тсут 1 менее 0,01 вкл. 2 свыше 0,01 до 0,1 вкл. 3 свыше 0,1 до 1,0 вкл. 4 свыше 1,0 до 10 вкл. 5 свыше 10 до 100 вкл. 6 свыше 100. В связи с развитием авиации и ракетной техники, а также интенсивным использованием авиационных и ракетных двигателей в других отраслях народного хозяйства существенно возрос их общий выброс вредных примесей в атмосферу. Однако на долю этих двигателей приходится пока не более 5
токсичных веществ, поступающих в атмосферу от транспортных средств всех типов. 4. Загрязнение окружающей среды судами Морской флот является существенным источником загрязнения воздушная атмосферы и мирового океана. Жестокие требования международной морской организации ИМО от 1997 года по контролю качества выпускных газов судовых дизелей и удаляемых за борт льяльных, бытовых и сточных вод направлены на ограничение отрицательного воздействия эксплуатируемых судов на
окружающую среду. Для уменьшения загрязнения газов при работе дизеля металлами, сажей и другими твердыми примесями дизеле-и судостроители вынуждены в кратчайшие сроки оборудовать судовые энергетические установки и пропульсивные комплексы техническими средствами по очистке выпускных газов, более эффективными сепараторами льяльных нефтесодержащих вод, очистителями сточных и бытовых вод, современными инсинераторами. Рефрижераторы, танкерыгазо-и химовозы, некоторые другие суда являются источниками загрязнения атмосферы
фреонами окислами азота0, используемых в качестве рабочего тела в холодильных установках. Фреоны разрушают озоновый слой атмосферы Земли, являющийся охранным щитом для всего живого от жестокого излучения ультрафиолетового излучения. Очевидно, что чем тяжелее топливо используемое для тепловых двигателей, тем больше в нем тяжелых металлов. В связи с этим применение на судах природного газа и водорода, наиболее экологически чистых видов топлива, является весьма перспективным.
Отработавшие газы дизелей, работающих на газовом топливе, практически не содержат твердых веществ сажи , пыли ,а также окислов серы, гораздо меньше содержат угарного газа и несгоревших углеводородов. Серный газ SO2 входящий в состав выпускных газов, окисляясь до состояния SO3, растворяется в воде и образует серную кислоту, в связи с чем степень вредности SO2 для окружающей среды вдвое выше, чем окислов азота
NO2 эти газы и кислоты нарушают экологический баланс. Если принять за 100 весь ущерб от эксплуатации транспортных судов, то, как показывает анализ, экономический ущерб от загрязнения морской среды и биосферы в среднем составляет 405 , от вибрации и шума оборудования и корпуса судна-22, от коррозии оборудования и корпуса 18, от ненадежности транспортных двигателей 15, от ухудшения здоровья экипажа-5. Правила ИМО от 1997 г. ограничивают предельное содержание серы в топливе
на ровне 4,5 , а на ограниченных акваториях например, в Балтийском регионе до 1,5. Что касается окислов азота Nox, то для всех новых строящихся судов установлены предельных нормы их содержания в выпускных газах в зависимости от частоты вращения коленчатого вала дизеля, что уменьшает загрязнения ими атмосферы на 305. При этом значение верхнего предела содержания Nox, у малооборотных дизелей выше, чем у средне и высокооборотных,
так как они располагают большим временем на сгорания топлива в цилиндрах. В результате анализа всех отрицательных факторов, влияющих на окружающую среду при эксплуатации транспортных судов, можно сформулировать основные мероприятия, направленные на уменьшения этого воздействия - применение более качественных сортов моторного топлив, а также природного газа и водорода в качестве альтернативного топлива - оптимизация рабочего процесса в дизеле на всех эксплуатационных режимах с широким внедрением
систем электронно-управляемого впрыска топлива и регулирования фаз газораспределения и топливоподачи, а также оптимизации подачи масла в цилиндры дизеля - полное предотвращение пожаров в утилизационных котлах благодаря оборудованию их системами контроля температуры в полости котла, пожаро-тушения, сажеобдува - обязательное оборудование судов техническими средствами по контролю качества уходящих в атмосферу выпускных газов и удаляемых за борт нефтесодержащих, сточных и бытовых вод - полное запрещение использования
на судах для любых целей азотосодержащих веществ в рефрижераторных установках, противопожарных системах и т д предотвращение протечек в сальниковых и фланцевых соединениях и судовых системах эффективное применение валогенераторных установок в составе судовых электроэнергетических систем и переход к эксплуатации дизель- генераторов с переменной частотой вращения. Таким образом нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами, разрабатываются
и уже выпускаются автомобили на аккумуляторных батареях, при современных темпах прогресса можно надеяться на то что вскоре появятся и экологически чистые авиационные и ракетные двигатели. Правительства принимают решения против загрязнения планеты. Об этом свидетельствует и принятая декларация. ДЕКЛАРАЦИЯ И ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОГРАММА ПО ТРАНСПОРТУ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ В Декларации подтверждается намерение продолжить работу в целях обеспечения развития экологически чистого транспорта. Рамочная стратегия Общеевропейской Программы уделяет внимание особым потребностям и проблемам новых независимых государств СНГ, а также экологически наиболее уязвимым районам этого региона. Представители МПС России приняли участие во Втором совещании по вопросам транспорта, окружающей среды
и здоровья под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН ЕЭК ООН и Всемирной организации здравоохранения ВОЗ, которое состоялось 5 июля 2002 года в Женеве Швейцария. В совещании участвовали представители 39 стран, ЕЭК ООН, ВОЗ, Комиссии Евросоюза, ряда международных правительственных и неправительственных организаций.
Российскую делегацию возглавлял первый заместитель Министра транспорта А.П.Насонов. На встрече были рассмотрены вопросы среднесрочного обзора Программы совместных действий, принятой государствами-членами ЕЭК ООН на Региональной конференции по транспорту и окружающей среде Вена, ноябрь 1997 г. и оценки осуществления Хартии по транспорту, окружающей среде и охране здоровья,
принятой на Третьей Конференции на уровне министров по окружающей среде и охране здоровья Лондон, июнь 1999 г Также были обсуждены вопросы принятия Общеевропейской Программы по транспорту, охране окружающей среды и здоровья и принятие Декларации по транспорту, окружающей среде и охране здоровья. В ходе работы совещания было признано, что в современном мире происходит стремительное развитие автомобильного
транспорта, следствием чего является резкое ухудшение экологической обстановки. Поэтому возникла необходимость разработать и осуществить на международном уровне комплекс эффективных мер по всестороннему развитию экологически чистых видов транспорта. В тоже время отмечалось, что обеспечение экологической безопасности транспорта требует существенных размеров инвестиций, а большинство стран мира их не имеет.
В новых независимых государствах СНГ и государствах Восточной Европы в настоящее время не хватает финансовых средств на развитие и модернизацию железнодорожного транспорта, который является экологически более чистым. Происходит старение основных фондов и, как следствие, снижается экологическая безопасность железных дорог, их конкурентоспособность. В ходе работы Второго совещания по вопросам транспорта, окружающей
среды и здоровья под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН ЕЭК ООН и Всемирной организации здравоохранения ВОЗ была принята Декларация и Общеевропейская Программа по транспорту, охране окружающей среды и здоровья. В Декларации транспорт выделен в качестве одного из приоритетных направлений деятельности на национальном и международном уровнях для достижения цели устойчивого развития.
Подтверждается намерение продолжить работу в целях обеспечения развития транспорта, отвечающего требованиям охраны окружающей среды и здоровья экологически чистого транспорта. Декларация содержит постановление о принятии Общеевропейской Программы по транспорту, охране окружающей среды и здоровья, которая будет выполняться под эгидой ЕЭК ООН и ВОЗ, состоящей из трех компонентов рамочной стратегии плана работы, включающего ряд отдельных
конкретных мероприятий создания Руководящего комитета по транспорту, окружающей среде и охране здоровья, который будет стимулировать, контролировать, координировать выполнение Программы. Рамочная стратегия Общеевропейской Программы особое внимание уделяет интеграции аспектов охраны окружающей среды и здоровья в транспортную политику управлению спросом на перевозки и перераспределению их по видам транспорта в сторону экологически чистых видов особым потребностям и проблемам новых независимых
государств СНГ, а также экологически наиболее уязвимым районам этого региона. Заключение Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещ успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.
Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим наджные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком. Приложение Запасы нефти Доказанные запасы нефти 1999 г млрд.т2001г млрд .т
Всего 139142 Саудовская Аравия3535,8 Ирак15,515,4 Кувейт13,312,9 Абу Даби ОАЭ12,512,7 Иран12,312.3 Венесуэла10,010,6 Россия6,636,57 Мексика6,66,5 США3,02,9 Список используемой литературы 1 Журнал Природа и человек. 8 2003 изд. Наука Москва 2000г 2 Журнал Морской флот 11-12 2000год изд. РИЦ 3 Журнал
Конверсия в машиностроении 1 2001 г изд . Москва Инфромконверсия. 4 Журнал Энергия экономика, техника. Экология. 11 1999год изд. Наука Москва 1999 5 Журнал Eco News 5 2002г www.statsoft.ru 6 Информационный портал по статистике транспорту и таможне www.logistic.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |