Реферат по предмету "Биология"


Виды и характер воздействия опасностей

Содержание 1 Виды и характер воздействия опасностей.2 Метеоусловия 3 Запыленность и загазованность воздухав рабочих зонах 4 Уровни электробезопасности5 Список литературы Виды и характер воздействия опасностей В процессе жизнедеятельности человека постоянно сопровождаютопасности. Опасность может возникнуть в окружающей человека внешней среде или в самом человеке.

Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения при определенных обстоятельствах вреда. Под опасностью чащевсего понимается угроза природной, техногенной, социальной, военной,экономической и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья или смерти человека, атакже нанесению ущерба окружающей среде. По масштабам распространения опасности варьируются от угрозы отдельному человеку доопасности глобальных

катастроф. К основным показателям опасностиотносятся интенсивность и риск. Интенсивность опасности - степень ее напряженности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожаемогособытия, его количественной и качественной характеристиками. Количественная характеристика включает повторяемость угроз за определенный период времени и масштабы их проявления. Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события.

Риск- вероятность наступления опасности с конкретными последствиями и неопределенной величиной ущерба. Например, рискзаболевания, риск получения травмы, риск проживания в сейсмическиопасной зоне. Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб вситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своейвеличины.

В настоящее время возникла и активно развивается теория рисков,которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано со снижением безопасности человека в результате возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно-технического прогресса, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходят ранее существовавшие.

Это обусловлено структурными и технологическими сдвигами в экономике, связан-ными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического про-странства и др. ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов глобальными изменениями природной среды потепление климата,образование озоновых дыр в атмосфере увеличением концентрации и возникновением новых загрязнителейи форм нарушения качества окружающей среды, в частности высоко-токсичных химических соединений,

мутагенных и канцерогенных органических веществ и др. информационным давлением на психику человека, приводящим краспространению большого числа психических расстройств появлением новых заболеваний наркомании, СПИДа и др. усилением военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки. В результате действия перечисленных опасностей увеличиваютсямасштабы и количество рисков. Управление рисками становится однойиз актуальных и сложных проблем.

Понятия опасности и риска являются основными в концепциибезопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимостидостижения допустимых на данном этапе уровней ряска и безопасности. Виды рисков. Существует ряд классификационных признаковрисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских ипрочих, позволяющих свести их в определенные группы.

Ниже приводятся виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности. По масштабам распространения различают риски, приходящиесяна отдельного человека, группу людей, население региона, нацию, все человечество. С позиций целесообразности риск бывает обоснованным и необоснованным безрассудным. По волеизъявлению подразделяют вынужденный и добровольный риски. По отношению к сферам человеческой деятельности выделяютэкономический, социально-бытовой, политический,

технологическийриски и риск в природопользовании. По степени допустимости риск бывает пренебрижимый, приемлемый, предельно допустимый, чрезмерный. Пренебрежимыйриск имеет настолько малый уровень, что он находится в пределахдопустимых отклонений естественного фонового уровня. Приемлемый риск допускает такой уровень риска, с которым мирятся,учитывая технико-экономические и социальные возможности обществана данном этапе развития.

Предельно допустимый рискпредставляет собой максимальный риск, который не должен превышаться независимо от ожидаемой выгоды. Чрезмерный рискхарактеризуется исключительно высоким его уровнем, который в подавляющем большинстве случаев приводит к негативным последствиям. На практике достичь нулевого уровня риска невозможно. Пренебрежимый риск в настоящих условиях также не может быть обеспечен, так как отсутствуют технические

и экономические предпосылкидля этого. Поэтому современная концепция безопасности жизнедеятельности исходят из приемлемого риска. Величину приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм, который позволяет распределять расходы обществана достижение заданного уровня безопасности между природной, техногенной и социальной сферами. Необходимо поддержание сбалансированных затрат в указанные сферы, поскольку нарушение соотношения в пользу одной из сфер резко увеличит риск, и его уровень выйдет за

границу приемлемого. Так, сокращение расходов на охрану окружающей среды в пользу техногенной и социальной сфер вызовет деградацию природы и снижение качества жизни человека в результате загрязнения атмосферы, воды, почвы и связанных с ними последствий впищевом рационе, ростом заболеваемости, ухудшением комфортныхусловий и т.д Вместе с тем, недостаточность выделения средств наподдержание и развитие техногенной сферы приведет к отсталостипроизводственных технологий, росту травматизма и общему падениюобъемов производства.

Снизится также уровень обороноспособностистраны. С другой стороны, снижение затрат на социальную сферу прямовлияет на жизнеобеспечение людей и повышает риск в связи с обнищанием, криминализацией общества. Для определения минимального значения общего риска необходимо построение трехмерной модели, отображающей зависимости уровней рисков, возникающих в природной, техногенной и социальной сфе-рах соответственно Кп, Кг, К от величины затрат в эти сферы Кп, Кт,Кс.

Упрощенной графической иллюстрацией приведенных рассуждений могут служить зависимости уровней рисков Кпт и Кс от суммар-ных затрат в природную и техногенную сферы Кпт и затрат в социаль-ную сферу Кс. Выражение Ков Кщ К, является целевой функцией,экстремальное значение которой соответствует минимальному общемуприемлемому риску Код пил и оптимальному выбору величины затратКот. в различные сферы жизнедеятельности рис.

2. R 3 1 Rобш min 2 К Копт Рис. 2. Зависимость уровня риска R от величины затрат К природную, техногенную и социальную сферы 1 - уровень рисков, возникающих в природной и техногенной сферах 2 - уровень рисков,возникающих в социальной сфере 3 - урока, общего приемлемого риска Определение величины риска по материалам 2. Величинуриска в жизнедеятельности человека R рассчитывают как отношениеколичества свершившихся событий с негативными последствиями n кмаксимально

возможному их количеству N, на которое могут распро-страниться негативные последствия, за конкретный временной периодпо формуле RnN1 N Формула 1 позволяет рассчитать величину общего и групповогориска. При оценке общего риска величина N обозначает максимальноеколичество всех событий, а при оценке группового риска - максималь-ное количество событий в конкретной группе, выбранной из их общегоколичества по определенному признаку. В частности, в группу могутвходить люди по принадлежности к одной профессии, полу, возрасту

группу может составлять также подвижной состав одного типа одинкласс субъектов хозяйственной деятельности и т.д. Характерным примером определения общего риска служит расчетчисленного значения общего риска гибели человека в дорожно-транспортном происшествии в РФ. Согласно статистическим данным,ежегодно в стране в результате ДТП погибает примерно 35 000 чело-век, то есть n 3,5 10 4 чел.

Риску попасть в ДТП подвергается практи-чески все население страны, т.е. N 1,5 10 8 чел. Отсюда определяетсячисленное значение общего риска R3,51041,51082,3310-4 Для сравнения приводятся расчетные значения общего риска гибе-ли человека на видах транспорта в США Автомобильный транспорт 3 10-4 Водный 9 10-6 Воздушный 9 10-6 Железнодорожный 4 10-6 Общий совокупный риск 3,2 10-4

Риск гибели в различных сферах жизнедеятельности человека вразвитых странах составляет Природная сфера 110-5 Техногенная сфера 1 10-3 Социальная сфера 1 10-4 Максимально приемлемым уровнем общего риска гибели человекаво многих странах мира принята величина Rобш 10 -6 в год, а группово-го профессионального риска - в среднем 2,5 10 -6в год. Сведения о характеристиках рисков как основных показателейопасности позволяют оценить потенциальное

воздействие опасности нажизнедеятельность человека. Источники и факторы опасности. Опасность может возникнутьпри любой деятельности человека и различных состояниях окружающейсреды. Источник опасности находится в телах, объектах и явлениях мате-риального мира, с которыми человек непосредственно соприкасается впроцессе своей деятельности. Это вызывает в среде жизнедеятельностиактивизацию факторов опасности.

Метеоусловия Общие вопросы безопасности жизнедеятельности, рассмотренныеприменительно к сферам существования человека, являются основойдля изучения вопросов безопасности жизнедеятельности на транспорте,так как функционирование транспорта и его инфраструктуры происхо-дит в природной, производственной и социальной сферах. Вместе с тем,следует учитывать специфические особенности транспорта, влияющиена характер проявления опасностей и способы защиты от них. Одной из особенностей транспорта является высокая степень зависимости

его функционирования от природных факторов. Большое влияние на характер движения транспортных средств оказывают метеорологические условия. Неблагоприятные метеорологические условия могут значительно осложнить и даже приостановить работу транспорта. Метеорологические условия характеризуют состояние атмосферы иатмосферных процессов. К таким условиям относятся температура, дав-ление, влажность воздуха, ветер, облачность и осадки, туманы, грозы, атакже продолжительность солнечного сияния, температура и состояниепочвы,

высота снежного покрова и др. Метеоусловия могут быть дли-тельно влияющими, как, например, отрицательная температура и снего-вой покров в зимнее время, и кратковременно проявляющимися - осад-ки, туман, гололед. Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от нали-чия и характера осадков, которые определяют дальность видимости,ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием. Особую опас-ность для всех видов транспорта представляет тумая.

Сильный тумансоздает почти полное отсутствие видимости, в результате чего скоростьдвижения транспортных средств должна быть резко снижена, а в авиа-ции и на водном транспорте движение может быть полностью прекра-щено. При низкой облачности ухудшаются условия взлета и посадкисамолетов, что иногда приводит к закрытию аэропортов. Грозовыефронты в атмосфере также представляют собой источник опасности длясамолетов и вертолетов. Температура и состояние почвы оказывают влияниена возможность использования и сроки существования

автозимников всеверных районах России. К автозимникам относятся сезонные дороги,сооруженные из снега и льда. По продолжительности эксплуатации топодразделяют на регулярные, возобновляемые каждую зиму времен-ные, используемые в течение одного или двух зимних сезонов разовогопользования, служащие для однократного пропуска транспортысредств. Автозимники прокладывают на суше или по льду рек, озерморей. Эксплуатация автозимников связана с ограничением допустимойнагрузки на ледяное полотно дороги в зависимости

от толщины льда.Для обеспечения безопасности движения по границе ледовой переправыустанавливают вехи и знаки допустимой нагрузки, скорости транспортных средств, интервалы движения, часы работы, особые условия движения и т.д. На переправе не допускаются остановка и обгон. Перевозкпассажиров через ледовые переправы запрещается. При повышенютемпературы несущая способность автозимников снижается.

Они становятся опасными для движения. Состояние почвы является важным условием функционирования нетолько автозимников, но и регулярных дорог, действующих всесезонно.В весенний период грунт дорожного земляного полотна переувлажняется, и его прочность снижается. Разжиженный грунт оказывает слабоесопротивлению нагрузке, создаваемой колесами автомобиля на дорожную одежду, которая под их воздействием прогибается, а после снятьнагрузки возвращается в прежнее положение.

В это время, являющеесясамым неблагоприятным для эксплуатации, дорога выполняет своифункции в большей степени за счет дорожной одежды и подвержен разрушению. Находящаяся в грунте земляного полотна вода постоянно переме-шается от мест с большей влажностью к более сухим и от более нагретых к холодным. Вследствие этого, вода, проникшая в поры земляногополотна, при снижении температуры почвы до отрицательных значенийзамерзает, увеличиваясь в объеме на 111 часть

от первоначального. Врезультате частицы грунта раздвигаются, и происходит выпучиваниерожной одежды. При оттаивании грунта происходит обратное явле-ние дорожная одежда оседает, ее несущая способность снижается. По-этому в весенний период на дорогах низших категорий вводят ограни-чение для движения транспортных средств большой грузоподъемности.Скользкие дороги являются, согласно статистике, одной из главных причин автотранспортных аварий и катастроф. До 30 аварийга автомобильном транспорте в зимний период обусловлены

гололедными явлениями. На большей части территории России длительностьэтого периода составляет от 5 до 50 дней. Гололедом называют образо-вание слоя льда на поверхности дорожного покрытия. Гололед образует-я в результате выпадения дождя или мороси при положительной тем-температуре воздуха 3 С на покрытие с отрицательной температурой. В95 случаев появление гололеда происходит при температуре

воздуха,приближающейся к 0 С, и относительной влажности воздуха от 80 до100. При возникновении скользкости коэффициент сцепления шин споверхностью дороги уменьшается до 0,08 - 0,15, что приводит к рез-кому снижению безопасности движения. На железных дорогах условия торможения грузовых поездов в утренние часы с инеем и заморозками ухудшаются. Это приводит к раз-рывам составов. Высота и состояние снежного покрова на дороге такжесоздают опасность

для транспорта. Снежный покров на территории России содержится от 200 дней в северных районах до нескольких дней вюжных. Наличие снега на проезжей части уже с высотой в 3 - 5 см вы-зывает необходимость снижения скорости движения автомобилей, а привысоте свыше 25 см движение становится невозможным. Уплотнениеснега колесами движущихся автомобилей приводит к созданию снежно-го наката со скользкой поверхностью. Снежные заносы на железныхдорогах образуют помехи движению и могут

вызвать его прекращение. Основным способом защиты дорог от снежных заносов и борьбы сналедями является снегоочистка - один из наиболее распространенных видов работ по зимнему содержанию дорог, но в то же время трудоем-кий и дорогостоящий. Сложную комплексную проблему безопасности жизнедеятельности авиации представляет наземное обледенение самолетов, котороеназывает влияние на летно-технические характеристики и может вызвать авиационные происшествия или предпосылки к ним.

Причемполеты современных самолетов на дальних магистральных линиях свя-заны с пересечением различных климатических зон, что обусловливает возможность образования обледенения практически в любое время года но наиболее часто на территории России оно возникает в весенний иосенний периоды. На практике встречаются различные виды наземного обледенения,среди которых можно выделить три основные группы. К первой группеотносится обледенение, образующееся в результате перехода сублиматции пара в

лед, минуя жидкое состояние. Оно может представлять со-бой иней, твердый кристаллический налет и кристаллическую измо-розь. Иней возникает в ясную тихую погоду в виде тонкого слоя ледя-ных кристаллов на поверхности предметов, создающих сильное тепло-вое излучение ночью и охлаждающихся при этом до температур ниже 0 С. Твердый кристаллический налет толщиной в несколько милли-метров появляется при потеплениях, когда предметы сохраняют более низкую отрицательную температуру по сравнению с пришедшими мас-сами теплого

воздуха. Кристаллическая изморозь образуется в тихую погоду при сильном морозе в виде рыхлых снегообразных кристалле льда вследствие пересыщения воздуха водяным паром. Все вышеука-занных виды обледенения непрочны и могут сравнительно легко уда-ляться с поверхности самолетов. Значительно более прочными являются ледяные отложения второй группы, которые обусловлены присутствием в атмосфере переохлаж-денной воды в виде капель дождя, тумана или мороси.

Они кристалли-зуются на поверхности самолетов и могут достигать больших размеров. Прочные образования представляют также наземные обледенения третьей группы, появляющиеся в результате замерзания на поверхностсамолета переохлажденного дождя, мокрого снега, конденсата водя-ных паров и т.д. В целях обеспечения безопасности полетов взлет самолетов запре-шается при образовании наземного обледенения любого вида. Это тре-бование записано в наставлении по производству полетов и руково-дствах

по летной эксплуатации и основано на многолетнем опыте, кото-рый показал, что присутствие даже самого незначительного обледенении на поверхности самолета может привести к авнацнонному происшестию при взлете. Благополучный взлет обледеневшего самолета возмо-жен, но степень риска настолько велика, что такие взлеты запрещаются не только при выполнении рейсов, но и в испытательных целях. На практике имели место случаи нарушения работы двигателей, возникновения опасных вибраций, кренения

на взлете на многих типах зарубеж-ных и отечественных самолетов. В легкомоторной авиации летные происшествия, связанные с наземным обледенением, происходят ежегодно. Для защиты от наземного обледенения проводят распыление поповерхности самолета противообледенительной жидкости с низкойтемпературой замерзания, которая способствует удалению ледяныхотложений и препятствует повторному обледенению. В отечественнойавиации используют противообледенительную жидкость

Арктика-200,которая предохраняет самолет от повторного обледенения в течение 30мин. Помимо этого, для удаления льда с поверхности самолета приме-няются тепловые обдувочные машины, которые эффективны лишь вслучае, когда процесс наземного обледенения прекратился. Иначе втечение времени руления самолета и его взлета лед образуется вновь. Наземное обледенение самолета более обширно и опасно в сравне-нии с обледенением его в полете, когда

лед образуется, как правело, лишьна лобовых частях самолета. При полетах с большой скоростью более600 кмч происходит кинетический нагрев самолета, предотвращающийотложение льда. Обледенение возникает во время взлета, набора высо-ты, снижения и захода на посадку. Обледенение является одним из наиболее сложных природных явлений, напрямую влияющих на безопасность и регулярность полетов в авиации. Запыленность и загазованность воздухав рабочих зонах

Воздушная среда производственных помещений, в которой содержат вредные вещества в виде пыли и газов, оказывает непосредственное влияние на безопасность труда. Воздействие пыли и газов на организм человека зависит от их ядовитости токсичности и концентрации в воздухе производственных помещений, а также времени пребывания человека в этих помещениях. Пыль. В производственных подразделениях транспортных предприятий может образовываться значительное

количество пыли. Пыль - аэрозоль с твердыми частицами дисперсной фазы размером преимущественно 10-4 10-1 мм. Являясь вредным производственнымфактором, пыль оказывает негативное воздействие на здоровье человека. В большом количестве пыль образуется при перегрузке и перевозкепылящих грузов цемента, угля, песка, щебня и др выполнении работпо техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава убороч-но-моечных, шлифовальных, термических, кузнечных, сварочных, ши- номонтажных, обойных, опиловочных и др

Производственная пыль по своему происхождению бывает двух видов - органическая и неорганическая. К органической относят пыль растительную древесную, зерновую, мучную, хлопковую, животнуюшерстяную, волосяную и искусственную органическую резиновую,пластмассовую. Неорганическая пыль бывает минеральная песок, асбест, стекловата и металлическая чугунная, медная, алюминиевая. Пыль различается своими размерами и формой частиц.

Частицы пыли бывают видимые - размером более 10 мкм, микроскопические -от 0,25 до 10 мкм и ультрамикроскопические - менее 0,25 мкм. Чеммельче частицы пыли, тем дольше они находятся в воздухе в виде аэрозоля и тем легче в процессе дыхания попадают в организм человека.Форма пылевых частиц обусловливает скорость их оседания, а такжестепень вредного воздействия. Пылевые частицы с зазубренными ост-рыми краями металлическая, минеральная пыль оседают медленнее яв большем количестве попадают в дыхательные пути.

При этом онимогут травмировать слизистые оболочки. Электрически заряженные частицы пыли быстрее захватываются организмом, и их количество, попадающее в трахею, бронхи, легкие, в 2 - 3 раза превышает количе-ство нейтральной пыли. Частицы, несущие электрический заряд, явля-ются агрессивными по отношению к внутренним органам человека. Характер воздействия пыли на организм человека зависит от еехимического состава, который определяет

биологическую активностьпыли. По этому признаку пыль подразделяют на пыль раздражающегодействия и токсическую. К первой относится неорганическая и древес-ная пыль. Токсической является пыль хрома, мышьяка, свинца и неко-торых других веществ. Попадая в организм человека, частицы такойпыли взаимодействуют с кровью и тканевой жидкостью, и в результатепротекания химических реакций образуют ядовитые вещества. Отдельные виды пыли могут растворяться в воде и биологическихжидких

средах крови, лимфе, желудочном соке, что может иметь какположительные, так и отрицательные последствия. Для нетоксическихпылей свойство растворимости способствует более быстрому их выведе-нию из организма, для токсических, наоборот, оно усугубляет отрица-тельное действие. Медико-биологические исследования показали непосредственнуюсвязь между количеством, концентрацией, химическим составом пыли врабочей зоне и возникающими профессиональными заболеваниямиработников транспорта.

В запыленном воздухе дыхание становитсязатрудненным, насыщение крови кислородом ухудшается, что предрас-полагает к легочным заболеваниям. Продолжительное действие пылина органы дыхания может привести к профессиональному заболеванию- пневмокониозу. Пневмокониоз характеризуется разрастанием соедини-тельной ткани в дыхательных путях. В группу пневмокониозов входитбольшое количество различных видов заболеваний легких - силикоз откварцевой пыли, антракоз от угольной пыли, сидероз от железосо-держащей пыли, асбестоз от асбестовой

пыли и др. Наряду с пневмокониозом, наиболее частым заболеванием, вызы-ваемым действием пыли, является бронхит. Он сопровождается силь-ными приступами кашля, одышкой. В бронхах скапливается мокрота, иболезнь хронически прогрессирует. Пыль, попадающая на слизистые оболочки глаз, вызывает их раз-дражение, конъюнктивит. Оседая на коже, пыль забивает кожные поры,препятствуя терморегуляции организма, и может привести к

дермати-там, экземам. Некоторые виды токсической пыли извести, соды, мышь-яка, карбида кальция при попадании на кожу вызывают химическиераздражения и даже ожоги. Мерами борьбы с производственной пылью являются рационализа-ция производственных процессов, организация общей и местной венти-ляции, замена токсичных веществ нетоксичными, механизация и авто-матизация процессов, влажная уборка помещений и др. Кроме того,применяются средства индивидуальной защиты респираторы, фильт-

рующие противогазы, марлевые повязки, защитные очки, специальнаяодежда из пыленепроницаемой ткани. Вредные пары и газы. При сжигании различных видов топлива,работе двигателей транспортных средств, гальванических процессах, вовремя окрасочных, сварочных и термических работ, а также при другихпроцессах на транспорте выделяется большое количество вредных газо-образных веществ. В большинстве случаев эти вещества являются ядовитыми, оказывающими сильное токсическое действие на

организмчеловека. Свойства их определяются химической структурой и агрегатным состоянием. В числе органических веществ, относящихся к ядам, на транспортенаиболее часто встречаются углеводороды ароматического ряда бензол,толуол, ксилол, их производные хлорбензол, нитробензол, анилин,спирты, альдегиды. Ядами неорганического происхождения являютсясоединения углерода, серы сероводород, сернистый газ, азота аммиак,оксиды азота, тяжелые и редкие металлы свинец, ртуть, цинк, марга-нец, кобальт, хром, ванадий.

Ядовитые вещества проникают в организм человека через дыха-тельные пути, желудочио-кишечный тракт, кожный покров. При дыха-нии яды, смешанные с воздухом, поступают в легкие. Во время приемапищи, особенно с загрязненных рук, а также курения яды попадают вжелудок и далее разносятся по организму. На участки кожи яды могутоказывать локальное болезненное воздействие. По степени воздействия на организм человека вредные веществаподразделяются на 4 класса 1-й - чрезвычайно

опасные, 2-й - высоко-опасные, 3-й - умеренно опасные, 4-й - малоопасные. Для отнесениявредных веществ к определенному классу опасности табл. 1 использу-ются следующие основные показатели 7. Предельно допустимые концентрации ПДК вредных веществ ввоздухе рабочей зоны - концентрации, которые при ежедневной кромевыходных дней работе в течение 8 ч или при другой продолжительно-сти, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего

стажа не могутвызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаружи-ваемых современными методами исследований в процессе работы или вотдельные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Таблица 1. Параметры разделения вредных веществна классы опасности Показатель Класс опасности 1-й 2-й 3-й 4-й Предельно допустимая кон-центрация ПДК вредныхвеществ в воздухе рабочейзоны, мгм3 Менее 0,1 0,1 -

1,0 1,1 -10,0 Более 10,0 Средняя смертельная доза привведении в желудок, мгкг Менее 15 15- 150 151-5000 Более 5000 Средняя смертельная доза принанесении на кожу, мгкг Менее 100 100-500 501-2500 Более 2500 Средняя смертельная концен-трация в воздухе, мгм3 Менее 500 500-5000 500150000 Более 50000 Коэффициент возможностиингаляционного отравления Более 300 300-30 29-3 Менее 3 Зона острого действия

Менее 6,0 6,0-18,0 18,1-54,0 Более 54,0 Средняя смертельная доза при введении в желудок - доля вещест-ва, вызывающая гибель 50 животных при однократном введении вжелудок. Средняя смертельная доза при нанесении на кожу - доля вещест-ва, вызывающая гибель 50 животных при однократном нанесении накожу. Средняя смертельная концентрация в воздухе - концентрация ве-щества, вызывающая гибель 50 животных при двух - четырехчасовомингаляционном воздействии.

Коэффициент возможности ингаляционного отравления отно-шение максимально достижимой концентрации вредного вещества ввоздухе при температуре 20 С к средней смертельной концентрациивещества для мышей. Зона острого действия отношение средней смертельной концентрации вредного вещества к минимальной пороговой концентрации, вызывающей изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций.

Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должнопревышать установленных ПДК табл. 2, которые определены клини-ческими и санитарно-гигиеническими исследованиями и носят законо-дательный характер. Для контроля загазованности воздуха часто приме-няют метод отбора проб в зоне дыхания при выполнении технологических процессов с помощью хроматографов или газоанализаторов.Фактические значения вредных веществ сопоставляют с нормами

ПДК. Для оценки концентрации вредных веществ на рабочих местах используется также экспрессный метод, а для определения содержания ввоздухе наиболее опасных веществ - индикационный метод. В основу экспрессного метода положены быстропротекающие хими-ческие реакции с изменением цвета наполнителя в прозрачных стеклян-ных трубках. При индикационном методе используется свойство некоторых хи-мических реактивов мгновенно менять окраску под действием ничтож-ных концентраций определенных веществ или соединений.

В том случае, если содержание вредных веществ в воздухе рабочейзоны превышает предельно допустимую концентрацию, необходимопринятие специальных мер предупреждения отравления. К ним относят-ся ограничение использования токсичных веществ в производственныхпроцессах, герметизация оборудования и коммуникаций, автоматиче-ский контроль воздушной среды, применение естественной и искусст-венной вентиляции, специальной защитной одежды и обуви, нейтрали-зующих мазей и других индивидуальных

средств защиты. Для работников, постоянно находящихся в зоне выделения ядови-тых веществ, установлены сокращенный рабочий день, дополнительныйотпуск и другие льготы. Таблица 2. Предельно допустимая концентрация некоторых веществ, наиболее часто встречающихся на транспорте Наименование веществапыпь, аэрозоли .ПДК мгм3 Классопас-ности Наименование вещества газы и пары ПДК. мгм3 Класс опасности

Пыль, содержащая более 70 SiO2 кварц и др. 2 3 Азота оксиды в пересчете на NO2 5 2 Пыль, содержащая от 10 до 70 свободной SiO2 2 4 Ацетон 200 4 Пыль стеклянного и минерального волокна 3 4 Ангидрид сернистый 10 3 Пыль растительного и животного происхождения,содержащая до 10 SiO2 4 4 Бензин топливныйв пересчете на С 100 4 Бериллий и его соединения 0,001 1

Керосин, уайт-спирит 300 4 Кобальт оксид кобальта 0,5 2 Ртуть металлическая 0,01 1 Оксиды титана 10 3 Тетраэтилсвинец 0,0005 1 Никель оксиды никеля 0,5 2 Углерода оксид 20 4 Уровни электробезопасности Опасность поражения людей электрическим током на производствеобусловлена несоблюдением мер предосторожности, а также отказомили неисправностью электрического оборудования.

Следствием этогомогут быть местные и общие нарушения в организме. Местные наруше-ния могут варьироваться от незначительных болевых ощущений до тя-желых ожогов с обгоранием и обугливанием отдельных частей тела.Общие нарушения вызывают сбои в функционировании центральнойнервной системы, органов дыхания и кровообращения. При этом на-блюдаются обмороки, потеря сознания, расстройства речи, судороги,нарушение дыхания вплоть до остановки.

При тяжелых пораженияхэлектрическим током может наступить мгновенная смерть. По характеру воздействия различают биологическое,тепловое, механическое и химическое действия электрического тока. Биологическое действие проявляется в раздражении и возбужденииживых тканей организма судороги. Тепловое действие вызывает ожоги отдельных участков тела, нагревкровеносных сосудов и нервных волокон. Внешнее проявление ожоговначинается с покраснения кожи и образования пузырей с жидкостью до почернения

и обугливания кожи и мягких тканей. Механическое действие связано с сильным сокращением мышцвплоть до их разрыва, вывихом суставов и даже повреждением костей. Химическое действие тока приводит к электролизу разложениюкрови, межтканевой и других жидкостей организма- Опасность электрического тока как поражающего фактора состоит втом, что его присутствие не ощущается органами чувств человека. Толь-ко в момент прикосновения тела человека к источнику электрическогонапряжения

и возникновения поражающего воздействия организм начи-нает ощущать болевые проявления от протекания тока.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.