Реферат по предмету "Биология"


Ботаника как наука. Предмет и задачи ботаники

Содержание Введение Ботаника как наука. Предмет и задачи ботаники Заключение Список использованных источников Введение Огромная роль, которую играют растения в жизни человека, доставляя ему основную массу органических веществ, необходимых для питания и удовлетворения других насущных потребностей, общеизвестна. Но не все растения в этом отношении равнозначны, и с этим фактом, несомненно, приходилось считаться

уже первобытному человеку, тем более что наряду с растениями полезными существует и немало вредных. Отсюда, вероятно, и возникла у человека потребность отличать растения друг от друга, а в связи с этим – и необходимости давать им названия. Таким образом, как наука ботаника возникла и развивалась в связи с практическими потребностями человека. Все разнообразие современных культурных растений создано упорным трудом человека в результате последовательного накопления сведений о форме и свойствах растительных

организмов, об их жизнедеятельности, распространении, изменчивости и т. д. Итак, ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие. Ботаника как наука. Предмет и задачи ботаники Ботаника – это наука о растениях. Ее задача – всестороннее познание растений: их строения, жизненных функций, распространения, происхождения, эволюции.

Глобальная проблема современности – производство пищи. Быстрый рост населения земного шара выдвигает задачу максимальной интенсификации сельскохозяйственного производства: повышения урожайности возделываемых культур и продуктивности животноводства. Эту задачу решают технологические науки: растениеводство и животноводство, базирующиеся на достижениях фундаментальных биологических дисциплин, среди которых первое место занимает ботаника.

Не менее важна роль растений в обеспечении человека древесиной, прядильным волокном, лекарственным сырьем и др. Ботаника исследует растения на разных уровнях их организации. Различают несколько структурно-функциональных уровней. Нижний – наиболее древний – суборганизменный уровень моле¬кулярных структур, где проходит граница между живым и неживым. Следующий уровень – клеточный. Клетка, ее структура и основные биохимические процессы

сходны у всех организмов. За ним следует органный, а затем уровень целостного организма. Неотъемлемые свойства организмов – способность к размножению, наследственность и изменчивость. Более сложный уровень организации жизни – популяционно-видовой. Высший уровень – экосистемный, биосферно-биогеоценотический, на котором сообщества популяций животных и растений вместе с их средой обитания образуют функционально-структурное единство.

Основу экосистемы составляют автотрофные зеленые растения – продуценты (производители), синтезирующие органические вещества из неорганических. Готовое органическое вещество используют консументы (потребители) – гетеротрофные организмы. Органические остатки продуцентов и консументов разрушаются гетеротрофными редуцентами (бактериями, грибами) и превращаются в минеральные соединения, вновь доступные растениям. Так проходит круговорот веществ и энергии в экосистеме при участии автотрофных и гетеротрофных организмов

(рис. 1). Автотрофные организмы способны синтезировать органические вещества из неорганических, используя в процессе фотосинтеза солнечную энергию (зеленые растения) или энергию химических реакций – хемосинтез (некоторые прокариоты). Фотосинтезирующие растения, по словам К.А. Тимирязева, являются источником жизни на Земле. Ежегодно при фотосинтезе аккумулируется колоссальное количество солнечной энергии (31021

ккал). Образуется 5,81010 т органического вещества. Выделяется в атмосферу 11,51010 т кислорода. Гетеротрофные грибы и бактерии традиционно, как и растения, являются объектами ботаники. Рисунок 1 – Круговорот веществ и энергии в экосистеме Ботаника, как и другие науки о природе, возникла и развивалась в связи с практическими запросами человека,

в жизни которого растения играли и играют огромную роль. Начало развитию ботаники было положено в глубокой древности при выявлении и использовании пищевых, лекарственных и технических растений. Ботаника тесно связана с разнообразными сторонами жизни и хозяйственной деятельности человека: сельским хозяйством, медициной и различными отраслями промышленности. Растения широко используются человеком как пища и корм для животных, как источник сырья для хозяйственной

деятельности (прядильные, красильные, дубильные и др.), как ценнейшие лекарственные средства. Разнообразную роль в нашей жизни играют микроорганизмы, водоросли и грибы. Одни из них – болезнетворные – приносят вред, другие широко используются в ряде отраслей пищевой промышленности, в производстве лекарств и т. д. Ботаника как наука сформировалась более 2000 лет назад. Основоположниками ее были деятели древнего мира Аристотель (384 – 32 гг. до н.э.) и

Феофраст (371 – 286 гг. до н.э.). Они обобщили накопленные сведения о разнообразии растений и их свойствах, приемах возделывания, размножения и использования, географическом распространении. Феофрасту было известно около 600 видов полезных растений, в число которых входили не только европейские виды, но и завезенные из восточных стран. Таким образом, ботаника возникла как единая наука, суммируя отдельные сведения о растениях, но с течением времени, по мере накопления и углубления знаний, она разделилась

на ряд самостоятельных дисциплин. Ранее всего обособилась морфология – наука о внешнем и внутреннем строении растений. Основной метод морфологии – наблюдение и сравнение. В зависимости от величины объекта наблюдения можно проводить невооруженным глазом – макроскопическая морфология или при помощи микроскопа – микроско¬пическая морфология. К макроскопической морфологии относится органография – учение об органах растений; к микроскопической

– цитология (учение о клетке), гистология (учение о тканях), анатомия, изучающая внутреннее строение растений, и эмбриология (учение об образовании и закономерностях развития зародыша растений). Позже выделились следующие разделы:  систематика, классифицирующая многообразие растительных организмов;  география растений, изучающая распределение растений на земном шаре;  геоботаника – наука о растительных сообществах;  экология растений, изучающая их взаимоотношения

с окружающей средой;  палеоботаника, воссоздающая прежний облик растительности земли. Все науки, отделившиеся от ботаники, изучают различные стороны жизни растений, также как и частные курсы: микология (наука о грибах), альгология (наука о водорослях), фитопатология (наука о болезнях растений) и др. Таким образом, в наши дни ботаника представляет собой большую многоотраслевую науку. Общая задача ее состоит в изучении отдельно взятых растений и их совокупностей – растительных сообществ,

из которых формируются луга, леса, степи. Вот далеко не полный перечень вопросов, которые рассматриваются ботаническими науками:  структура и закономерности роста растений, их отношения с окружающей средой, закономерности распространения и распределения отдельных видов и всего растительного покрова на земном шаре;  происхождение и эволюция царства растений, причины его разнообразия и классификация;  запасы в природе хозяйственно ценных растений и пути их рационального использования; &

#61558; разработка научных основ введения в культуру (интродукции) новых кормовых, лекарственных, плодовых, овощных, технических и других растений. Одна из первоочередных задач ботаники – разработка научных основ охраны природных и растительных ресурсов. Особенно большое внимание отводят изучению и охране редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу, так как потеря каждого вида не только уменьшает разнообразие растений, но и нарушает устой¬чивость растительного сообщества, сбалансированного в течение

многих тысячелетий. Заключение Итак, ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие. Современная ботаника – многоотраслевая наука, подразделяющаяся на частные дисциплины: систематику, которая классифицирует растения на основе общности строения и происхождения; цитологию – науку о строении растительной клетки; морфологию – науку о внешнем строении органов растений и их видоизменениях; анатомию,

изучающую строение тканей и органов растений; физиологию – науку о процессах, протекающих в растении, закономерностях роста, развития и жизненных отправлений в зависимости от внешних условий; биохимию, изучающую химические процессы, происходящие в растительном организме; генетику – науку о наследственности и изменчивости растений; фитоценологию, исследующую растительный покров Земли, его видовой состав, структуру, динамику связей со средой, закономерности распределения и развития

растительных сообществ; флористическую географию – науку о закономерностях распространения видов растений на Земле. Важнейшие задачи современной ботаники – изучение строения растений в единстве с условиями их жизни, изучение их наследственности для создания новых сортов, повышение их урожайности, устойчивости к заболеваниям, полеганию и т.п. Список использованных источников 1. Андреева, И.И Родман, Л.С. Ботаника: Учебник. – 2-е изд перераб. и доп. –

М.: КолосС, 2002. – 488с. 2. Анцышкина, А.М Барабанов, Е.И Мостова, Л.В. Ботаника: Руководство по учебной практике для студентов. – М.: Издательство МИА, 2006. – 104с. 3. Белякова, Г.А Дьяков, Ю.Т Тарасов, К.Л. Ботаника: Учебник: В 4-х т. Том 1 – М.: Издательство «Академия», 2006. – 320с.

4. Зитте, П Вайлер, Э.В Кадерайт, Й.В. Ботаника: Учебник: В 4-х т. Том 1: Пер. с нем – М.: Издательство «Академия», 2008. – 496с. 5. Комарницкий, Н.А. и др. Ботаника (систематика растений). – 7-е изд перераб. – М.: Просвещение, 1975. – 606с. 6. Рейви, П Эверт, Р Айкхори, С. Современная ботаника: В 2-х т. Т.1: Пер. с англ. –

М.: Мир, 1990. – 348с. 7. Родионова, А.С Скупченко, В.Б Малышева, О.Н. Ботаника: Учебник. – М.: Издательство «Академия», 2008. – 288с. 8. Хржановский, В.Г Пономаренко, С.Ф. Ботаника: Учебник. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1988. – 383с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.