По обе стороны спама
Никита Пасынков
Спам
раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в
день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти
курс английского языка. Про спамеров сочиняют анекдоты, в которых прочат им
самые страшные страдания в аду, куда они, без всяких сомнений, обязательно
попадут после долгой, мучительной смерти от рук несчастных пользователей
интернета. Но если отбросить лирику, спам - это и серьезные деньги, и серьезные
проблемы. Для всех участников процесса.
В
феврале 2005 года Rockbridge Associates совместно с Center for Excellence in
Service выпустили отчет, согласно которому ежегодные убытки американских
компаний от спама оцениваются в $22 млрд. При этом исследователи брали в расчет
только рабочее время, которое американцы тратят на удаление и просмотр спама, и
не учитывали затраты на оплату интернет-трафика, поскольку в США наиболее
распространены безлимитные подключения. В России же большая часть людей платит
или за время доступа в сеть, или за объем скачиваемой информации. Поэтому
каждое новое письмо с предложением купить ручку с исчезающими чернилами или
вечный фонарик приносит пусть копеечный, но убыток конкретному человеку. Когда
этих писем миллионы, общая сумма получается весьма внушительной. Александр
Иванов, президент Ассоциации документальной электросвязи, в марте 2004 года
оценил ущерб российских операторов и пользователей интернета от рассылки
несанкционированных рекламных сообщений в $55 млн в год. Компания "Ашманов
и партнеры" считает эту цифру сильно заниженной и в аналитическом отчете
"Спам 2004" оценивает убытки от спама в 250 млн евро.
Разделение труда
На
спамерской стороне баррикад деньги зарабатываются тремя способами. Во-первых,
разработка и продажа технологий для рассылки спама. Это программы, рассылающие
миллионы писем в течение пары часов, обходящие антиспам-фильтры, заражающие
компьютеры вирусами для дальнейшего сбора контактов или прямой рассылки писем.
Во-вторых, работает бизнес по сбору и продаже баз данных e-mail адресов.
В-третьих, на спаме наживаются компании, непосредственно рассылающие
непрошенные письма. Зачастую по всем трем направлениям работает одна компания,
однако в последние годы в среде спамеров происходит более четкое разделение
труда.
Сколько
зарабатывают разработчики технологий, оценить невозможно. Это наиболее закрытый
сектор спамового бизнеса. С базами e-mail адресов картина более прозрачная: в
России они продаются в среднем по $30-60 в зависимости от количества адресов и
уровня их упорядоченности. Но четкую оценку объемов этого рынка дать нельзя,
поскольку даже точное количество работающих в этом направлении компаний и
частных лиц неизвестно.
Наибольшие
же прибыли получают люди, рассылающие спам в промышленных масштабах.
"Серые" и "черные"
В
зависимости от целей, которые они преследуют, спамеров делят на
"серых" и "черных". "Серый" спам - это реклама
легальных услуг или стимулирование продаж каких-то товаров, но посредством
незапрошенной рассылки коммерческой информации. Грузчики, курсы английского
языка, обогреватели и тренажеры - все это "серый" спам. Его
используют преимущественно представители малого бизнеса, у которых нет денег на
традиционную солидную рекламу. Спам остается феноменально дешевым рекламным
инструментом: стоимость 1 тыс. контактов составляет порядка $0.01. И как бы
люди ни проклинали надоедливые письма, в 2004 году 14% получателей спама
признались, что постоянно просматривают эти сообщения, а 4% - воспользовались
предложением, полученным столь ненавистным, казалось бы, способом (данные
National Technology Readiness Survey). Спам работает, и именно поэтому им
пользовались, пользуются и будут пользоваться дальше. Конечно, когда компания
подрастет и заработает денег для размещения объявления в газете или ролика на
радио, она откажется от спама, чтобы не портить себе имидж. Но ее место тут же
займет маленькая фирма, у которой нет ни имиджа, чтобы о нем заботиться, ни
денег, чтобы их потратить на рекламный блок в журнале.
"Серый"
спам условно легален. Конечно, он нарушает антиспамовое законодательство, но
ведь и не во всех странах таковое существует. Другое дело "черный"
спам, под которым понимают в первую очередь мошенничество, прибегающее к
массовым рассылкам как каналу распространения информации. В русскоязычном
интернете это направление еще уступает позиции "серым" рассылкам, но
в США и Европе спам гораздо более криминализирован. Он используется
преимущественно для продажи самой разной контрафактной продукции, детской
порнографии, нелицензированных лекарств. Отдельное направление электронного
мошенничества - "фишинг", активно развивавшийся в прошлом году.
Злоумышленники рассылают письма, например, от лица банка или платежной системы,
с просьбой под тем или иным поводом (получение дополнительных возможностей,
восстановление работы системы после сбоя в базе данных и т. д.) сообщить пароль
к электронному счету или номер кредитки. Некоторые доверчивые люди передают все
эти данные: ведь в поле "отправитель" написано Citibank или PayPal -
компании, которые они знают, которым они верят. В результате все деньги со
счета беспечного пользователя исчезают в тот же день.
Не
менее активно спам используется для "черного" пиара. Во время
последних парламентских выборов в русскоязычном интернете были разосланы письма
якобы от "Единой России", обращенные к руководителям компаний, с
"убедительной просьбой" организовать партийные ячейки ЕР среди своих
работников. На следующий же день партия заявила, что не имеет никакого отношения
к этой рассылке.
Охотники за привидениями
Кроме
криминальности и навязчивости, спам имеет еще одно неприятное свойство,
касающееся всех пользователей интернета: огромный (75-85% от всего объема
электронной почты) поток писем, рассылаемых с несуществующих адресов,
перегружает сервера провайдеров, что в конечном счете негативно сказывается на
работе интернета в целом.
Впрочем,
даже если бы технически спам никому не мешал, с ним бы все равно активно
боролись. И эта борьба - тоже прибыльный бизнес. По оценкам IDC, рынок продаж
антиспам-фильтров в 2004 году составил порядка $500 млн. Частные лица покупают
средства для борьбы со спамом в пакете с другими программами для обеспечения
безопасности компьютера. Крупными заказчиками антиспам-технологий являются
публичные почтовые сервисы, для которых защита ящиков своих пользователей от
нежелательных писем - ключевой момент удержания аудитории.
Крупные
корпорации, такие, как Microsoft, объявляют войну против спамеров, возбуждают
против них судебные иски и разрабатывают технологии защиты от спама. Для
корпораций эта борьба - в первую очередь PR, увеличение лояльности к своему
брэнду. Люди так ненавидят спам, что готовы полюбить кого угодно, лишь бы он
защитил их от лавины назойливых писем.
Ожидать
победы над спамом в ближайшее время не стоит. Одновременно с развитием фильтров
появляются новые технологии рассылки спама, которые умеют эти ограничения
обходить. Постоянные "догонялки", в которые играют спамеры и борцы с
ними, всего лишь сдерживают бесконтрольный рост нежелательных рассылок, но не
решают проблему. На данный момент не существует ни одного проекта, на который
можно было бы возложить большие надежды и ждать, когда придет самое-самое
последнее письмо с предложением купить вечный фонарик.
Электронное письмо является спамом
Если
персоналия получателя не связана с контекстом письма, поскольку последнее равно
может быть обращено ко многим другим потенциальным получателям.
Если
получатель не выразил в форме, допускающей проверку, намеренное, явное и
действующее на момент посылки разрешение на посылку данного письма.
Если
акт пересылки и получения письма с точки зрения получателя приносит
непропорциональную выгоду отправителю.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psycho.ru