Мерчандайзинг: головная боль налогообложения
Можно
ли нашей организации включать затраты по мерчандайзингу в расходы для целей
налогообложения как расходы на рекламу? Для начала необходимо определиться, что
под мерчандайзингом понимается направление маркетинга, представляющее собой
обеспечение продвижения товаров в розничной торговле. Таким образом, затраты
организации по мерчандайзингу являются видом затрат по продвижению товаров в
сфере розничной торговли.
Рассмотрим
две ситуации несения затрат по мерчандайзингу.
1.
Розничная торговля магазина.
Поскольку
в нормах НК РФ не раскрывается содержание понятия "реклама", то на
основании п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо обратиться к другим отраслям
законодательства РФ.
В
соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 18.07.1995 108-ФЗ "О
рекламе", реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых
средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и
начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного
круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому,
юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации
товаров, идей и начинаний.
Если
затраты налогоплательщика по мерчандайзингу можно отнести к затратам на
рекламу, исходя из приведенного понятия "реклама" в ст. 2
Федерального закона РФ от 18.07.1995 108-ФЗ "О рекламе", то такие
затраты можно включить в состав расходов для целей налогообложения как расходы
на рекламу на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ и п. 4 ст. 264 НК РФ.
Если
затраты налогоплательщика по мерчандайзингу направлены на иные цели (например,
на совершенствование и модернизацию витрин, торговых полок), то такие затраты
подлежат включению в расходы для целей налогообложения не как расходы на
рекламу, а по иным основаниям. Кроме того, условием включения затрат
налогоплательщика по мерчандайзингу в расходы для целей налогообложения
является соответствие этих затрат критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК
РФ. В п. 1 ст. 252 НК РФ установлены следующие критерии:
а)
обоснованность затрат;
б)
документальное подтверждение затрат. При этом расходами признаются любые
затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной
на получение дохода. Проведенный анализ относится к затратам налогоплательщика
по мерчандайзингу в отношении товаров, принадлежащих ему на праве собственности
и реализуемых в розничной торговле.
2.
Реализация товаров оптовой организацией розничному магазину.
Организация
и магазин заключают между собой договоры поставки. Организация заинтересована в
увеличении сбыта своих товаров. Для этих целей организация и магазин заключают
договор на оказание магазином услуг по мерчандайзингу в отношении товаров.
Магазин оказывает организации услуги по мерчандайзингу, но право собственности
на товар уже перешло по договору поставки к магазину. То есть, например, в
рамках оказания услуг по мерчандайзингу на витринах могут быть выставлены
товары с указанием информации об их поставщике (организации), но право
собственности на эти товары уже принадлежит магазину. Поэтому организация,
оплачивая магазину услуги по мерчандайзингу, фактически несет затраты в
отношении товаров, не принадлежащих ей на праве собственности.
Поэтому,
по нашему мнению, критерий "обоснованность расходов", указанный в п.
1 ст. 252 НК РФ, в отношении затрат организации по мерчандайзингу в данном
случае не соблюдается. Соответственно включение указанных затрат в расходы для
целей налогообложения в данном случае является неверным.
Исходя
из вышеизложенного, чтобы в данном случае организация могла включать затраты по
оплате услуг по мерчандайзингу в расходы для целей налогообложения, она может
заключить с магазином агентский договор на реализацию товаров. При заключении
агентского договора магазин действует от своего имени и за счет принципала. При
этом право собственности на товары остается у организации до реализации
конечным потребителям. При агентском договоре услуги по мерчандайзингу могут оказываться
магазином как в рамках самого агентского договора, превращая его в смешанный
договор, так и путем заключения отдельного договора об оказании услуг по
мерчандайзингу. При этом затраты организации на оплату оказанных услуг по
мерчандайзингу будут осуществляться в отношении товаров, принадлежащих ей на
праве собственности. По нашему мнению, при таком оформлении отношений затраты
организации по оплате магазину услуг по мерчандайзингу будут соответствовать
критерию "обоснованность расходов", указанному в п. 1 ст. 252 НК РФ,
и при соблюдении других условий могут учитываться для целей налогообложения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psycho.ru