Реферат по предмету "Менеджмент"


Формирование кадрового резерва

Формирование кадрового резерва

Тахир Юсупович Базаров, МГУ им. М.В.
Ломоносова

В соответствии с этими новыми взглядами самым добродетельным
существом на свете следует считать устрицу, Она всегда сидит дома и всегда в
трезвом состоянии. Она не шумлива. Она не доставляет хлопот полиции. Насколько
я помню, она ни разу не нарушила ни одной из десяти заповедей. Она сама никогда
ничем не наслаждается и никогда за всю свою жизнь не дала хотя бы мимолетной
радости другим.

Джером К. Джером. Сборник “Ещё праздные мысли”

Кадровый резерв — это группа руководителей и
специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих
требованием, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору
прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

Работа с резервом, как и многие другие технологии
кадровой работы, является комплексной (рис. 3).
Типы кадрового резерва

Можно выделить несколько типологий кадрового резерва
(по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности и
т.д.). В зависимости от целей кадровой работы можно использовать либо одну,
либо другую типологию.

1. По виду деятельности:

резерв развития — группа специалистов и руководителей,
готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации
производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из
двух направлений карьеры — профессиональную либо руководящую;

резерв функционирования — группа специалистов и
руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование
организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.

2. По времени назначения:

группа А — кандидаты, которые могут быть выдвинуты на
вышестоящие должности в настоящее время;

группа В — кандидаты, выдвижение которых планируется в
ближайшие один — три года.










Планирование карьеры

•Проведение
программ подготовки


Программы мотивации

• Программы ротации











Работа с резервом

• Расчет резерва

• Формирование резерва

• Планирование  
работы с резервом











• Расчет потребности в персонале


Анализ  кадрового

потенциала


• Анализ
кадровой ситуации в регионе


Организационное проектирование

•Диагностика
персонала • Оценка труда


Аттестация























































Рис. 3. Взаимосвязь кадрового менеджмента и
направлений работы с резервом

Принципы формирования и источники кадрового резерва

Формирование кадрового резерва основывается на
следующих принципах:

• актуальность резерва — потребность в замещении
должностей должна быть реальной.

• соответствие кандидата должности и типу резерва —
требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности;

• перспективность кандидата — ориентация на профессиональный
рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и
динамичность карьеры[1]
в целом, состояние здоровья.

При отборе кандидатов в резерв для конкретных
должностей надо учитывать не только общие требования, но и профессиональные требования,
которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха,
участка и т. д., а также особенности требований к личности кандидата,
основанные на анализе ситуации в подразделении, типе организационной культуры и
т. д.

Источниками резерва кадров на руководящие должности
могут стать:

• руководящие работники аппарата, дочерних акционерных
обществ и предприятий;

• главные и ведущие специалисты;

• специалисты, имеющие соответствующее образование и
положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;

• молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.

Первый уровень резерва кадров — все специалисты
предприятия, следующий уровень — заместители руководителей различного ранга.
Основной резерв составляют руководители различных рангов.
Этапы работы с резервом

Работа с резервом предполагает такие этапы, как:

1) анализ потребности в резерве; 2) формирование и
составление списка резерва, 3) подготовку кандидатов.

1. Анализ потребности в резерве. Прежде чем начать
процедуры формирования резерва, следует:

• спрогнозировать изменение структуры аппарата;

• усовершенствовать продвижение работников по службе;

• определить степень обеспеченности резервом
номенклатурных должностей;

• определить степень насыщенности резерва по каждой
должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва
приходится на каждую должность или их группу).

В результате становится возможным определить текущую и
перспективную потребность в резерве. Для определения оптимальной численности
резерва кадров необходимо установить:

• потребность предприятия в кадрах управления на
ближайшую или более длительную перспективу (до пяти лет);

• фактическую численность подготовленного в данный
момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку
работник, зачисленный в резерв;

• примерный процент выбытия из резерва кадров
отдельных работников, например из-за невыполнения индивидуальной программы
подготовки в связи с выездом в другой район и др.;

• число высвобождающихся в результате изменения
структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы
для руководящей деятельности на других участках.

Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва
и корректируются в течение всего периода работы с ним.

Для дальнейшего совершенствования работы по формированию
резерва при составлении списков резерва необходимо учитывать следующие
важнейшие моменты:

• категории должностей, которые являются базовыми для
создания резерва руководителя конкретного подразделения, дифференциацию резерва
в зависимости от особенностей производства;

• возможность подбора заместителей группы
руководителей. При этом определяющим фактором должно быть мнение об их
перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым
качествам;

• персональную ответственность руководителей за
рациональную расстановку определенной категории кадров. Например, за
расстановку мастеров и начальников участков в цехе должен отвечать начальник
цеха, за расстановку начальников цехов — руководитель предприятия, за
расстановку заместителей начальников цехов и подразделений предприятия —
заместитель руководителя предприятия по кадрам.

2. Формирование и составление списка резерва включает:
формирование списка кандидатов в резерв и создание резерва на конкретные
должности.

В процессе формирования резерва следует определить:

1) кого можно и необходимо включить в списки
кандидатов в резерв; 2) кто из включенных в списки кандидатов в резерв должен
пройти обучение; 3) какую форму подготовки применить к каждому кандидату с
учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на
руководящей должности.

Для формирования списка резерва используются следующие
методы:

• анализ документальных данных — отчетов,
автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;


• интервью (беседа) по специально составленному плану
или вопроснику либо без определенного плана для выявления интересующих сведений
(стремлений, потребностей, мотивов поведения и т.п.);

• наблюдение за поведением работника в различных
ситуациях (на производстве, в быту и т.д.);

• оценка результатов трудовой деятельности —
производительности труда, качества выполняемой работы и т. п., показателей
выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее
характерен для оценки деятельности руководителя;

• метод заданной группировки работников — сравниваются
качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга: под
заданные требования к должности подбирается кандидат или под заданную структуру
рабочей группы подбираются конкретные люди. Этот метод предполагает
формирование трех видов информационных массивов профессиограмм: всей
номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев
качеств специалистов.

3. При формировании списков кандидатов в резерв учитываются
такие факторы, как

• требования к должности, описание и оценка рабочего
места, оценка производительности труда;

• профессиональная характеристика специалиста,
необходимого для успешной работы в соответствующей должности;

• перечень должностей, занимая которые работник может
стать кандидатом на резервируемую должность;

• предельные ограничения критериев (образование,
возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;

• результаты оценки формальных требований и
индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;

• выводы и рекомендации последней аттестации;

• мнение руководителей и специалистов смежных
подразделений, совета трудового коллектива;

• результаты оценки потенциала кандидата (возможный
уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и
практическими навыками).

При формировании системы качеств руководителя в
резервируемой должности, наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими
учету, являются:

• мотивация труда — интерес к профессиональным
проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на
перспективу, успех и достижения, готовность к социальным конфликтам в интересах
работников и дела, к обоснованному риску;

• профессионализм и компетентность — образовательный и
возрастной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности,
самостоятельность в принятии решений и умение их реализовать, умение вести
переговоры, аргументировать свою позицию, отстаивать ее и др.;

• личностные качества и потенциальные возможности —
высокая степень интеллигентности, внимательность, гибкость, доступность,
авторитетность, тактичность, коммуникабельность, организаторские склонности,
нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, моторные характеристики и т.д.

На стадии формирования списка резерва решаются такие
задачи, как: ]) оценка кандидатов; 2) сопоставление совокупности качеств
кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности; 3)
сравнение кандидатов на одну должность и выбор более соответствующего для
работы в резервируемой должности.

По результатам оценки и сравнения кандидатов
уточняется и корректируется предварительный список резерва.

3. Подготовка кандидатов. Для формирования резерва,
как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников — важно
правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.

Для профессиональной подготовки могут быть
использованы следующие методы:

• индивидуальная подготовка под руководством
вышестоящего руководителя;

• стажировка в должности на своем и другом
предприятии;

• учеба в институте и на курсах в зависимости от
планируемой должности.

Для подготовки резерва разрабатываются и утверждаются
администрацией три вида программ.

1) Общая программа включает теоретическую подготовку —
обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики
управления производством; повышение образования кандидатов, зачисленных в
резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой; обучение специальным
дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления производимым.
Форма контроля — сдача экзамена (зачетов).

2) Специальная программа предусматривает разделение
всего резерва по специальностям. Подготовка, сочетающая теорию и практику,
осуществляется по следующим направлениям: деловые игры по общетехническим и
специальным проблемам; решение конкретных производственных задач по
специальностям. Форма контроля — разработка конкретных рекомендаций
по|улучшению производства и их защита.

3) Индивидуальная программа включает конкретные задачи
по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста,
зачисленного в резерв, по следующим направлениям: производственная практика на
передовых отечественных и зарубежных предприятиях, стажировка на резервной
должности. Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются непосредственными
начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия.
Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется
руководителями подразделений и работниками службы управления персоналом,
ответственными за подготовку резерва.
Социально-психологическая подготовка

Для облегчения процесса адаптации к новой должности
необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления предприятием
(на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями
коммуникации и принятия решений, принести в новом качестве в трудовой
коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был
коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать
процедуры адаптации и для «молодого» начальника, и для его «новых» подчиненных.

Более сложным является вхождение в коллектив
сотрудника, принятого в организацию «со стороны» — через рекрутинговые
агентства или по самостоятельному набору. Ему приходится адаптироваться по всей
системе внутриорганизационных связей корпоративной культуры, и людям.

Для облегчения этих процессов наиболее серьезные
компании вводят специальные программы, ориентированные на подготовку резерва —
самых перспективных в карьерном отношении специалистов. Далеко не все из них
имели в прошлом опыт руководящей работы или специальную управленческую
подготовку.

Новички проходят ориентационные программы, помогающие
разобраться в структуре, традициях компании, специализированные управленческие
тренинга. Весьма эффективны в таких ситуациях и тренинга на командообразование
— они помогают более быстрому взаимному приспособлению нового начальника и
имеющегося коллектива. Одновременно решаются и проблемы большего сплочения коллектива
подразделения и повышения эффективности его работы.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.i-u.ru/


[1]
Динамичность карьеры — индикатор профессионального
пути, свидетельствующий о том, насколько быстро работник поднимался по
иерархической лестнице. Показатель основывается на том, что в среднем для
успешной адаптации и овладения должностью необходимо потратить около трех лет,
после пяти лет  наблюдается снижение
эффективности труда в этой должности. Динамичной карьерой признаётся та, при
которой в большом числе случаев работник занимает каждую должность в течение
трех — пяти лет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.