Реферат по предмету "Менеджмент"


Особенности в проектировании и практической разработке медицинской информационной системы

Особенности в проектировании и практической разработке
медицинской информационной системы

Гусев А.В., член-корр. РАМН Дуданов И.П., Романов
Ф.А., Дмитриев А.Г., Карельский научно-медицинский центр СЗО РАМН, Петрозаводск

В
последние годы в России появился целый ряд уникальных разработок в области
комплексных медицинских информационных систем (МИС), предназначенных для
автоматизации работы учреждений здравоохранения. Одними из самых интересных
являются: ин-формационная система "Интерин" (Институт программных
систем РАН), МИС "Артемида", МИС "Амулет" и некоторые
другие. Эти системы не только разработаны, но и активно раз-виваются -
распространения и признания в практическом внедрении они получили за по-следние
2-3 года. В литературе опубликованы положительные отзывы коллективов клиник
самого разного профиля и масштабов об опыте применения информационных систем в
рабо-те [1, 3, 5, 10, 13, 14, 17-20]. Наметилась тенденция на комплексное
решение разносторонних задач лечебного учреждения, что особенно радует и
свидетельствует о качественном росте отечественных разработчиков в области
медицинской информатики.

Однако
при более глубоком изучении этого процесса все сильнее выделяется сущест-венная
проблема: несмотря на наличие глубоко проработанных программных решений,
практически отсутствует опыт полного перехода на электронный принцип хранения и
обра-ботки информации в лечебном учреждении [8, 11]. Имеется ряд серьезных
преград, через ко-торые не могут перешагнуть даже современно оснащенные клиники
в своем стремлении от-казаться от бумажных носителей информации и повысить
эффективность в организации сво-ей работы. Все они могут быть объединены в
несколько групп.

Во-первых,
существующая в России правовая база не обеспечивает должного уровня юридической
защиты медицинских работников, применяющих информационные технологии в
повседневной практике. Во-вторых, финансовые ресурсы большинства учреждений
здра-воохранения пока не могут позволить им приобрести достаточное количество
компьютерной техники и дорогостоящего программного обеспечения для комплексной
автоматизации. По-этому этот процесс успешно протекает лишь в некоторых,
зачастую далеких от медицинской направленности, разделах работы ЛПУ:
статистика, бухгалтерия, автоматизация работы ад-министративного звена и т. д.
В третьих, в России практически отсутствует школа, которая бы готовила
профессионалов высокого уровня в области разработки и внедрения именно комплексных
медицинских информационных систем, людей по определению работающих на стыке
сложнейших наук - медицины и прикладной математики. Для становления
отечест-венной школы в этой области творческим коллективам необходимо
обмениваться наблюде-ниями и мнениями в разработке программных продуктов,
накапливая тем самым специаль-ные знания и формируя потенциально выгодные
направления в поиске эффективных реше-ний разработки и внедрения комплексных
МИС.

Коллектив
авторов имеет 5-летний опыт в разработке медицинской информационной системы. За
это время изучена на практике эффективность различных подходов. Применя-лись
Microsoft FoxPro разных версий, CA Clipper, Lotus Notes, начиная с версии 4.6,
СУБД Microsoft SQL Server, Microsoft Access, Borland Paradox, MySQL и IBM DB2.
Апробирован вариант написания программного обеспечения на Borland Delphi,
сервлеты на Java, применя-лись Lotus Designer и мультиплатформенный Lotus
Script и некоторые другие технологии. Серверная часть системы работала под
управлением Microsoft Windows NT Server, Microsoft Windows 2000 Server и Red
Hat Linux 6.0. В качестве клиентской операционной системы применялись все
версии Windows, начиная с Microsoft Windows 95. Кроме инструментария, была
проведена работа по изучению эффективности различных методик проектирования
ба-зы данных МИС. В итоге мы остановились на применении принципа
объектно-реляционной парадигмы в проектировании БД МИС [4]. Кратко концепция
этого подхода выражается в том, что в силу особенностей предметной области
необходимо разрабатывать информацион-ную систему на базе синтеза двух,
различных по своей природе, систем управления базами данных (СУБД) -
объектно-ориентированной и реляционной. Только на основе этого синтеза удается
исключить недостатки обоих СУБД и использовать их достоинства. В качестве
ос-новной СУБД используется Lotus Domino Server R6.0.3 для функционирования
объектной части МИС и MySQL 4.0.17 для реляционной составляющей системы.
Разработка программ-ного обеспечения ведется в среде Lotus Designer R6.0.2 и
Borland Delphi 6 Professional SP3. В ходе изучения эффективных способов
создания приложений для системы найдено несколько, на наш взгляд, интересных
находок.

Во-первых,
одной из самых существенных причин увеличения стоимости МИС мы считаем высокую
стоимость самой разработки. Изучив причины этого явления, мы пришли к выводу,
что не последнюю роль в этом сыграла традиция создания медицинских
информа-ционных систем на основе так называемых АРМ-ов (автоматизированных
рабочих мест). Причем зачастую под АРМ-ом понимается именно клиентское
программное обеспечение, хотя изначально этот термин имел более широкое
толкование [10]. Чаще всего разработка АРМ-ов ведется по следующей методике:
разработчики выбирают некоторую общую задачу (например, создание электронной
истории болезни для стационара), проектируют структуру базы данных,
разрабатывают приложение для работы с ней. Нередко это приложение выпол-няется
в виде нескольких версий - АРМ главного врача, АРМ регистратора, АРМ лаборанта
и т. д. Разработка систем в 65% случаев ведется на Borland Delphi. При этом
даже на выпуск очень сырой версии АРМа тратится 4-8 месяцев. Затем столько же
времени уходит на обкат-ку. Вместе с тем, по нашим оценкам, разработчику
приходится 10-20% времени тратить на создание специфичного для медицинской
области кода. Остальная часть, причем самая тру-доемкая и ответственная,
приходится на разработку механизмов, обеспечивающих целост-ность данных,
подсистему безопасности и администрирования МИС, связь с периферийным
медицинским оборудованием и т. д.

Однако,
не вызывает сомнений, что эти решения значительно уступают промышлен-ным
решениям для корпоративного рынка, над которыми трудятся лучшие специалисты и
которые прошли многолетнюю проверку. В связи с этим вызывают недоумение
подобные попытки "изобрести велосипед". На наш взгляд, разработка МИС
не должна осуществляться созданием и дальнейшей интеграцией отдельных АРМов.
Для создания МИС необходимо применять готовые программные платформы для
групповой работы, уже имеющие в своем арсенале мощные средства для
мультиплатформенной разработки программы, готовые тех-нологии для развертывания
и управления подсистемой безопасности. В своей работе мы вы-брали пакет
групповой работы Lotus Notes/Domino, разрабатываемый в настоящее время
корпорацией IBM. Эта платформа является за рубежом стандартом "де
факто" для создания мощных информационных систем, ориентированных на
обработку электронных документов и мы считаем, что она наиболее подходит для
создания медицинских информационных сис-тем.

Работа
над созданием МИС "Кондопога" на основе Lotus Notes/Domino версии 4.6
на-чата в сентябре 1999 года. Через 2 месяца МИС, включающая подсистемы работы
врача, клинической и биохимической лаборатории, функциональной и
рентгенологической диагно-стики, аптеки и планирования рабочего времени была
поставлена в эксплуатацию. А еще че-рез 2 месяца лечебное учреждение,
использующее систему, полностью перешло на элек-тронный способ хранения
информации, отказавшись от бумажных носителей.

Вторым
важным решением явился отказ от проектирования базы данных МИС по
функциональному назначению, когда для отдельной задачи (например, подсистема
лабора-тории, функциональной диагностики, консультационная и т. д.) создавалась
своя база дан-ных. Хотя такой подход имеет ряд преимуществ, главным из которого
является снижение требований к аппаратной мощности сервера за счет разделения
потоков пользовательских запросов к отдельным БД. Однако было избрано
проектирование БД МИС таким способом, что вся информация собиралась вокруг
пациента и хранилась физически в одной БД.

Однако
количество таких БД в МИС является вариабельным и зависит от количества
функциональных групп пользователей, имеющихся в ЛПУ. Так, в стационаре это
может быть выделенная БД для каждого отделения или корпуса. Для поликлиники -
это могут быть БД, разделенные по участкам обслуживания. Кроме того, в этих БД
специальным образом хра-нится только актуальная информация, а неиспользуемые
данные помещаются в БД архива. Для решения ряда задач может быть принята либо
связанная с объектно-ориентированным ядром реляционная БД, либо специальным
образом сконструированные представления, ко-торые мы называем регистрами (рис.
1).



Рис.
1. Укрупненная схема объектно-реляционной базы данных медицинской
информационной системы

Проектирование
структуры БД, таким образом, позволяет достичь стабильно малого объема БД МИС в
течение практически всего срока ее эксплуатации, а тем самым обеспе-чить
максимально возможную производительность работы МИС. Так, начиная с 1999 года
база данных историй болезни пациентов, проходящих реабилитацию в медицинском
центре, имеет объем 26-29 Мбайт. При этом вся информация за время работы центра
сохранена, а скорость работы остается стабильно высокой. Сложностью указанной
методики является то, что программное обеспечение информационной системы должно
поддерживать любое коли-чество физических баз данных в ядре системы,
объединенных в одну логическую структуру.

Таким
образом, необходимо разработать алгоритмы всех программ МИС так, чтобы они
могли корректно работать с базой данных текущих документов, состоящей из одной или
не-скольких частей. Это вызвано тем, что в некоторых случаях программам
необходимо обра-ботать данные не только по отдельной части базы данных, но и по
всей имеющейся в ней информации. В связи с этим необходимо перед каждым
обращением к серверу выполнять ряд последовательных шагов:

определить,
какое количество физических баз данных и их имен соответственно установ-лено на
сервере;

определить
возможность доступа к каждой базе данных в отдельности;

выполнить
соответствующий запрос к каждой базе данных, указав в правильном формате полный
адрес, включающий имя сервера и имя базы данных на нем;

обработать
и запомнить полученный ответ;

повторить
шаги 2-4 для каждой базы данных;

сложить
накопленные ответы и обработать их, как единый пакет информации.

Доказано
[5, 10, 16, 17, 19, 20, 22], что для эффективного решения такой задачи
необхо-димо исключить в текстах программ МИС прямое обращение к базам данных.
Взамен этого предложено использовать специальное промежуточное программное
обеспечение, называе-мое сервисами middleware. Схема работы МИС на базе
сервисов middleware показана на ри-сунке 2. С целью определения эффективности
разработки системы с применением объектно-ориентированной технологии на
основании использования сервисов middleware, авторами был выполнен анализ
работы по созданию информационной системы в период 1999-2001 гг. Были получены
следующие данные (таблица 1).

Таблица
1

Использование
однотипного программного кода в различных подсистемах МИС




Подсистема





Общий код





Уникальный код







% от всего





% времени на разработку





% от всего





% времени на разработку







Документы ИБ и АК





45





10





55





90







Лабораторная подсистема





74





38





26





62







Статистика





17





9





83





91






Как
представлено в таблице 1, в некоторых видах ПО доля повторяющегося кода
со-ставляет значительную часть. Исключение его из этапа разработки нового
приложения по-зволило сократить среднее время создания новой программы с 3,8 до
2,9 недель (на 23,68%). Кроме этого, использование проверенных библиотек
позволило значительно, на 35-50%, со-кратить количество последующих исправлений
ошибок. Фактически вся основная работа над ошибками была связана с исправлением
уникального кода приложения, в редком случае (в среднем 5-7 ошибок на 100
исправлений) исправлением используемых middleware-сервисов.

Таблица
2

Анализ
ошибок и исправлений в МИС




Подсистема





До применения middleware





После применения middleware







Количество ошибок в неделю





Время ис-правления ч/неделю





Количество ошибок в неделю





Время ис-правления ч/неделю







Микроядро системы





26





4,5





2,9





3,5







Статистика





8





6,2





1,3





0,8







Лабораторная подсистема





1,2





3,4





0,2





1,2







Внешние программы





13





14,2





2,5





6,5







Календари





3





4,4





0,4





1,2






Дополнительно
с широким применением базовых библиотек класса middleware, выпол-ненных в виде
динамически подсоединяемых библиотек (dynamic link libraries DLL), было
предложено встроить во все основные функции единый обработчик ошибок. В случае
фа-тального прекращения работы какой-то функции middleware он пересылал системе
резуль-тат, переданный по умолчанию, и дополнительно отправлял максимально
возможную ин-формацию разработчику по e-mail. Это позволило сократить время,
необходимое на анализ и исправление ошибки в среднем на 45-55%. Нередко
исправление ошибки производилось уже до того, как пользователь сообщал об этом
программистам [10, 14].

Необходимо
отметить, что применение модели программного обеспечения системы на основе
использования общих сервисов middleware позволяет применять эволюционный
ме-тод, называемый в литературе Spiral Model [12, 18]. При этом возможно
внедрение новых версий информационной системы путем простого подмена базовых
сервисов на новые вер-сии. Эти версии могут работать как со старой
информационной системой, так и с новой, без необходимости повторного обучения
персонала или исправлений в структуре существующей базы данных.

Таким
образом, применение сервисов middleware позволило в среднем увеличить
появ-ление новых версий программ с 4 до 7 в месяц (на 75%), снизив удельную
стоимость каждой новой версии на 22%. Применение указанных технологий позволило
разработать систему со значительной экономией. Так, разработка крупнейшей
отечественной МИС "Интерин" длит-ся 9 лет, штат разработчиков
насчитывает 25 человек. Разработка ИС, в которой принимают участие авторы,
осуществляется 4 года и только 2 последних из них в ней постоянно участ-вует 2
программиста. Приняв, что данная МИС содержит только 50% от возможностей МИС
"Интерин", зарплата одного программиста составляет около $300 (долл.
США), а работа ве-дется 11 месяцев в году, получена экономия по сравнению с
традиционными технологиями около $75900 в год. Таким образом, за 4 года работы
стоимость разработки МИС на основе объектно-реляционного подхода составила 5,3%
от суммы, которая потребовалась бы для создания МИС с применением традиционного
подхода.



Рис.
2. Схема работы промежуточного программного обеспечения и его место в структуре
программ медицинской информационной системы

На
этапе, когда ИС становится пакетом многочисленных программ, остро встает вопрос
их поддержки. Актуальность ее растет вместе со сроком эксплуатации и ростом
количества пользователей. Наряду с начальными капитальными затратами,
администрирование инфор-мационной системы составляет значительную цифру в смете
расходов ЛПУ [3, 5, 10, 14]. Применение сложных комплексных информационных
систем требует высококвалифициро-ванного штата программистов и администраторов
[12, 15]. С ростом количества подключен-ных к базе данных системы пользователей
растет и сложность ее обслуживания. В таблице 3 приведены средние еженедельные
затраты времени работы администратора МИС, получен-ные в результате
хронометрических исследований в медицинском центре.

Таблица
3

Трудозатраты
администратора МИС










Вид деятельности





% общего времени





Примечание







1





Обслуживание вызовов пользователей на местах





38





 







2





Установка пакетов исправлений





17





 







3





Отправка сообщений об ошибках разработчикам системы





7.8





 







4





Плановое обслуживание клиентских ПК (дефраг-ментация
диска, проверка на вирусы)





6,9





 







5





Знакомство с литературой





5





 







6





Анализ журналов безопасности





4





 







7





Установка новых приложений





3,5..45,7





45,7% при вне-дрении системы







8





Контроль за новыми версиями ПО и публикация-ми исправлений





3,2





 







9





Исправление сбоев в клиентских операционных системах





0,1-2,1





Максимум при Windows 95/98







10





Внесение исправлений в системные справочники, текущие
изменения настроек приложений





0,3-8,6





Максимум - при внедрении







11





Прочие





14,2





 






Использование
встроенных в middleware-приложений глобальных обработчиков оши-бок позволяет
сократить время по п. 3 (отправка отчетов об ошибках) практически до нуля, т.
к. вся ключевые отчеты система формирует и отправляет автоматически.
Обслуживание вызовов пользователей, исправление локальных сбоев на компьютерах
пользователей и вне-сение исправлений в справочники системы являются
практически неуправляемыми факто-рами. Плановое обслуживание компьютеров,
анализ журналов работы системы, чтение спе-циальной литературы являются
постоянными величинами, истекающими из функциональ-ных обязанностей
администратора системы.

Следовательно,
управляемыми факторами, способными сократить (перераспределить) трудозатраты
технического персонала на обслуживание системы являются: установка при-ложений
системы, установка исправлений (в т. ч. самой ИС и общесистемного ПО), контроль
за новыми версиями ПО. Причиной высоких показателей в этих категориях является
тради-ционный способ установки прикладного ПО: администратор сети запускает
инсталляцион-ные пакеты на компьютерах пользователей, а затем по мере появления
и т. н. "заплатки" к ним. Учитывая высокие показатели в выходе новых
версий отдельных программ МИС на ба-зе ООП, 1 администратор может обслуживать
до 22-25 пользователей. По нашему опыту, время от появления пакета исправлений
до его полной инсталляции на всех компьютерах се-ти может составлять от 2-3
суток при работе 50 станций до 4-7 суток при работе 100-150 станций. Этот факт
чреват тем, что злоумышленник может воспользоваться этим промежут-ком для
нарушения системы безопасности или другого нанесения вреда, если он знает
меха-низм ошибки, которую планируется исправить "заплаткой".

Анализируя
эти проблемы, было предложено использовать технологию установки и об-новления
приложений [8, 11, 14]. Суть ее работы состоит в следующем: в системе имеется
выделенная база данных дистрибутивов приложений. Все команды на запуск
приложений используют в своей работе специальный сервис, предоставляемый
системой. Ей передается команда на запуск приложения, содержащая код программы
и параметры ее запуска. Всю необходимую работу выполняет система, используя
следующий алгоритм (рис. 3).

Определяется,
имеется ли описание программного продукта с переданным кодом в цен-тре
программ. Если описание не найдено, выдается сообщение об ошибке.

Вычисляются
из описания программы необходимые данные, в частности: номер версии ПО, имя
исполняемого файла и т. д.

Проверяется,
имеется ли вызываемое ПО на компьютере пользователя: если нет, произ-водится
инсталляция программного обеспечения - из базы данных извлекаются необхо-димые
файлы и настройки, создается программная папка и выполняется копирование файлов
и т. д. После окончания процесса установки исполняемый файл запускается.

Если
вызываемое ПО имеется на компьютере пользователя, проверяется его версия и
сравнивается с версией в центре программ. В случае, если на локальном
компьютере со-держится устаревшая версия, производится обновление программных
файлов в зависимо-сти от настроек одним из следующих способов:

метод
переустановки. Он является наиболее простым решением. При его использова-нии,
однако, механизм синхронизации должен оценить следующие факторы: доступность
обновленного дистрибутива, его объем и время копирования на данную рабочую
станцию, права доступа данного пользователя к нужному дистрибутиву, возможные
ограничения, накладываемые администратором сети на данный дистрибутив;

метод
обновления. Он более трудоемкий. Его суть в том, что на данном компьютере
приложение не переустанавливается целиком, а лишь перезаписывается его
исправленная часть. Этот метод имеет преимущество в том, что объем данных для
исправления значи-тельно меньше по сравнению с полным дистрибутивом.

метод
исправления справочников. Применяется, если приложение само не изменило свою
версию, однако его справочник устарел по сравнению с эталоном системы.

Если
все проверки пройдены, исполняемый файл запускается.



Рис.
3. Алгоритм работы подсистемы установки и обновления программ

Применение
данной технологии позволило сократить время, необходимое на обновле-ние
клиентского программного обеспечения с 2-3 дней до 5-10 сек. (в среднем),
снизить за-траты ЛПУ на администрирование информационной системы на 47,8% за
счет снижения трудозатрат администратора системы и возможности совмещения
ставок программиста и администратора. Ежегодная экономия составляет около $72
на одного пользователя.
Список литературы

Айламазян
А. К., Гулиев Я. И. Данные, документы и архитектура медицинских инфор-мационных
систем. http://interin.botik.ru

Айламазян
А. К., Гулиев Я. И., Матвеев Г. Н., Турна И. А., Белова И. А. ИС КОТЕМ-2001:
Требования, проблемы, решения. http://interin.botik.ru

Андерсон
К., Минаси М. Локальные сети. Полное руководство: Пер. с англ. - К.: ВЕК+, ЭНТРОП,
Спб.: КОРОНА принт, 1999. - 624 с.

Андреев
А. М., Березкин Д. В., Кантонистов Ю. А. Выбор СУБД для построения
инфор-мационных систем корпоративного уровня на основе объектной парадигмы //
СУБД 1998. - № 4-5. - С.26-50.

Губин
И. М., Тарасов В. В., Антонов Р. А. и другие. Разработка и внедрение новой
авто-матизированной информационной системы ЦКБ // Кремлевская медицина.
Клинический вестник, 2000. - №4. - С.51-54.

Гусев
А. В., Романов Ф. А., Дуданов И. П.. Опыт разработки медицинской
информаци-онной системы // Медицинский академический журнал, 2001.- №1.-
Приложение 1.- С.18.

Гусев
А. В., Романов Ф. А., Осиик Т. А.. Применение медицинской информационной
системы в работе клинических лабораторий медицинского центра // Медицинский
ака-демический журнал, 2001. - № 1. - Приложение 1. - С.19.

Гусев
А. В., Дуданов И. П. Оценка 3-летнего опыта разработки и внедрения
информаци-онной системы: выводы и перспективы // Медицинский академический
журнал, 2002. - Том 2. - Приложение 2. - С.56-57.

Гусев
А. В., Дуданов И. П., Романов Ф. А. Информационная система в медицине -
кон-цептуальная модель.http://surgery.karelia.ru

Гусев
А. В., Романов Ф. А., Дуданов И. П., Воронин А. В., Информационные системы в
здравоохранении. ПетрГУ. Петрозаводск, 2002. - 120 с.

Дуданов
И. П., Гусев А. В., Романов Ф. А., Воронин А. В. и соавт.. Информационная
система в здравоохранении - концептуальная модель // Сердечно-сосудистые
заболева-ния. Бюллетень НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН. Том 3. - № 11. - 2002. -
С.332.

Дуданов
И. П., Гусев А. В., Романов Ф. А., Воронин А. В. Информационные системы в
здравоохранении // Медицинский академический журнал, 2002. - № 1.- Том 2.-
Стр.58-77.

Дуданов
И. П., Гусев А. В., Романов Ф. А., Кемпи С. И. Региональная информационная
система "Кондопога" // Сердечно-сосудистые заболевания. Бюллетень
НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН. 2002. - Том 3. - № 11. - С.335.

Дуданов
И. П., Гусев А. В., Романов Ф. А., Кемпи С. И. и соавт. Создание "паспорта
здо-ровья" больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями с использования
информацион-ной системы // Медицинский академический журнал, 2003. - Том 3. - №
3. - С.125-133.

Ильмаст
А. В., Марусенко К. М., Моисеев Е. В. Некоторые вопросы технологии разра-ботки
МИС // Медицинский академический журнал, 2002. - Том 2. - Приложение 2. -
С.85-86.

Принципы
проектирования и разработки программного обеспечения. Учебный курс MCSD: Пер. с
англ. - М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция", 2000. - 608
с.

Шеррер
Жан-Рауль. Информационные системы в здравоохранении: технология и орга-низация
// Кремлевская медицина. Клинический вестник, 2000. - № 4. - С.15-17.

Claudio G. A. da-Costa, MD, Rodrigo
P. Quaresma, BE and Renato M. E. Sabbatini, PhD. A Software Engineering
Approach to the Development of Computer-Based Patient Record Sys-tems. http://home.nib.unicamp.br/~claudiog/slides/seandcpr/seandcpr.htm


Ramamoorthy C. V., Prakash A., Tsai
W. T., Usuda Y. Software Engineering: problems and perspectives. Computer.
Outubro. 1984. - P.191-209.

Reidsema C., Szczerbicki E. A
Blackboard database model of the design planning process in concurrent
engineering. Cybernetics and Systems: An International Journal, 2001. - 32. - Р.755-774.

Sherrer J. R., Lovis C., Baund R.,
Borst F., Spahni S. Integrated Computerised Patient Records: The DIOGEN2 Distributed
Architecture Paradigm with Special Emphasis on its Middleware Design. In User
Acceptance of health Telematics Applications (I Iakovidis et al., Eds) IOS
Press, Technology and Informatics 56. - P.15-31.

Spahni S., Sherrer Jr. Sauquet D.,
Sottile PA. Consensual trends of optimizing the constitution of middleware. ACM
SIGCOMM Computer Communication. - 1998. - V.28, №5. - P.76-90.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.citforum.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности трансформации финансовой отчетности лизинговых компаний в соответствии с МСФО
Реферат Особенности технических решений оборудования с ЧПУ CNC и особенности выполнения на них технологических процессов
Реферат Екатерина Великая 7
Реферат Ассессмент-менеджмент
Реферат Немецкие оккупационные власти и Русская православная церковь в Прибалтике, Белоруссии и на Украине
Реферат Международные межправительственные организации
Реферат Механизм вероятностного прогнозирования в процессе аудирования
Реферат Программа социологического исследования - о факторах, влияющих на выбор формы обучения абитуриентами
Реферат Исламский фактор в центрально-азиатских государствах СНГ
Реферат Анализ и оценка движения денежных средств на предприятии
Реферат Анализ стратегического управления предприятием
Реферат Режимы работы оператора в системе человек-машина
Реферат Анализ организации
Реферат Аттестация кадров в организации
Реферат Преступность несовершеннолетних с психическими отклонениями