Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Ивановский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЛИВОВ
Выполнил: студент 4 курса 2 года обучения заочного коммерческого отделения
Жаров Николай Борисович
Проверил:
Иваново, 1997
1. ПОНЯТИЕ ТРАНЗИТНОГО ПРОХОДА И ЕГО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
“Проливы, или естественные морские проходы, соединяют части одного и
того же моря или, что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг с другом,
образуя тем самым систему морских путей в пределах всего мирового океана.
При установлении правового режима морских проливов учитываются, как
правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того
или иного пролива и его значение для международного судоходства”[1].
В настоящее время режим международных проливов регулируется нормами
Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция устанавливает 4 вида проливов, используемых для
международного судоходства[2]:
1) проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны и
другой частью открытого моря или экономической зоны, в которых военные
корабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственного
транзитного прохода. Ширина этих проливов не превышает двойной ширины 12-
мильного предела территориального моря прибрежного или прибрежных
государств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др.);
2) проливы, образуемые островом государства, граничащего с этим
проливом, и его континентальной частью, к которым не применяется транзитный
проход, а применяется мирный проход, если в сторону моря от острова имеется
столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий
путь в открытом море или в экономической зоне. Их ширина превышает двойную
ширину территориального моря;
3) проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем
иностранного государства, к которым также применяется мирный проход
(Мессинский, Тирана и др.);
4) проливы, режим которых регулируется специальными конвенциями
(Черноморские, Балтийские и др.).
Таким образом, к проливам различных групп применяются разные правовые
режимы: мирный проход и транзитный проход.
“Под проходом понимается плавание через территориальные воды без захода
во внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства или для
вхождения в эти морские пространства или выхода из них в открытое море.
Проход должен быть непрерывным и быстрым”[3].
Принцип мирного прохода применяется к судоходству в территориальном
море (раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип транзитного прохода
применяется к проливам, используемым для международного судоходства, в том
числе и перекрываемым территориальными водами припроливных государств[4].
Какая-то часть вод, образующих пролив, может быть внутренними водами
прибрежного государства и иметь режим, предусматривающий право мирного
прохода иностранных судов[5].
“Проход считается мирным, если в результате его не нарушается мир,
добрый порядок в территориальных водах или безопасность прибрежного
государства и если он совершается в соответствии с положениями Конвенции
1982 г. и другими нормами международного права”[6].
В основу понятия “транзитный проход” Конвенцией 1982 г. положен принцип
свободы мореплавания[7].
Пункт 2 ст. 38 ч. 3 Конвенции 1982 г. дает легальное определение
транзитного прохода:
“Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства
и пролета летательных аппаратов единственно в целях непрерывного и быстрого
транзита через пролив между одной частью открытого моря или экономической
зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны”[8].
Однако по конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободе
судоходства в открытом море. Часть III Конвенции предусматривает некоторые
положения, уравновешивающие интересы всех пользователей проливами со
специфическими интересами припроливных государств (например, подводные
лодки в этих проливах не могут не только проводить маневры, учения, но даже
приостановить проход)[9].
Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через
пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего
с проливом, при соблюдении условий, установленных этим государством для
входа в его внутренние морские воды и порты[10].
Государство, граничащее с проливом, не вправе приостанавливать или
прерывать транзитный проход или иным образом препятствовать этому проходу в
проливах, используемых для международного судоходства и соединяющих одну
часть открытого моря или экономической зоны с другой частью открытого моря
или экономической зоны, даже если такой пролив перекрывается его
территориальным морем[11].
“В конвенции содержатся также положения, обеспечивающие интересы
государств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства,
борьбы с загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и
санитарных законов и правил . Суда и летательные аппараты при осуществлении
права транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности в нарушение
принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН. а также от любой
деятельности, несвойственной непрерывному и быстрому транзиту”[12].
“Конвенция не затрагивает правового режима международных проливов,
проход в которые регулируется в целом или частично давно существующими и
находящимися в силе международными конвенциями, специально относящимися к
таким проливам. Эти конвенции обычно заключались в отношении проливов,
имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, в
частности, Черноморские проливы (Босфор-Мраморное море-Дарданеллы), которые
ведут лишь к берегам черноморских стран”[13].
2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧЕРНОМОРСКИХ ПРОЛИВОВ
Режим Черноморских проливов в настоящее время регулируется конвенцией,
заключенной в Монтрё в 1936 г., которую подписали Болгария, Франция,
Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция, СССР, Югославия и Италия.
Статья 1 Конвенции[14] провозглашает принцип права свободы прохода и
мореплавания в Проливах.
В мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и
плавания в проливах (перевозить любой груз под любым флагом и днем и ночью)
(ст. 2 Конвенции), но с обязательной санитарной остановкой при входе в
Проливы (ст. 3).
Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, право
свободы сохраняется (ст. 4), а если Турция является воюющей стороной, то
только торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся с Турцией в
войне, пользуются правом свободы и причем только днем и только по пути,
указанному турецкими властями. При этом такие суда не должны оказывать
содействия противнику Турции (ст. 5). Аналогичный порядок устанавливается
для случаев, когда Турция не находится в состоянии войны, но считает себя
поставленной в состояние военной опасности (ст.6).
Особый порядок установлен для прохода через проливы военных судов
нечерноморских держав.
В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда
пользуются правом свободы, но только днем (ст. 10).
Общий тоннаж военных кораблей всех держав в транзите через проливы не
должен превышать 15 тыс. т , а число кораблей, одновременно находящихся в
Проливах, - девять (ст. 14). Общий тоннаж военных судов всех нечерноморских
держав при их пребывании в Черном море не должен превышать 30 тыс. т с
возможностью увеличения его до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских
сил черноморских стран (п. 1 ст. 18).
Пункт 2 ст. 18 устанавливает предельный срок пребывания военных
кораблей нечерноморских держав в Черном море - 21 день.
Статья 11 Конвенции устанавливает, что подводные лодки должны проходить
Проливы в надводном состоянии, а линейные корабли - по одному - в
сопровождении не более двух эсминцев. Ограничений в отношении тоннажа
линейных кораблей не установлено.
Статья 13 устанавливает гарантии безопасности Турции при проходе через
Проливы военных кораблей. О таком проходе турецкому правительству
дипломатическим путем должно быть сделано уведомление по крайней мере за 8
дней, если речь идет о кораблях прибрежных к Черному морю государств, и за
15 дней - в отношении прохода кораблей нечерноморских стран.
Другие гарантии безопасности Турции содержатся в статьях 19 и 20. В
случае участия Турции в войне ей предоставляется право разрешать или
запрещать проход через Проливы любых военных судов (ст. 19), а во время
войны, в которой Турция не участвует, Проливы должны быть закрыты для
прохода военных судов любой воюющей державы (ст. 20).
Таким образом, в случае участия России в войне, нормы Конвенции
сковывают военную активность Российского Черноморского флота.
Статья 23 Конвенции устанавливает принцип свободы воздушного
судоходства при условии уведомления Турции и только после такого
уведомления по маршруту, указанному Турцией.
“В 1982 г. Турция приняла новый регламент порта Стамбул, который
предусматривает право турецких властей на временное приостановление прохода
судов через пролив Босфор и обязательную лоцманскую проводку судов через
пролив”, что противоречит ст. 1 Конвенции[15].
ЛИТЕРАТУРА
Конвенция о режиме Черноморских проливов. - В кн.: Международное право
в документах. - М.: Международные отношения, 1982
Международное морское право: Справочник / Под ред. С.Г. Горшкова. - М.:
Воениздат, 1985
Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.
Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987
Молодцов С.В. Международное морское право. - М.: Международные
отношения, 1987
-----------------------
[1] Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.
Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987, с. 207-208
[2] См.: Международное морское право: Справочник /Под ред. С.Г. Горшкова. -
М.:Воениздат, 1985, с. 150; Молодцов С.В. Международное морское право. -
М.: Международные отношения, 1987, с. 220-228
[3] Международное морское право, с. 86
[4] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 220
[5] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 221
[6] Международное морское право, с. 86
[7] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 224
[8] Международное морское право, с. 151
[9] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 225
[10] См.: Международное морское право, с. 151
[11] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 228
[12] Международное право. Учебник, с.208-209
[13] Международное право. Учебник, с. 209
[14] Здесь и далее ссылки на статьи конвенции даются по: Конвенция о режиме
Черноморских проливов от 27 июля 1936 года. - В кн.: Международное право в
документах. - М.: Международные отношения, 1982, с. 508-514
[15] Международное право в документах, с. 514