Реферат по предмету "Математика"


Цепочка Галилея

Цепочка
Галилея

В книге Галилея «Беседы и
математические доказательства…», напечатанной впервые на итальянском языке в
голландском городе Лейдене в 1638г., предлагался, между прочим, такой способ
построения параболы: «Вобьём в стену два гвоздя на одинаковой высоте над
горизонтом и на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно равнялось двойной
ширине прямоугольника, на котором желательно построить полупараболу; между
одним и другим гвоздём подвесим тонкую цепочку, которая свешивалась бы вниз и
была такой длины, чтобы самая низкая точка её находилась от уровня гвоздя на расстоянии, равном
высоте прямоугольника (рис. 1). Цепочка эта, свисая, расположится в виде
параболы, так что, отметив её след на стене пунктиром, мы получим параболу,
рассекаемую пополам перпендикуляром, проведённым через середину линии,
соединяющей оба гвоздя».

Способ этот прост и
нагляден, но не точен. Это понимал и сам Галилей. На самом деле, если параболу
построить по всем правилам, то между нею и цепочкой обнаружатся зазоры. Они
видны на том же рис. 1, где соответствующая парабола обозначена сплошной
линией.
Цепная
линия.

Только через полвека после
выхода книги Галилея старший из двух братьев-математиков Бернулли – Якоб нашёл
чисто теоретическим путём точную формулу провисающей цепочки. Не спеша сообщать
своё решение задачи, он бросил вызов другим математикам. Правильное решение
опубликовали уже в следующем 1691г. Христиан Гюйгенс, Готфрид Вильгельм Лейбниц
и младший брат Якоба – Иоганн Бернулли. Все они пользовались для решения
задачи, во-первых, законами механики, а во-вторых, могучими средствами недавно
разработанного тогда математического анализа – производной и интегралом.

Гюйгенс назвал кривую, по
которой располагается цепочка, подвешенная за два конца, цепной линией.

Так как цепочки бывают
разной длины, да и концы их могут подвешиваться на разных расстояниях друг от
друга – то ближе, то дальше, то и цепных линий существует не одна, а много. Но
все они подобны между собой, как, например, подобны между собой любые
окружности.
График
показательной функции.

Оказалось, что разгадка
секрета цепной линии лежит в показательной функции. В XVIII веке она была ещё новинкой,
а теперь её должен знать каждый восьмиклассник. Это функция вида y=ax, где a – какое-либо положительное число, не равное 1.
Вычисления показали, что для построения цепной линии удобнее всего принять a равным так называемому неперову
числу, обозначаемому буквой e. Оно получило своё имя в
честь шотландского математика Джона Непера – одного из изобретателей
логарифмов. Число это почти столь же знаменито, как и число p; его приближённое
значение, взятое с точностью до 0,0005:e»2,718.

На рис. 2 сплошной линией
изображен график показательной функции y=ex, а пунктиром - график другой показательной
функции, тесно связанной с предыдущей.

Если воспользоваться отрицательными
показателями степеней, то последнюю функцию можно представить в виде y=e-x. Теперь ясно, что оба
графика симметричны друг другу относительно оси ординат, что и обнаруживает
рисунок.
















Образуем теперь две новые
функции, беря для каждого x либо полусумму значений
наших показательных функций – получим y=1/2
(y=ex+e-x), либо их полуразность: y=1/2
(y=ex-e-x). Графики этих новых
функций приведены на рис. 3 и рис. 4. Оказывается, что первый из них это и есть
одна из цепных линий. Из него путем простых преобразований, о которых пойдет
речь ниже, можно получить любую цепную линию, симметричную относительно оси
ординат. Что касается графика, представленного на рис. 4, то он будет нами
использован как вспомогательное средство при переходе от цепной линии рис. 3 к
более общему случаю цепной линии.
Подбор
длины цепочки.

Рассмотрим подробнее связь
между кривой, изображенной на рис. 3,
и формой висящей цепочки.
Представим
себе, что эта кривая вычерчена на строго вертикальной и совершенно гладкой
стене и что нам разрешено забивать гвозди в разные точки кривой. Забьём их, как
советовал Галилей, в точках A и B на одной горизонтали (впрочем, это условие
несущественно). Подберём теперь тонкую цепочку, длина которой точно равна 2l – длине дуги AB – и концы её закрепим в A и B. Тогда цепочка провиснет строго по дуге,
которую мы заранее вычертили. Никаких зазоров между ней и этой кривой не будет
наблюдаться.

Подбор цепочки нужной длины
можно производить путем проб. Взять цепочку подлиннее – с запасом, а потом
подвешивать её за разные звенья в точках A и B, по мере надобности
увеличивая или уменьшая длину провисающей части, пока не произойдёт совпадения
(рис. 5). Но можно поступить и иначе: зная d (половину расстояния между
гвоздями), найти путём вычисления l (половину длины дуги AB) и тогда уже брать
цепочку, длина которой точно равна 2l. Такой подсчёт удаётся с
помощью интеграла. Укажем здесь результат: l=1/2(ed-e-d). Отсюда следует, что если
взять на графике функции y=1/2(ex-e-x) (рис. 4) x=d, то соответствующая
ордината у точки E этого графика будет равна l.

Так как l=1/2(ed-e-d)d,  т.е. эта длина больше, чем абсцисса точки подвеса.

А если длина не та?

Как отыскать уравнение
линии в случае, когда для данных точек подвеса A и B длина цепочки 2l` не совпадает с длиной 2l дуги AB, принадлежащей кривой y=1/2(ex-e-x)? В поисках ответа мы будем опираться на
отмеченный выше факт, что все цепные линии подобны между собой.

Пусть, например, l`>l. Тогда цепочка провиснет
по некоторой дуге AC`B, расположенной под дугой ACB(рис. 5). Мы
покажем, что нужное уравнение цепной линии, которой принадлежит дуга AC`B, можно найти в три приёма.
Сначала перейти от кривой (1): y=1/2(ex-e-x) к некоторой кривой (2): y=1/2(ex/k-e-x/k);эта кривая получается из
(1) посредством преобразования подобия с центром в точке O и коэффициентом подобия k (k>0). Затем перейти от кривой (2) к кривой (3): y=b+k/2(ex/k-e-x/k) посредством сдвига
предыдущей в направлении оси ординат (в
зависимости от знака b вверх или вниз).

Вся хитрость заключается в
том, чтобы определить коэффициент подобия k. С этой целью отметим в
плоскости вспомогательной кривой, изображённой на рис. 4, точку F с координатами x=d и y=l`. В силу того, что l`>l, она не попадёт на кривую,
а окажется выше неё.

Продолжим OF до пересечения с кривой в
некоторой точке G (можно доказать, что точка пересечения
найдётся, помимо точки O, и притом только одна). Положим OF/OG (в нашем случае 0


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гидродинамическая теория смазки и ее возможности для расчета и анализа работы подшипников двигателя внутреннего сгорания
Реферат Древесностружечные материалы ДВП, ДСтП
Реферат Двигатель Стирлинга - прошлое, настоящее и будущее
Реферат Диффузионный CO2 лазер ВЧЕ-разрядом
Реферат Жаростойкие и жаропрочные никелевые сплавы, применяемые в авиационных двигателях, и их термическая обработка
Реферат Железные дороги в СССР
Реферат Законы распределения случайных процессов
Реферат Гравирование металлов с применением фрезерно-копировальных устройств
Реферат Группы гидротехнической водохозяйственных сооружения
Реферат Зарубежный опыт планирования производства
Реферат Синтез циклогексанона
Реферат Онегин и Чацкий - разные люди одной эпохи
Реферат Задание на проектирование протяжки
Реферат Дискретное устройство (ДУ)
Реферат Гильза целиндра