Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Подготовка населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕФЕРАТ по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности» на тему: «ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ» Москва, 2002 Оглавление 1. Введение 2. Принципы, формы и методы обучения 3. Организация обучения на промышленном объекте 7 4.

Учения по гражданской обороне 5. Заключение 6. Список литературы 1. Введение. Обучение населения защите от воз¬действия оружия массового пораже¬ния и других средств нападения про¬тивника — одна из основных задач Гражданской обороны Российской Федерации. Обучение ор¬ганизуется и проводится на основании указаний старших начальников гражданской обороны и их штабов, а также указаний и реше¬ний местных органов по

вопросам гражданской обороны. Обучение гражданской обороне является всеоб¬щим для граждан России. Поэтому этот вопрос актуален и сегодня. Ответ¬ственность за обучение руководящего состава гражданской обороны, рабочих и служащих на объекте, а также населения, проживающего в жилом ведомственном секторе, возлагается на начальника гражданской обороны объекта. Через штаб гражданской обороны объекта он организует, обеспечивает и руко¬водит проведением учебных

мероприя¬тий, осуществляет постоянный конт¬роль за своевременным и качествен¬ным проведением занятий и учений. На объекте, в соответствии с функ¬циональными обязанностями по граж¬данской обороне, рабочие и служащие условно подразделяются на следую¬щие категории обучаемых: руководя¬щий состав гражданской обороны; формирования; рабочие и служащие; население, не занятое в сферах произ¬водства и обслуживания, проживаю¬щее в жилом ведомственном секторе. Каждая категория обучается по специально разрабатываемым

про¬граммам. 2. Принципы, формы и методы обучения. Общими принципами при организа¬ции и проведении обучения населения гражданской обороне являются: научность; обучение то¬му, что необходимо в условиях воен¬ного времени; систематичность и по¬следовательность; сознательность и активность; наглядность и доступ¬ность; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; коллективизм и индивидуальный подход в обучении; выработка морально-психологической стойкости.

Качество обучения населения гражданской обороне зависит от правильно примененных форм и методов обучения. Формы обу¬чения выражают организационную сторону учебного процесса. Они преду¬сматривают состав и группировку обучаемых; структуру занятия (уче¬ния); место, время и продолжитель¬ность его проведения; роль и специфи¬ку деятельности обучаемых и руково¬дителя занятий. Формы обучения: классные заня¬тия, тренировки, тактико-специальные учения, командно-штабные учения,

объектовые тренировки, комплексные учения гражданской обороны. Метод обучения — это способ или прием, посредством которого руково¬дитель занятия, опираясь на созна¬тельность обучаемых, вооружает их знаниями, умением, навыками и фор¬мирует у них необходимые умствен¬ные и физические качества для выпол¬нения задач гражданской обороны. Основной метод обу¬чения — практические занятия. При обучении руководящего состава гражданской обороны

предусматриваются лекции, практиче¬ские занятия и групповые упражне¬ния. Изучение программы завершает¬ся участием руководящего состава в комплексном учении по гражданской обороне, в ходе которого совершенст¬вуются знания и практические навыки гражданской обороны в различных условиях обстановки и управлении силами гражданской обороны. При подготовке командно-начальст¬вующего состава проводятся семинары, классно-групповые и практические

занятия, а также практикуется участие в штабных тренировках и командно-штабных учениях, а для рядового состава — практические за¬нятия. Практическое занятие проводится с целью приобретения и совершенство¬вания навыков в выполнении тех или иных приемов работы с приборами радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, выполнения работ по ликвидации последствий применения противником оружия массового пора¬жения, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, отработки норма¬тивов по

практическому обучению за¬щите от оружия массового поражения. Планирование и учет. Планирова¬ние подготовки руководящего состава, формирований, рабочих и служащих по гражданской обороне осуществля¬ется на основании приказа начальника гражданской обороны района (города) и директивных указаний министерств (ведомств), программ подготовки, выписок из планов комплектования курсов и учебных заведений повышения квалификации.

При планировании подготовки по гражданской обороне на объекте рекомендуется разра¬батывать следующие документы: 1. При¬каз начальника ГО объекта по итогам подготовки по гражданской обороне за минувший и за¬дачам на новый учебный год; 2. План основных мероприятий подготовки ру¬ководящего состава, формирований, рабочих, служащих и обучения населе¬ния, не занятого в сферах производст¬ва и обслуживания, проживающего в жилом ведомственном фонде; 3. Распи¬сание занятий с каждой учебной груп¬пой; перечень тем штабных

трениро¬вок и учений по ГО; 4. План-заявку под¬готовки руководящего и командно-на¬чальствующего состава на курсах ГО в новом учебном году. Кроме указанных документов на объекте могут дополнительно разрабатываться следующие документы: • Гра¬фик использования учебно-материаль¬ной базы объекта; • Месячный план ра¬боты штаба гражданской обороны объекта. На основании приказа, плана, программ, руководящих документов по гражданской обороне созда¬ются учебные

группы в структурных подразделениях и составляется распи¬сание занятий для каждой учебной группы и формирования. Расписание занятий для руководящего и команд¬но-начальствующего состава составля¬ет начальник штаба гражданской обороны объекта; бойцов формирований — командиры фор¬мирований; обучающихся остальных категорий — руководители занятий. Дни занятий определяются начальни¬ком гражданской обороны объекта. В расписаниях заня¬тий необходимо отражать последова¬тельность отработки тем учебных за¬нятий, предусмотренных

программами обучения. Расписание занятий рекомендуется вывешивать заблаговременно, на вид¬ном месте, вблизи рабочих мест, что¬бы каждый обучающийся мог его свое¬временно прочитать и узнать время, место и тему занятий. Учет проводи¬мых занятий организует и ведет штаб гражданской обороны объекта. С этой целью ведутся журналы учета проводимых занятий со всеми категориями обучаемых. Они выдаются каждой учебной группе и формированию; отметки о проведении занятий делает руководитель

учебной группы. 3. Организация обучения на промышленном объекте. Подготовка руководящего состава. Цель обучения — подготовка руково¬дящего состава объекта к практичес¬кому выполнению своих функциональ¬ных обязанностей по гражданской обороне, а также постоянное совер¬шенствование знаний и закрепление навыков в решении задач гражданской обороны на объекте. От уровня теоре¬тических знаний и практических навы¬ков руководящего состава зависит их умение управлять

силами и средства¬ми гражданской обороны в сложных условиях обстановки. Обучение руководящего состава осуществляется на курсах гражданской обороны, на факультетах и кур¬сах повышения квалификации, в ВУЗах, а также на объектах. На объекте из лиц руководящего состава создается учебная группа. В состав этой группы входят заместители начальника гражданской обороны объекта, работники штаба и начальники

служб гражданской обороны и главные специалис¬ты, начальники цехов и равных им структурных подразделений, команди¬ры формирований общего назначения, их заместители и начальники штабов (командиры формирований, входящие в состав этих подразделений, обучают¬ся по программе подготовки формиро¬ваний). Состав учебной группы руко¬водящего состава определяет началь¬ник гражданской обороны объекта своим приказом. Обучение руководящего состава может проводиться путем сборов или периодических занятий на

учебно-ма¬териальной базе своего объекта. Заня¬тия с учебной группой руководящего состава проводят: начальник граж¬данской обороны объекта, его замес¬тители, начальник штаба гражданской обороны объекта, начальники служб и главные специа¬листы. В научно-исследовательских учреж¬дениях, конструкторских бюро и учеб¬ных заведениях для проведения заня¬тий по отдельным темам привлекаются научные работники, специалисты на¬родного хозяйства и преподаватель¬ский состав. Подготовка формирований.

Ее цель — готовить формирования к сла¬женным действиям в очагах пораже¬ния (зонах заражения), районах сти¬хийных бедствий, крупных аварий и катастроф в соответствии с предназна¬чением. На командно-начальствующий со¬став возлагается ответственность по поддержанию на необходимом уровне готовности формирований к выполне¬нию возложенных на них задач в сложных условиях быстро меняющей¬ся обстановки. Обучение личного со¬става формирований на объекте про¬водится ежегодно и включает общую,

специальную подготовку и тактико-специальные учения. Общая подготовка осуществляется в нерабочее время по программе под¬готовки рабочих и служащих и орга¬низуется по цехам, производствам, от¬делам, бригадам и т. д. Специальная подготовка и такти¬ко-специальные учения проводятся в рабочее время. При планировании обучения личного состава формирова¬ний предусматривается, чтобы занятия с командирами

формирований предше¬ствовали занятиям с рядовым соста¬вом по общим темам. Изучение тем общей и специальной подготовки мо¬жет осуществляться параллельно. Для подготовки команд¬но-начальствующего состава на объекте по общей тематике специ¬альной подготовки создаются учебные группы не более 30 человек из коман¬диров различных формирований. Спе¬циальные темы изучаются в составе групп, комплектуемых из одноименных формирований или по родственным

специальностям. Занятия с командирами формиро¬ваний проводят начальник штаба гражданской обороны, начальники служб и главные специа¬листы объекта. Обучение рядового состава формирований по специальной подготовке (по всем темам) проводит¬ся их командирами (начальниками) на учебно-материальной базе своего объ¬екта с целью привития обучаемым практических навыков в выполнении своих функциональных обязанностей на тактическом фоне с использованием средств имитации, создающих обста¬новку, максимально приближенную к реальной.

Формирования завершают свою подготовку тактико-специальным уче¬нием. На тактико-специальные заня¬тия и учения формирования необходи¬мо выводить полностью укомплекто¬ванные личным составом, техникой, приборами, инструментами, средства¬ми индивидуальной защиты и имуще¬ством. В конце учебного года по результа¬там тактико-специальных учений, а также степени усвоения программы каждому обучаемому и формированию в целом выставляется оценка.

Подготовка рабочих и служащих. При их подготовке каждому обучаемо¬му дается определенный объем знаний и практических навыков в эффектив¬ном использовании всех средств и спо¬собов защиты от оружия массового поражения и других средств нападе¬ния противника. Обучение осуществляется по про¬грамме, предусматривающей привитие твердых и уверенных практических на¬выков в использовании основных средств и способов защиты, действий в очагах поражения и зонах зараже¬ния, а также оказания само- и взаимо¬помощи при поражениях.

Занятия в ос¬новном проводятся практически. Важным элементом обучения, спо¬собствующим решению этой задачи, является выполнение специальных нормативов при отработке тем про¬граммы. Выполнение и сдача норма¬тивов является одной из форм практичес¬кого обучения способам защиты от воздействия оружия массового пора¬жения. Нормативы наиболее полно охва¬тывают комплекс практических мероприятий по защите населения от ору¬жия массового поражения.

Они спо¬собствуют выработке твердых навыков в использовании средств индивидуаль¬ной и коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи поражен¬ным и при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстанови¬тельных работ в очагах поражения и зонах заражения. Основное внимание при отработке нормативов следует обращать на практические занятия, тренировки, выпол¬нение зачетных требований. Умение выполнять нормативы дает возмож¬ность установить единый подход в оп¬ределении

степени готовности обучае¬мых к защите от воздействия оружия массового поражения и других средств нападения противника. Для проведения занятий на каж¬дом объекте по цехам, отделам к дру¬гим подразделениям создаются учеб¬ные группы численностью до 30 чело¬век, в которые входят все рабочие и служащие, в том числе и состоящие в формированиях. Руководители заня¬тий подбираются из числа начальни¬ков служб, командиров формирова¬ний, главных специалистов, начальни¬ков цехов, мастеров, инженерно-техни¬ческого состава и

других подготовлен¬ных лиц, назначенных приказом на¬чальника гражданской обороны объекта. Руководители учебных групп еже¬годно обучаются на курсах гражданской обороны или на своем объекте. Для занятий по меди¬цинским темам привлекаются меди¬цинские работники. Итоги изучения программы рабочи¬ми и служащими ежегодно объявляют¬ся приказом начальника гражданской обороны объекта. Подготовка населения. Данная категория населения изучает способы защиты от оружия мас¬тного

поражения и других средств нападения противника. Основное вни¬мание при этом обращается на умение обучаемых действовать по сигналам оповещения, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защи¬ты, оказывать помощь себе и пострадавшим, защищать детей от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также на знание правил поведения при стихий¬ных бедствиях. Обучение организуется по месту жительства штабом гражданской обороны объекта, кото¬рому принадлежит

жилой сектор. За¬нятия проводят в учебных группах по 10—12 человек по расписанию, кото¬рое составляют на учебный год. Руко¬водителей учебных групп назначают приказом начальника гражданской обороны объекта. За¬нятия по медицинским темам проводят врачи, фельдшера, медсестры, студен¬ты старших курсов медицинских вузов. Кроме этого, население самостоятель¬но изучает памятку «Это должен знать и уметь каждый». Ответственность за организацию занятий и обучение этой категории не¬сут начальники

ГО объектов. 4. Учения по гражданской обороне. Учения являются высшей и актив¬ной формой подготовки руководящего состава, формирований и населения к выполнению задач гражданской оборо¬ны. На учениях вырабатываются необ¬ходимые практические навыки, четкие и слаженные действия личного соста¬ва формирований, совершенствуются и изыскиваются наиболее целесообраз¬ные приемы использования техники, приборов, различных агрегатов и инст¬рументов, отрабатываются управление, связь, оповещение.

Учения по ГО, проводимые в соот¬ветствии с современными требования¬ми, дают возможность обучать форми¬рования, рабочих, служащих и населе¬ние, не занятое в сферах производства и обслуживания, действиям в условиях применения противником оружия мас¬сового поражения и других средств нападения, воспитывать в людях высо¬кие морально-политические и психоло¬гические качества. В зависимости от целей, задач, ме¬тода проведения и состава участни¬ков на объектах организуются и про¬водятся:

• Тактико-специальные учения гражданской обороны; • Командно-штабные учения граж¬данской обороны; • Объектовые тренировки по гражданской обороне; • Комплексные учения граждан¬ской обороны. Тактико-специальные учения гражданской обороны — основная и наиболее эффективная форма всесторонней подготовки фор¬мирований к выполнению стоящих пе¬ред ними задач. На этих учениях совершенствуются практические навыки командно-на¬чальствующего состава в управлении

формированиями при ликвидации по¬следствий применения противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также при орга¬низации и проведении мероприятий по защите населения и производ¬ства. Формирования на тактико-специ¬альных учениях используют учебно-ма¬териальную базу своего объекта: ком¬мунально-энергетические сети, защит¬ные сооружения, различные постройки, учебный городок (при его отсутствии учебный городок района или одного из соседних объектов) и отрабатывают стоящие перед ними задачи в услови¬ях

конкретной тактической обстановки при тесном взаимодействии между подразделениями (звеньями, группами, отделениями). Со спасательными формирования¬ми тактико-специальные учения про¬водятся, как правило, совместно с формированиями служб гражданской обороны, самостоя¬тельно или в ходе командно-штабного учения объекта. Руководителем уче¬ния с формированием общего назначе¬ния является соответствующий началь¬ник гражданской обороны, начальник штаба или коман¬дир этого формирования, а с формиро¬ванием служб - соответствующий

на¬чальник службы, которому непосред¬ственно подчинено формирование. Подготовка учения. Подготовку к учению необходимо проводить забла¬говременно и всесторонне. Она осуще¬ствляется в соответствии с календар¬ным планом. На основании указаний руководи¬теля учения разрабатываются: план проведения учения, организационные указания, частные планы заместите¬лей, помощников руководителя уче¬ния, план политической работы, пла¬ны

обеспечения учения (материально-технического, связи, имитации, комен¬дантской службы и др.), инструкция по мерам безопасности на учении. Основной учебно-методический до¬кумент тактико-специального учения - план проведения учения, в котором от¬ражаются ход учения и последователь¬ность отработки учебных вопросов по этапам. Этот документ включает в себя: 1. Тему, учебные цели для каждой категории обучаемых; 2. Вре¬мя проведения учения; состав привле¬каемых к учению формирований;

3. Коли¬чество техники и нормы расхода мото¬ресурсов и имитационных средств; 4. Этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; 5. Тактическую обста¬новку, группировку сил, место нахож¬дения пунктов управления, обстановку на объекте после применения против¬ником оружия массового поражения; 6. Решения соответствующих начальни¬ков ГО и задачи подчиненным.

Проведение учения. Учение может начинаться непосредственно на месте постоянного расположения формиро¬ваний или внезапно по тревоге. В на¬чале необходимо оповестить и собрать личный состав, вывести технику и про¬верить их готовность к действию. Ко¬мандирам формирований руководи¬тель учения вручает тактическое зада¬ние или вводные и предоставляет не¬обходимое время для уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач подчиненным и орга¬низации их действия.

Руководитель учения заслушивает и утверждает ре¬шения командиров формирований на предстоящие действия, а в случае не¬обходимости путем дополнительных вопросов добивается более глубокой оценки ими обстановки и принятия наиболее целесообразных решений, об¬ращая особое внимание на своевре¬менную организацию спасательных работ в соответствии со сложившейся обстановкой и на эффективное исполь¬зование техники. Дальнейший поря¬док проведения учения руководитель определяет с учетом оценки решений обучаемых им

командиров и разрабо¬танного плана учения. Руководитель учения лично и через своих помощников наращивает в ходе учения обстановку, предусматривая выход из строя людей и техники, из¬менение радиационной, химической, бактериологической (биологической) обстановки на объекте. В соответствии с обстановкой руководитель учения добивается от командиров принятия наиболее целесообразных решений, распоряжений, постановки подчиненным задач и соответствующих действий последних.

Рядовой состав формирований выполняет практически задачи на технике, приборах и других механизмах по своей специальности. Учение рекомендуется заканчивать выводом формирований из очага поражения и проведением полной специальной обработки. В заключение ру¬ководитель проводит разбор учения. Командно-штабное учение гражданской обороны является одной из основных форм совместной подго¬товки начальников штабов, начальни¬ков служб гражданской обороны, другого руководящего и командно-начальствующего

состава объектов к выполнению своих функци¬ональных обязанностей. На нем отра¬батываются все основные вопросы организации и ведения гражданской обороны, а также проверяется реальность разработан¬ных планов гражданской обороны. Основные цели командно-штабного учения: 1. Повышение теоретических зна¬ний и практических навыков руководя¬щего и командно-начальствующего со¬става в выполнении мероприятий гражданской обороны объекта;

2. Отработка взаимодействия между службами, формированиями и соседями; 3. Уточнение и отработка воп¬росов управления гражданской обороной объекта и все¬стороннего обеспечения мероприятий; 4. Привитие обучаемым необходимых практических навыков в организации и ведении гражданской обороны объекта. Командно-штабное учение проводит¬ся на фоне конкретной тактической обстановки. Тема учений и учебные вопросы обычно увязываются с темой предстоящего комплексного учения или объектовой

тренировки. Перед ко¬мандно-штабным учением рекоменду¬ется проводить штабные тренировки. Количество их и время проведения оп¬ределяет начальник гражданской обороны объекта, исхо¬дя из целей предстоящего учения и уровня подготовки руководящего со¬става и органов управления. На уче¬ние могут привлекаться разведыва¬тельные формирования, формирования связи, охраны общественного порядка, санитарные дружины (посты), а на отдельных этапах учения и другие формирования, в том числе

и спаса¬тельные. Руководителем командно-штабного учения является начальник гражданской обороны объекта. Объектовые тренировки по гражданской обороне. Объек¬товые тренировки по гражданской обо¬роне - наиболее совершенная форма подготовки малых объектов и учебных заведений к действиям в условиях воз¬можного применения противником оружия массового поражения и других средств нападения. На тренировках отрабатываются только отдельные практические мероприятия с таким рас¬четом, чтобы за 2-3

- летний цикл от¬работать весь комплекс мероприятий, предусмотренных планом ГО объекта. Проверяется реальность этих меро¬приятий. К участию в объективной трениров¬ке привлекаются: руководящий состав, формирования, рабочие и служащие, студенты, учащиеся и население ве¬домственного жилого фонда и незаня¬тое в производстве и сфере обслужи¬вания. Главная задача объектовых трени¬ровок - отработка основных, наиболее эффективных приемов и способов

за¬щиты людей от оружия массового по¬ражения и других средств нападения противника, а также мероприятий, по¬вышающих устойчивость работы объ¬ектов в военное время. Подготовка объектовой трениров¬ки осуществляется лично начальником гражданской обороны объекта с учетом характера произ¬водственной деятельности объекта и организации гражданской обороны. Для более организованной и целена¬правленной подготовки объектовой тренировки разрабатываются и изда¬ются:

1. Приказ начальника гражданской обороны объекта, который доводится до исполнителей не позднее чем за полтора месяца до начала тренировки; 2. План проведения тренировки (может дополняться графиком); 3. Частные пла¬ны помощников руководителя трени¬ровки, план политической работы. Основной учебно-методический до¬кумент — план проведения тренировки, который состоит из текстуальной час¬ти, где указывается тема, время про¬ведения объектовой тренировки, со¬став участников, учебные цели

и учеб¬ные вопросы для каждой категории обучаемых, место отработки практи¬ческих мероприятий, их материальное обеспечение и порядок организации и проведения имитации. План прове¬дения объектовой тренировки утвер¬ждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не менее чем за месяц до ее начала. Кроме плана разрабатывается график, в ко¬тором указывается состав привлекае¬мых участников, мероприятия и время отработки каждого из них.

График утверждается начальником гражданской обороны объекта народного хозяйства и до¬водится до исполнителей не менее чем за месяц до начала тренировки. На¬чальники основных производственных подразделений, помощники руководи¬теля тренировки, посредники разраба¬тывают частные планы. Частные пла¬ны утверждает руководитель трени¬ровки. Накануне объектовой тренировки с руководящим составом и командирами формирований необходимо провести

инструктивное занятие, в ходе которо¬го уточнить порядок проведения тре¬нировки. Объектовая тренировка про¬водится на территории объекта народ¬ного хозяйства с максимальным ис¬пользованием материальной базы. Производственная деятельность объек¬та не прекращается; тренировка про¬водится в удобное для объекта время, что позволяет сократить до минимума потери рабочего времени. Формирова¬ния привлекаются для выполнения только тех практических мероприятий, которые предусмотрены

планом. В хо¬де тренировок отрабатываются: 1. Орга¬низация защиты рабочих и служащих при внезапном нападении противника; 2. Практическое осуществление меропри¬ятий, проводимых при угрозе нападе¬ния противника; 3. Мероприятия по лик¬видации последствий стихийных бедст¬вий, крупных аварий и катастроф. Перечень и порядок выполнения практических мероприятий зависят от содержания плана гражданской обороны объекта. По ре¬шению начальника гражданской обороны объекта отдель¬ные наиболее важные мероприятия могут

отрабатываться в ходе всех тре¬нировок, Оценка качества проведенной объектовой тренировки осуществ¬ляется в соответствии с положением «Критериев оценки тренировок граж¬данской обороны на объектах народ¬ного хозяйства». По окончании тренировки началь¬ник гражданской обороны объекта проводит разбор, в ко¬тором анализируются действия обуча¬емых, указываются недостатки, опре¬деляются пути и сроки их устранения. При необходимости по результатам проведенной тренировки вносятся из¬менения в план гражданской обороны

объекта. О результатах тренировки не позднее чем через 10 суток со времени ее прове¬дения докладывается в штаб гражданской обороны райо¬на (города) и в министерство (ведом¬ство) по подчиненности. Комплексные учения гражданской обороны завершают установленный цикл подготовки объ¬екта и являются одной из важ¬нейших форм подготовки объекта в це¬лом. Суть комплексного учения состоит в том, что все участники учения дейст¬вуют одновременно в единой такти¬ческой

обстановке и решают весь ком¬плекс задач, предусмотренных планом гражданской обороны объекта, на его материально-произ¬водственной базе, без остановки произ¬водственной деятельности. На учении обычно проверяются: реальность пла¬на гражданской обороны объекта; степень готовности объ¬екта к осуществлению мероприятий гражданской обороны и проведению работ по ликвида¬ции последствий применения против¬ником оружия массового поражения и других средств нападения, а также по¬следствий стихийных бедствий,

круп¬ных аварий и катастроф; устойчивость работы объекта в военное время. Та¬кое учение дает возможность отрабо¬тать весь комплекс мероприятий с учетом производственной деятельности объекта в военное время. Руководителем учения, как прави¬ло, является начальник гражданской обороны объекта, а некоторых учений - старшие началь¬ники. Это дает возможность улучшить методику проведения учений, а также оценить состояние гражданской оборо¬ны

объекта. На учение привлекается весь руководящий и командно-началь¬ствующий состав, формирования, ра¬бочие и служащие, не входящие в фор¬мирования. Формирования привлека¬ются к действиям на определенных этапах и выполняют свои специфиче¬ские задачи, а руководящий и команд¬но-начальствующий состав действует на учении от начала до конца. На комплексном учении создается сложная динамичная обстановка, ха¬рактерная для очагов поражения и зон заражения, требующая от участников учения смелых и обоснованных реше¬ний,

умелых и решительных действий. В ходе учения руководящий и команд¬но-начальствующий состав обучается четкой организации в управлении фор¬мированиями в условиях сильных раз¬рушений, радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения и массовых пожаров. На учении необходимо решительно пресе¬кать пассивность и медлительность в действиях обучаемых, а также не до¬пускать упрощений в создаваемой об¬становке.

Цеха, отделения, участки и другие подразделения участвуют в учении, как правило, не все одновременно, а включаются последовательно в соот¬ветствии с планом учения для выпол¬нения определенных задач. Основные должностные лица на комплексном учении. Для подготовки и проведения комплексного учения назначаются: 1. Руководитель учения; 2. За¬местители и помощники руководителя учения, посредники, а также штаб ру¬ководства. В тех случаях, когда руководите¬лем учения является начальник гражданской обороны объекта, функции

штаба руководства выполняет штаб гражданской обороны объекта. Штаб руководства при организации и прове¬дении комплексного учения организует подготовку всех лиц, привлекаемых на учение; проверяет их готовность, в том числе меры безопасности; разрабатывает необходимые учебно-методи¬ческие документы; подготавливает учебную и производственно-техническую базу. Помимо этих, общих для всех руко¬водящих лиц обязанностей, каждый выполняет свои обязанности, связанные

с его должностью на учении. Подготовка учения. От уровня под¬готовки комплексного учения во мно¬гом зависит и успех его проведения. Подготовка учения проводится с уче¬том плана гражданской обороны объекта, его организа¬ционно-штатной структуры, материально-производственной базы, специфики производства, территориального размещения, состояния гражданской обороны и других факторов. Для подготовки учения разрабатывается календарный план.

Руководи¬телю учения необходимо определить: тему учения, учебные цели, этапы и учебные вопросы, уточнить количество командно - начальствующего состава, формирований, рабочих, служащих и других категорий населения, привлека¬емых на учение, выработать основные положения плана учения, провести ре¬когносцировку района учения, опреде¬лить порядок материально-техническо¬го обеспечения. Руководитель учения лично готовит своих заместителей, по¬мощников, посредников и штаб руководства.

Он несет ответственность за организацию, подготовку и проведение учения. Основную подготовку должностных лиц к учению проводят непосредствен¬но на объекте методом групповых уп¬ражнений и решением летучек. Для проведения учения на основа¬нии указаний руководителя разрабатываются: 1. План проведения учения; 2. Организационные указания; 3. Частные планы заместителей и помощников руководителя учения;

4. План политической работы; 5. Планы обеспечения учения (ма¬териально-технического, связи, имита¬ции, комендантской службы и другие); 6. Инструкция по мерам безопасно¬сти на учении. План проведения учения - основ¬ной документ. В нем определяются те¬ма, учебные цели, этапы учения, по¬следовательность отработки учебных вопросов по этапам, время проведения и другие вопросы. План и организаци¬онные указания разрабатываются шта¬бом руководства текстуально, с прило¬жением карт,

схем и утверждаются ру¬ководителем учения не позже чем за две недели до его начала. Заместители и помощники руково¬дителя разрабатывают текстуально или графически частные планы, в кото¬рых указывают учебные цели для со¬ответствующего формирования (кате¬гории обучаемых), обстановку и содер¬жание вопросов, подлежащих отработке на различных этапах учения. Част¬ные планы утверждаются руководите¬лем учения.

План имитации разрабатывается помощником руководителя учения по имитации текстуально со схемой, на которой указываются места, виды и время имитации, сигналы управления, силы и средства, выделяемые для вы¬полнения имитационных работ, а так¬же меры по охране мест имитации и обеспечению безопасности. План ими¬тации утверждается руководителем учения. Проведение комплексного учения. Комплексное учение целесообразно начинать с вручения распоряжения на¬чальника

гражданской обороны района начальнику гражданской обороны объекта о приведении гражданской обороны в готов¬ность. Введение угрозы нападения против¬ника дает возможность постепенно на¬ращивать обстановку и более деталь¬но проверить реальность плана гражданской обороны объекта. В этом случае выполняются мероприятия, предусмотренные в плане гражданской обороны на период угрозы нападения противника, и уточня¬ются этапы учения, количество и со¬держание которых зависят от темы,

учебных целей и масштабов учения, а также отведенного на него времени. Первый этап включает в себя мероприятия гражданской обороны, выполняемые во время угрозы на¬падения противника: оповещение и сбор руководящего, командно-началь¬ствующего состава и формирований, развертывание пунктов управления, приведение и готовность защитных со¬оружении, выдача и подготовка средств индивидуальной защиты, изготовление противопылевых тканевых масок и ватно-марлевых повязок, организация и повышение

устойчивости работы объ¬екта, а также другие мероприятия, предусмотренные реальным планом гражданской обороны объекта. На следующих этапах отрабатыва¬ются мероприятия по рассредоточе¬нию, эвакуации и ведению спасатель¬ных и неотложных аварийно-восстано¬вительных работ. После отработки всех намеченных учебных вопросов и этапов практиче¬ские действия обучаемых по команде (сигналу) руководителя учения закан¬чиваются. Руководитель дает указания о месте и времени сбора формирова¬ний,

о дальнейших действиях осталь¬ных участников учения, проверке на¬личия техники, приведении в порядок района учения, месте и времени прове¬дения разбора. После выполнения этих указаний и соответствующих докладов заместителей, помощников и начальни¬ка штаба руководства руководитель учения объявляет отбой учения. Разбор учения необходимо гото¬вить тщательно и всесторонне.

Раз¬бор - заключительная часть учения. Проводится всесторонний анализ дей¬ствий обучаемых, подводят итоги уче¬ния и определяют, в какой степени до¬стигнуты поставленные учебные цели. Разбор сначала проводится с руково¬дящим и командно-начальствующим составом, а затем со всеми участника¬ми. Руководитель учения дает оценку действиям обучаемых и ставит задачи по устранению выявленных недостат¬ков. После общего разбора заместители и помощники руководителя проводят частные разборы с отдельными кате¬гориями

обучаемых, а также со служ¬бами и формированиями. О результатах проведенного ком¬плексного учения представляется док¬лад в штаб гражданской обороны района. На основании учения разрабатывается план практи¬ческих мероприятий по устранению выявленных недостатков на объекте. При необходимости вносятся соответ¬ствующие изменения в план гражданской обороны объ¬екта. 5. Заключение. Современный многополярный мир не предполагает, как в прошлом веке, открытого военного противостояния

между двумя сверхдержавами и даже целыми военно-политическими блоками. Исчезла идеология взаимной ненависти на государственном уровне, результатом которой вполне могла быть 3-я и последняя мировая война с максимально широким применением ядерного, химического и других видов оружия массового поражения, бесчисленными жертвами, как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения подавляющего большинства стран мира. Значит ли это, что обучение граждан и подготовка специалистов в

сфере гражданской обороны более перестали быть актуальны? В новом, ХХI веке на смену государственно-политической вражде пришла новая опасность – международный терроризм. Взрывы жилых многоэтажных домов в России, уничтожение зданий Всемирного торгового центра и других объектов в США, а также другие масштабные террористические акты последних лет свидетельствуют, что международные террористы не останавливаются ни перед чем.

Совершенно логично предположить, что если в их руки попадет оружие массового поражения или же они смогут разрушить или даже просто нарушить работу промышленных объектов повышенной опасности, таких как АЭС, ГЭС, химических предприятий и т.п то террористы без тени сомнений воспользуются этим шансом. Эта мысль подтверждается последними публичными заявлениями известных всему миру террористических лидеров. Исходя из вышеизложенного становится ясно, что необходимость подготовки населения в области защиты

населения от чрезвычайных ситуаций не утратила своей актуальности и сегодня. Таким образом, налаженная система гражданской обороны является необходимым элементом безопасности нашего общества. 6. Список литературы. 1. Анофриков В.Е Бобок С.А Дудко М.Н Елистраток Г.Д. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие. – М.: Финстатинформ, 1999. 2. Белов

С.В. Безопасность жизнедеятельности // Учебник. – М.: Высшая школа, 2002. 3. Алтунин М. Гражданская оборона // Учебное пособие. – М: 1985.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.