Реферат по предмету "Математика"


Николай Иванович Лобачевский (1792 - 1856)

|[pic] |[pic] |
Николай Иванович Лобачевский
1792 - 1856
|Николай Иванович Лобачевский родился 1 декабря (20 ноября) 1792 года в |[| |Нижнем Новгороде в бедной семье мелкого чиновника. |p| |Девятилетним мальчиком он был привезен матерью в Казань и ее стараниями |i| |устроен вместе с двумя братьями в гимназию на казенное содержание, c |c| |этого времени его жизнь и работа протекают в Казани. |]| |В гимназии, как мы знаем по "Воспоминаниям" С.Т.Аксакова, увлекательно | | |преподавал математику талантливый учитель Г.И.Карташевский, воспитанник | | |Московского университета. Он поставил изучение математики на | | |значительную высоту. И когда юный 14-летний Лобачевский становится в | | |феврале 1807 года студентом университета (тоже казеннокоштным), он уже | | |вскоре проявляет особенную склонность к изучению физико-математических | | |наук, обнаруживая выдающиеся способности. В этом, несомненно, сказались | | |результаты педагогической деятельности Г.И.Карташевского. | |
|Однако в университете Лобачевскому уже не удалось слушать лекции | |Карташевского, так как последний в декабре 1806 г. был отстранен от | |должности директором И.Ф.Яковкиным, как "проявивший дух неповиновения и | |несогласия". Математические курсы в университете стал вести | |М.Ф.Бартельс, прибывший в Казань в 1808 году. | |Успехи студента Н.И.Лобачевского, соревнующегося в своих занятиях с | |И.П.Симоновым, впоследствии известным астрономом и участником | |кругосветного плавания, неизменно вызывали одобрение М.Ф.Бартельса и | |других профессоров. | |3 августа 1811 г. Лобачевский утверждается магистром. Его руководитель | |профессор М.Ф.Бартельс был квалифицированным математиком и опытным | |преподавателем, но не вел творческой работы. Лобачевский изучил под его | |руководством классические труды по математики и механике: "Теорию чисел"| |(Disquisitiones Arithmeticae) Гаусса и первые томы "Небесной механики" | |Лапласа. Представив два научных исследования по механике и по алгебре | |("Теория эллиптического движения небесных тел" (1812 г.) и "О | |разрешимости алгебраического уравнения xn - 1 = 0" (1813 г.), он был | |ранее срока в 1814 г. произведен в адъюнкт-профессоры (доценты). | |Со следующего года он ведет самостоятельное преподавание, постепенно | |расширяя круг читаемых им курсов и уже задумываясь над перестройкой | |начал математики. Еще через год он получает звание экстраординардого | |профессора. | |Но вскоре в университете создается очень тяжелая обстановка для работы. | |В целях борьбы с революционными настроениями и "вольнодумством" | |правительство Александра I, проводя все более реакционную политику, ищет| |идеологической опоры в религии, в мистико-христианских учениях. | |Университеты в первую очередь подвергаются проверке. | |Для обследования Казанского университета был назначен и прибыл в марте | |1819 г. член Главного правления училищ М.Л.Магницкий, который | |использовал свое назначение в карьеристских целях. В своем отчете он | |приходит к выводу, что университет "причиняет общественный вред | |полуученностью образуемых им воспитанников ...", а поэтому "подлежит | |уничтожению в виде публичного его разрушения" ради назидательного | |примера для других правительств. | |Однако университет не был уничтожен. Александр I решил его исправить. | |Попечителем Казанского учебного округа был назначен Магницкий, который и| |приступил к энергичному "обновлению университета". Он начал свою | |деятельность увольнением девяти профессоров. Была установлена тщательная| |слежка за содержанием лекций и студенческих записок, и введен суровый | |казарменный режим для студентов. | |Семь лет этой церковно-полицейской системы принесли Лобачевскому тяжелые| |испытания, но не сломили его непокорный дух. Выдержать этот гнет ему | |помогла только его обширная и многообразная педагогическая, | |административная и исследовательская деятельность. Он преподает | |математику на всех курсах вместо уехавшего в Дерпт (Тарту) Бартельса; | |замещает профессора К.Броннера, не вернувшегося после отпуска в Казань; | |читает физические курсы и заведует физическим кабинетом; замещает | |отправившегося в кругосветное плавание астронома И.П.Симонова; читает | |астрономию и геодезию, приняв в свое ведение обсерваторию. Ряд лет он | |работает деканом физико-математического отделения. Коллосальный труд | |вкладывает он в упорядочивание библиотеки и в расширение ее | |физико-математической части. Он является вместе с тем одним из | |активнейших членов, а затем и председателем строительного комитета, | |занятого постройкой главного университетского корпуса. Наконец, несмотря| |на тысячи текущих дел и обязанностей, Лобачевский не прекращает | |напряженной творческой деятельности. Он пишет два учебника для гимназий:| |"Геометрию" (1823 г.) и "Алгебру" (1825 г.). "Геометрия" получает | |отрицательный отзыв у академика Н.И.Фусса, не оценившего тех изменений, | |который Лобачевский внес в традиционное изложение, и осудившего введение| |метрической системы мер, поскольку она создана в революционной Франции. | |"Алгебра" из-за внутренних проволочек в университете тоже не была | |напечатана. | |Вскоре начинаются столкновения с попечителем. Лобачевский, по словам | |Магницкого, проявляет дерзость, нарушение инструкций. Магницкий решает | |установить особенный надзор за его поступками. |
|Однако и в этих унижающих достоинство человека условиях мысль | |Лобачевского работает неустанно над строгим построением начал геометрии.| |Первые следы этой работы мы находим в студенческих записках его лекций | |по геометрии за 1817 г. Об ней же свидетельствует рукопись учебника | |"Геометрия" и его "Обозрения преподавания чистой математики" за 1822 - | |1823 и 1824 - 1825 гг. Наконец, его искания завершаются гениальным | |открытием. Разрывая оковы тысячелетних традиций, Лобачевский приходит к | |созданию новой геометрии. |
|23 (11) февраля 1826 г. он делает на факультете доклад о новой | |"Воображаемой геометрии". Этот доклад "Сжатое изложение начал геометрии | |со строгим доказательством теоремы о параллельных" был передан на отзыв | |профессорам И.М.Симонову, А.Я.Купферу и адъюнкту Н.Д.Брашману. | |Лобачевский хотел знать мнение своих сотрудников об открытиии, величие | |которого он сознавал, и просил принять сво сочинение в предполагаемое | |издание "Ученых Записок" отделения. | |Но отзыва не последовало. Рукопись доклада до нас не дошла. Материал | |этого доклада был включен Лобачевским в его первое сочинение "О началах | |геометрии", вышедшее в 1829 - 1830 гг. в "Казанском вестнике". | |Открытие Лобачевского было сделано им на путях принципиального | |критического пересмотра самых первых, начальных, геометрических понятий,| |принятых в геометрии еще со времен Евклида (3 век до н.э.). Это | |требование безусловной строгости и ясности в началах, это пристальное | |внимание к вопросам основ науки и углубленный анализ первоначальных | |понятий характерны вообще для творчества Лобачевского. Избранное им | |направление исследований способствовало тому, что он не только в | |геометрии, но и в ряде других областей математики превосходит | |достигнутый в то время уровень науки: так, им дано уточнение понятия | |функции, приписанное впоследствии Дирихле; он четко разграничивает | |непрерывность функции и ее дифференцируемость; им проведены глубокие | |исследования по тригонометрическим рядам, опередившие его эпоху на много| |десятилетий; им разработан метод численного решения уравнений, | |несправедливо получивший впоследствии название метода Греффе, тогда как | |Лобачевский и независимо от него бельгийский математик Данделен | |разработали этот метод значительно раньше. | |Доклад Н.И.Лобачевского совпал по времени с падением Магницкого. | |Специальная ревизия выявила ряд злоупотреблений, и мракобес попечитель | |был смещен и выслан. |
|Новый попечитель Казанского учебного округа М.Н.Мусин-Пушкин сумел | |оценить кипучую деятельную натуру Н.И.Лобачевского. Великого геометра | |избирают вскоре, в 1827 г., ректором и 19 лет он самоотверженно трудится| |на этом посту, добиваясь расцвета Казанского университета. | |Лобачевский стремился претворить в жизнь свою широкую передовую | |программу университетского образования, представление о которой дает его| |речь "О важнейших предметах воспитания", произнесенная им через год | |после назначения ректором. Лобачевский добивается существенного | |повышения уровня научно-учебной работы на всех факультетах. Он проводит | |строительство целого комплекса университетских вспомогательных зданий: | |библиотеки, астрономической и магнитной обсерватории, анатомического | |театра, физического кабинета и химической лаборатории. Он пытается | |создать при университете "Общество наук", но не получает на это | |разрешения. |
|Журнал смешанного содержания "Казанский вестник" он заменяет | |организованным им строгим научным журналом "Учеными записками Казанского| |университета", первая книжка которого выходит в 1834 г. и открывается | |предисловием Лобачевского, освещающим цели научного издания. В течение 8| |лет он продолжает одновременно с ректорством управлять библиотекой. Он | |сам читает ряд специальных курсов для студентов. Он пишет наставление | |учителям математики и заботится о постановке преподавания также в | |училищах и гимназиях. Он принимает участие в поездке в Пензу в 1842 г. | |для наблюдения солнечного затмения. Умело оберегает он сотрудников и | |студентов университета во время эпидемии холеры в 1830 г., изолировав | |университетскую территорию и проводя тщательную дезинфекцию. Он | |организовал спасение астрономических инструментов и выноску книг из | |загоревшейся библиотеки во время громадного пожара Казани в 1842 г., | |причем ему удается отстоять от огня почти все университетские здания. | |Наконец, он организует чтение научно-популярных лекций для населения и | |открывает свободный доступ в библиотеку и музеи университета. | |И вместе с тем он находит время для непрерывных и обширных научных | |исследований, посвященных, главным образом, развитию новой геометрии. | |Его идеи были настолько непривычны, губоки и новы, он настолько обогнал | |свою эпоху, что современники не смогли понять его и правильно оценить. | |Его первая работа "О началах геометрии" (1829 - 1830 гг.) была | |представлена Советом университета в 1832 г. в Академию наук. Но даже | |академик М.В.Остроградский не понял ее значения и дал на нее | |отрицательный отзыв: "...Книга г-на ректора Лобачевского опорочена | |ошибкой ..., она небрежно изложена и ..., следовательно, она не | |заслуживает внимания Академии". А в 1834 г. в реакционном журнале | |Ф.Булгарина "Сын отечества" появился издевательский анонимный отзыв об | |этой работе. "Как можно подумать, чтобы г. Лобачевский, ординарный | |профессор математики написал с какой-нибудь серьезной целью книгу, | |которая немного бы принесла чести и последнему школьному учителю! Если | |не ученость, то по крайней мере здравый смысл должен иметь каждый | |учитель, а в новой геометрии нередко недостает и сего последнего", - | |писал неизвестный рецензент, укрывшийся за двумя буквами С.С. | |Встретив непонимание и даже издевательство, Лобачевский не прекратил | |своих исследований. После работы 1829 - 1830 гг. "О начала геометрии" | |Лобачевский печатает в "Ученых записках":в 1835 г. "Воображаемую | |геометрию", в 1836 г. "Применение воображаемой геометрии к некоторым | |интегралам". |
|С 1835 по 1838 гг. он публикует свою наиболее обширную работу "Новые | |начала геометрии с полной теорией параллельных". Наконец, в 1840 г. | |выходят на немецком языке "Геометрические исследования по теории | |параллельных", где содержится предельно ясное и лаконичное изложение его| |основных идей. | |Эта мужественная борьба за научную истину резко отличает Лобачевского от| |других современников, приближавшихся тоже к открытию неевклидовой | |геометрии. | |Замечательный венгерский математик Янош Больяи опубликовал на 3 года | |позже Лобачевского сво исследование "Аппендикс" - добавление к книге его| |отца. В этой работе он несколько с иной стороны подошел к тем же | |результатам, что и Лобачевский. Но не встретив одобрения и поддержки, он| |прекратил борьбу.Выдающийся немецкий математик Гаусс, как выяснилось из | |опубликованных посмертно его переписки, получил некоторые | |начальныесоотношения новой геометрии, но, оберегая свой покой, а также, | |быть может, |
|не будучи уверен в правильности и объективной значимости этих | |результатов, запретил своим корреспондентам какие-либо высказывания об | |его взглядах. Восхищаясь в частной переписке с друзьями геометрическими | |работами Лобачевского он ни одним словом не высказался о них публично. | |Ни одного положительного отклика не получает Лобачевский, кроме | |единственного высказывания профессора механики Казанского университета | |П.И.Котельникова, который в актовой речи в 1842 г. отметил, что | |изумительный труд Лобачевского, построение новой геометрии на | |предположении, что сумма углов треугольника меньше двух прямых, рано или| |поздно найдет своих ценителей. | |Многолетние плодотворные труды Лобачевского не могли получить | |положительной оценки у правительства Николая I. В 1846 г. Лобачевский | |оказался фактически отстраненным от работы в университете. Внешне он | |получил повышение - был назначен помощником попечителя (однако жалованья| |ему за эту работу не назначили), но при этом он лишился кафедры и | |ректорства. | |Следует отметить, что менее чем за год до этого он был утвержден в | |шестой раз ректором университета на очередное четырехлетие. Вместе с тем| |более года он управлял Казанским учебным округом, заменив | |М.Н.Мусина-Пушкина, переведенного в Петербург. Указывая на эти свои | |служебные обязанности, Лобачевский незадолго до неожиданного предписания| |Министерства рекомендовал вместо себя на кафедру математики учителя | |Казанской гимназии А.Ф.Попова, защитившего докторскую диссертацию. Он | |считал необходимым поощрить молодого способного ученого и находил | |несправедливым занимать при таких обстоятельствах кафедру. Но, лишившись| |кафедры и ректорства и оказавшись в должности помощника попечителя, | |Лобачевский потерял возможность не только руководить университетом, но и| |вообще действенно участвовать в жизни университета. |
|Насильственное отстранение от деятельности, которой он посвятил свою | |жизнь, ухудшение материального положения, а затем и семейное несчастье | |(в 1852 г. у него умер старший сын) разрушающе отразилось на его | |здоровье; он сильно одряхлел и стал слепнуть. Но и лишенный зрения, | |Лобачевский не переставал приходить на экзамены, на торжественные | |собрания, присутствовал на ученых диспутах и не прекращал научных | |трудов. | |Непонимание значения его новой геометрии, жестокая неблагодарность | |современников, материальные невзгоды, семейное несчастье и, наконец, | |слепота не сломили его мужественного духа. За год до смерти он закончил | |свой последний труд "Пангеометрия", диктуя его своим ученикам. | |24 (12) февраля 1856 г. кончилась жизнь великого ученого, целиком | |отданная русской науке и Казанскому университету. |
[pic]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.