ПЛАН
I. Вступление. II. Свадебный обычай в истории. III. Домашние обряды русского народа.
1. Свадьба в России.
2. Городская свадьба.
1. Знакомство;
2. Сватовство;
3. Смотрины;
4. Сговор;
5. День свадьбы;
6. Венчание;
7. Визитная неделя. IV. Заключение.
V. Литература.
Вступление.
Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших
предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды
еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в
одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно,
объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так
же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не
только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в
глубь времен.
Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его
помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных
особенностей данного человеческого коллектива - эти свойства позволили
обрядам прожить века и века, стать важнейшим элементом народной жизни.
Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии.
Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто
повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных
обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место.
Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных
празднеств и тысячью нитей, намеков, образных перекличек было связано с
ними. Поэтому, начиная разговор о свадьбе, необходимо хотя бы бегло
рассказать, как проходила свадьба в древности, какие события предшествовали
свадьбе и своеобразно подготавливали свадебный ритуал.
Обряд является совокупностью условных, традиционных действий, лишённых
непосредственной практической целесообразности, но служащих символом
определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и
закрепления.
С возникновением классов, государства и церкви формируется
специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с
общественными и государственно-политической жизнью, и продолжают и
продолжают существовать бытовые традиции. К их числу относятся
производственные обряды, связанные с земледелием, семейные обряды,
связанные с рождением и смертью, свадьбой и др.
Свадебный обычай в истории стран мира.
Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по
всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь
становится «совершенным», что подразумевает его полное счастье с
воссоединившейся Евой.
Наряду с «браком по обычаю», который был известен еще со времени
Хаммурапи и который римляне называли «usus», древнейшей и
распространеннейшей формой женитьбы можно считать «покупку невесты». В
эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена
невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты
была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами
своего урожая.
С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранилась в
виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был
иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала
монету.
Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда
– обрядово-символически), надо было покупать. Параграф 128 законов
Хаммурапи гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то
эта женщина – не жена»[1]. Писец у городских ворот писал тексты брачных
контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и
хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные
типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия
и цель.
Со временем положение женщины в обществе улучшалось, она становилась
ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает
следующий документ, датированный 135 г. н. э. и найденный в пещере у
Мертвого моря: «…Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и
навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть
тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров…»[2]. Ниже
стоят подписи мужчины и свидетелей.
Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVII в. до н. э.
Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что
существовал при покупке невесты.
Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. В некоторых
сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не
современные желания женщин по части эмансипации.
Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двенадцать в
половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и религиозные, и
гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как
можно раньше, «покуда они держат руку свою на их затылке» и «прежде чем
девушка созреет как полная луна»[3] т. е. до половой зрелости. Еще и сейчас
в Индии девочек обручают в младенчестве. Много детских браков известно в
египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет,
когда он женился на Анхесенамон, а его невесте – одиннадцать.
Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие
исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец
богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами – жертвами
своей любви. Гомеровская «Илиада» начинается с похищения женщины: Парис
умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок».
В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая,
вызвав тем самым десятилетнюю войну. Умыкание невест для бракосочетания
официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже
если предмет его любви был и без того согласен на брак.
Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях
многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы
обмануть подстерегающих ее демонов.
Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, красивы
и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности
ритуалам. Исполнение таковых преследовало одну цель – союз должен быть
прочным и счастливым.
Что же такое свадьба? Говоря сухо, энциклопедично «свадьба – это
торжественность и яркость, красота и артистичность, прилюдность и
интимность, это торжественность, это сплав печали и веселья, древних и
новых, религиозных и народных обычаев. За «смыслом» свадьбы обратимся к
истории.
У древних славян-древлян, вятичей и родимичей существовал обычай
похищения невест «у воды» во время богини «женитвы» Лады, которые
начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета –
дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и
уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о
древних играх, во время которых проходило приобретение невест. У простых
поселян этот обряд сохранялся долго – вплоть до XV века.
Языческие свадьбы сопровождались веселыми и шумными празднествами,
непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники, и
рожечники. Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества, (хороводы,
песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от других народов. Были и
общие. У многих народов жениха и невесту обсыпали зернами. Цель этого
ритуала – в призвании удачи. Зерна пшеницы и риса – непременная
принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще хмелем). Этим
действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру,
что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут, и молодые
станут жить счастливо, сыто и богато. Ученые дали этому обычаю название
«продуцирующая магия».
У римлян так же, как у славян, существовал обычай петь песни
новобрачным до полуночи. У русских же пением сопровождался весь свадебный
обряд. А в предсвадебном девишнике невеста, ее подруги и специально
приглашенные бабки старались лить слезы ручьями по всем правилам древней
антипатической магии, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем. В
свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель
и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные,
перепечи, гривны и каравай.
Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально появилось на
Востоке, где его заимствовали древние греки, потом оно перешло к римлянам,
а затем распространилось по всему миру. Кольцо, надеваемое невесте после
помолвки, служило знаком ее будущих намерений и тесно связано с бытовавшим
некогда обычаем купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак
другим мужчинам, что эта женщина уж «не продается».
В 800 г. папа римский Николай объявил о праве использования колец
христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только
материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность
любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака.
И, наконец, свидетельство о браке. Когда-то сам факт сожительства
полагался достаточным, чтобы двое считались мужем и женой. Постепенно такая
форма признания законным неофициального брака отошла в прошлое. Подчас
женщину похищали или покупали, как рабыню, и она становилась собственностью
своего мужа. Покупная цена должна была быть документально закреплена, что и
послужило причиной появления свидетельства.
Свадьба в России.
Как же происходило заключение браков в России? Русские женились очень
рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни,
были к тому и другие причины.
…Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
А. С. Пушкин.
Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не
существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание
уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически
отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов
старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там
«стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и,
несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в
отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались
счастливыми.
Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не
представляла. Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому
помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.
Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая
у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него – вдвое.
Хоть лыками сшит, да муж.
Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья
женили своих приближенных, сами подбирая им невест.
Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные
обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли
как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с
возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил
название князя, а невеста - княгини»[4], - писал Костомаров об обычаях
наших предков XVII – XVII веков. В последующие столетия эта традиция
особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на
короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами,
как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными
людьми.
Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха и
невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или
крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего
зажигались богоявленской свечой брачные свечи.
Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные
обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в.
народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским
«политесом».
Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов:
предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех
сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал
сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и
невесты в бане (перед свадьбой).
Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой,
встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой
брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.
К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты
молодых к ближайшим родственникам.
Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до
последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у
каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали
непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т.
д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение
согласия, богатства и потомства в семье.
Городская свадьба.
Знакомство.
В старые времена роковой вопрос «Ну где, где же познакомиться?» решался
весьма просто. Существовали определенные места (для каждого сословия свои),
где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу.
Горожане – выходцы из деревень присматривали себе невест на игрищах,
которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах.
В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для
этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных
родственниц вели в известный день на условное место.
В мещанской городской среде в воскресенье устраивались вечеринки. На
них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры –
флирт цветов, краски, телефон и т. п. и танцевали польку, кадриль и
краковяк. На вечерах царила весьма лирическая атмосфера.
В более культурной среде устраивались домашние вечера. На них танцевали
под фортепиано вальсы и кадрили, также пелись романсы, но уже
романтические, более художественные. Правила приличия соблюдались строже,
чем на вечеринках.
В дворянских и богатых купеческих семьях девушек с определенного
возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался с
октября. Самым благодатным местом для знакомства и сватовства считалась
Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному.
Сватовство.
«Выбирай не невесту, а сваху» - гласит народная пословица, а это
означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно. Право
же, искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты знала, что именно
подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к
свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи.
В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и
провести предварительную разведку, разузнать какое приданое дается за
невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п.
Вопрос о свадьбе решали в тот же день, не прибегая ни к каким
иносказательным и поэтическим приемам. В случае положительном родители
невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и,
расставаясь, сразу же договаривались о смотринах. (Чего тут калякать?
Давайте свадьбу стряпать!)
При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого,
включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана
недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда,
постельное белье.
Ежели сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи
приданого обычно через неделю назначались смотрины.
Смотрины.
Уникальным явлением допетровской Руси были царские смотрины. В силу
того, что Европа еще мало знала о России русские государи не могли жениться
на дочерях иноземных властителей, и московским царям приходилось выбирать
себе невесту из подданных.
У русской красоты было:
Белое лицо, как бы белый снег,
Ягодицы (на щеках) как бы маков цвет,
Черные брови, как соболи,
Будто колесом брови проведены;
Ясные очи, как бы у сокола…
Она ростом то высокая.
У ней кровь-то в лице словно белого зайца,
А и ручки беленьки, пальчики тоненьки…
Ходит она словно лебедушка,
Глазом глянет, словно светлый день…
Главным же представлением о красоте в допетровской Руси было простое
понятие о физическом цветущем здоровье.
В городах к середине XIX в. люди друг друга все-таки знали, чему
способствовало посещение церкви, балы, молодежные домашние вечера,
благотворительные мероприятия.
Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в
театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой
ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг – по обычаю,
«запутывали дело». В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины могли
тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого. На
смотринах сохранился старинный обычай, по которому жених и его родители
выходили на крыльцо обменяться мнениями. У дворян в день смотрин
устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого в этот день не
велось. Опись приданого включалась отцом невесты в брачный контракт, на
который можно было либо согласиться, либо нет.
Обычным ритуалом для всех сословий был совместный молебен двух семей и
круговой обход стола.
Сговор.
После смотра происходил сговор. Один из самых важных моментов в
предсвадебном этапе, он носил еще название рукобитья и позднее – помолвки.
Перед сговором отступало даже само торжество венчания и свадебное
веселье,
т. к. эти действа являлись исполнением достигнутого ранее договора двух
семейств.
Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать
женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства. Нарушить
сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в
документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от
брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему
супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался
дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.
В боярские времена сговорный день назначался родителями невесты.
Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали к ним в дом.
Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и усаживали на
почетные места под божницей. Потом отец или родственник жениха говорил о
причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после
чего писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны решили: в
такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее
должны выдать и дать за ней такое-то приданое.
При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее
близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим от имени невесты
подарки. От сговора до свадьбы, как бы продолжителен ни был срок, жених
невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости от обстоятельств.
Иногда свадьбы совершались и через неделю, а порой между сговором и
венчанием проходило несколько месяцев.
Позднее этот обычай не видеть невесту исчез, напротив, именно после
помолвки жених уже мог приезжать к невесте так часто, как захочет. До
помолвки он имел право видеть свою суженую только во время смотрин.
Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой и мещанской
среде в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и
невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях невесту
и жениха благословлял священник. В средних слоях устраивалась вечеринка.
В богатых домах по такому случаю давался бал с угощением. Кроме
родственников и друзей, на помолвку обязательно приглашались почетные и
влиятельные члены городского светского общества. Отец представлял жениха и
невесту и объявлял о помолвке, после чего все присутствующие поочередно, по
степени знатности, подходили с официальными поздравлениями.
Впрочем, помолвки могли быть и совсем скромными, «домашними» без
присутствия гостей. Родители или приглашенный священник благословляли
жениха и невесту иконой и семьи обменивались хлебом-солью. Отцы брачующихся
отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы.
Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте
кольцо с драгоценным камнем. На второй день после сговора совершался обряд
вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом жениха.
Девишник имел место только у групп населения наиболее близких к
крестьянским традициям. А вот «мальчишник» - встреча с приятелями и
прощание с молодостью – был популярен во всех сословиях. Так, Пушкин перед
свадьбой устроил в Москве «мальчишник». Отужинав, поехали слушать к цыганам
песни.
И, наконец, после исполнения многочисленных предсвадебных обрядов,
инициатива переходила в руки служителей церкви, обязанностью которых было
освятить союз.
День свадьбы.
В день свадьбы, по обычаю, жених до венчания не должен был видеть
невесту, но посылал ей шкатулку, в которой, как водится, покоилась фата,
восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца – если ими не
обменялись при помолвке. После принесения шкатулки начиналась подготовка
невесты к венцу. Это делала тетка невесты, она же и причесывала. Платье –
обычно шелковое из белого шелка, в крайнем случае – любого цвета, кроме
черного. Богатые семьи выписывали подвенечное платье в Париже. Фата –
длинная и широкая. Головной убор – венок из цветов померанца и миртовых
веток. Обувал невесту «свадебный отрок» - младший брат или другой
родственник. Он же и подавал ей на свадебном подносе фату и перчатки,
провожал до свадебной кареты и нес шлейф. Жених военный облачался в
парадный мундир, штатский – в черную фрачную пару с белым галстуком и
белыми перчатками.
Время венчания назначалось от полудня до 5 часов вечера, если
предполагался праздничный обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не было.
Для венчания выбирался чаще храм в приходе жениха или невесты, но не
обязательно. По традиции, в церковь жених и невеста приезжали порознь.
Жених приезжал раньше и ждал с шаферами невесту у входа. Шаферы держали во
время венчания над четой венцы, управляли всеми ритуалами, вели свадебное
застолье.
Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в
экипаж вместе со свахой, девушками-провожаткамии и мальчиком-светчим,
которому назначено нести перед новобрачными свечу, когда они трижды обходят
аналой. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от жениха и
освобождала правую руку от перчатки, то же проделывал и жених. Священник
отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые со стороны жениха
становились справа.
Венчание
Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо
весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении
молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из
цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые
песни и устраивали веселые игры.
Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили
вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до
наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается».
С приходом христианства народное венчание было заменено церковным -
церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра
I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи
считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Венчание
всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста,
накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания
состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник
при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их
добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во
время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет
общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой
вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты,
священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем
молодые обмениваются обручальными кольцами.
Пока шло венчание, свадебный поезд (уже единый) украшали лентами,
цветами и колокольчиками.
Свадебный поезд, звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками,
сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и
только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или
вечеринка со свадебным столом.
В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся
из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать –
каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали
благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании
церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, а
гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На
поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с
подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.
Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. Соотносительно
сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал
застолье самый почетный гость – «свадебный генерал», который должен был
поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!».
На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для
устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели
под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порой
весьма рискованного содержания.
На второй день свадьбы горожане звали только близких родственников, и
на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки.
После свадьбы начиналось так называемая визитная неделя. В эту неделю
этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15-
минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей. По такому
поводу устраивалось традиционное угощение – чай со всевозможными сладостями
и десерт.
Всю визитную неделю молодые обязательно рассылали «рекомендательные»
письма новым родственникам и друзьям. Этим письмам придавали серьезное
значение, поскольку по ним обычно составляли первое представление об уме,
образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей заканчивался
цикл городской свадьбы.
Заключение.
Создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из самых важных
задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак –
одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание
совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.
К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего
обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба,
утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е.
заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе. В
западных странах, несмотря на свободу отношений между людьми, к браку
относятся очень серьезно и придерживаются правил, сложившихся на протяжении
столетий.
Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным
средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое
(обряд един и общеобязателен, и следовательно объединяет всех живущих
членов народа друг с друга.
Свадебный обряд, пожалуй, является вторым по важности после рождения
событием в жизни каждого человека. И отпраздновать его хочется
соответствующим образом.
К сожалению, красивые русские свадебные обряды, названные после
Октябрьской революции “пережитками темного прошлого” канули в лета.
Пришедшие же им на смену “комсомольские безалкогольные свадьбы” так и не
прижились. И сегодня мы имеем то, что имеем: неестественно-радостную
регистрацию в районом загсе и скучный банкет в ресторане, нередко
заканчивающийся банальной пьянкой, вместо яркого, запоминающегося на всю
жизнь праздника.
Список использованной литературы.
1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И. Русская свадьба, «Современник», М.,
1985.
2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990.
3. В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды, Пермь, 1993.
4. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем.
М., Наука, 1990.
5. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996.
6. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых, «АСТ», 1997.
7. Энциклопедия этикета, «Астрель», М., 2000.
8. Энциклопедия обрядов и обычаев, «Респекс», Санкт-Петербург, 1996.
-----------------------
[1] Вардиман Е Женщина в древнем мире. М., с. 27, 1990
[2] Там же, с. 41
[3] Энциклопедия обрядов и обычаев, Санкт-Петербург, 1996, с. 112
[4] Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа.
М., 1996, с. 125