Реферат по предмету "Культура и искусство"


Музей-заповедник "Гатчина"

Музей-заповедник "Гатчина"



Гатчина
- один из самых своеобразных пригородов Санкт-Петербурга. Центром Гатчинского
дворцово-паркового ансамбля является дворец.

Построенный
в виде уединенного замка он возвышается над тихой водной гладью, подчиняя себе
окружающий пейзаж. Огромные размеры, десять башен, стены, облицованные местными
известняками, подземный ход, ведущий к озеру, делают его непохожим на другие
загородные резиденции.

Дворец
возведен в 1766 - 1781 годах по проекту талантливого архитектора А. Ринальди -
автора многих замечательных сооружений Петербурга и его окрестностей.

Строился
дворец для фаворита императрицы Екатерины II графа Григория Орлова.

В
1783 году Гатчина становится резиденцией наследника Российского престола -
великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I.

Загородная
усадьба не соответствовала больше своему новому назначению, и довольно скоро
после перехода в руки Павла в ней начинаются работы по переделке большинства
помещений, а затем и по перестройке отдельных частей дворца. Работы эти велись
под руководством архитектора В. Бренна.

Залы
созданные по его проектам отвечали вкусам нового владельца. Они приобрели
подчеркнутую торжественность и помпезность.

Роскошные
наборные паркеты, многочисленная лепнина на стенах и потолках, позолота,
мрамор, обилие находившейся в них высокохудожественной мебели и бронзы,
живописи и фарфора контрастировало с несколько суровым внешним обликом дворца.

После
смерти Павла I, в 1801 году, в течение первой половины XIX века практически
никакого строительства во дворце и парке не велось. Вновь Гатчина оживает в
середине XIX века, когда она являлась резиденцией императора Николая I.

В
1844 - 1851 годах были проведены последние большие работы по дворцу -
перестройка обоих его каре. Работами по перестройке каре, как и по внутренней
их отделке, руководил Р.И. Кузьмин, один из видных архитекторов того времени.

В
1881 - 1894 годах Гатчинский дворец являлся любимой резиденцией Российского
императора Александра III, который проводил здесь значительную часть года.
Вновь, как и в конце XVIII века, дворец оказывается в центре общественной жизни
страны.

После
перестроек 40-х годов XIX века никаких существенных изменений во дворец больше
не вносилось. Последующие владельцы отделывали по своему вкусу занимаемые ими
апартаменты, не трогая, как правило, помещений своих предшественников. В
результате этого Гатчинский дворец стал интереснейшим историко-художественным
музеем, отразившим в своих стенах смену художественных стилей и вкусов на
протяжении полутора столетий.

19
мая 1918 года дворец был открыт для посетителей. До Великой Отечественной войны
Гатчинский дворец являлся крупнейшим из пригородных дворцов - музеев Петербурга,
заслужив славу "пригородного Эрмитажа".

В
исторических залах и на выставках можно было увидеть великолепную мебель
русских и западноевропейских мастеров, французскую бронзу, собрания мраморной
скульптуры и живописи. Посетители знакомились с коллекциями ценнейших тканей,
исторического костюма XVIII - XIX веков, старинного оружия. Особое место
занимали собрания русского и западноевропейского фарфора и восточного
искусства.

Отдельного
упоминания заслуживает первоклассная коллекция портретной живописи. Всего
экспозиции и фонды музея насчитывали более 52 тысяч экспонатов.

Война
1941 - 1945 годов нанесла дворцу сильнейшие повреждения. Однако основные
коллекции дворца удалось спасти, что дает возможность возродить этот уникальный
историко - культурный памятник России.

Первые
отреставрированные залы дворца были открыты 8 мая 1985 года. В настоящий момент
реставрационные работы продолжаются. Однако уже сейчас Гатчинский дворец
является первоклассным музеем, занимающим свое достойное место в
"жемчужном ожерелье" Санкт-Петербурга.

Гатчинские
места издавна поражали современников своей красотой. Причудливое течение реки
Гатчинки между невысоких возвышенностей, озерца, рощи и лес , множество ключей
и великолепное прозрачное Серебряное озеро. Даже климат несколько иной, чем в
Петербурге.

Создание
Гатчинского парка связано с именем графа Григория Орлова, знаменитого фаворита
Екатерины II. Императрица подарила мызу Гатчину своему любимцу после смерти
предыдущего владельца князя Бориса Куракина.

С
весны 1766 здесь начинаются грандиозные работы. Это не только строительство
роскошного охотничьего замка, каковым задумывал свое детище Орлов, но и
разбивка парка на обширной прилегающей территории.

Дикая
природа, благодаря садовых дел мастерам и большому числу привлекаемых работных
людей, уже в семидесятые годы XVIII века преображается в модном пейзажном, или
английском, стиле, соответственно идеалам и вкусам времени. Запруды и подпоры
воды приводят к увеличению размеров Белого озера, изменению общей береговой
линии, образованию многочисленных искусственных островов и островков.
Проводятся землеустроительные работы, возникают каналы, пруды, террасы.
Высаживаются тысячи деревьев разных пород.

Автор
дворца Антонио Ринальди подземным ходом и гротом "Эхо" связывает
волшебный и таинственный замок с берегом Серебряного озера, украшает парк
символической Колонной Орла, Чесменским обелиском. Ему приписывается и чудесный
Восьмигранный колодец.

С
1783 года владельцем Гатчины становится Государь Наследник Павел Петрович,
получивший мызу и окружающие угодья в подарок от матери после смерти Г. Орлова.
Начинается новый этап истории Гатчинского парка. Сложный характер Павла,
сентиментальный и суровый, педантичный и изменчивый одновременно, сказывался во
всем, в том числе и в облике его любимой Гатчины. Соответственно Гатчинский
парк, как живой организм, обретает своеобразное философское осмысление, являясь
художественным отображением своей эпохи.

Поездка
Великого князя с супругой в Европу, особенно посещение Франции, оказала быстрое
и сильное воздействие на художественный образ Гатчинского парка.

Появляются
регулярные, французского типа части парка - Собственный сад, Верхний и Нижний
Голландские, Ботанический и Липовый сады, остров Любви с павильоном Венеры,
органично вписавшиеся в пейзажный Дворцовый парк.

Планировочное
решение "Большого Аглицкого сада", как его тогда называли, получает
композиционное продолжение в регулярном парке Сильвия и в прилегающих
охотничьих лесных массивах - Орловской роще, Зверинце и будущем Приоратском
парке.

С
1796 года, после восшествия на престол Павла I, Гатчина становится одной из
императорских загородных резиденций.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.