Культура и
искусства в средние века.
Реферат
выполнил студент 1-го курса 03-СТ-А-4 Мельник Н
Министерство образования РФ
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Специальность
«СКС и Т»
Анапа 2004г.
Введение
В исторической
науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения
был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между
античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали
именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная
продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения
важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.
Для гуманистов
эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья
было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века - временем
религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой
«романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком»
человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и
христианских традиций.
Социальная
культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное
взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом
в обществе.
В основе
средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры
«варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской
империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во
время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой
родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.
Взаимодействие
этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской
средневековой культуры.
Сущность
культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе
самом, своих целях, возможностях, интересах.
В средневековой
культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились
общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога.
Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной
жизни, которые проповедует христианское духовенство.
Праздничная
культура средневековья.
Средневековые
городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами
восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий
праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в
Византии справлялся вплоть до XIII века.
Новогодним
календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря),
сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые
первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении
вина. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались вельможи,
церковнослужители и судейские чиновники. С 17 по 23 декабря справлялись
необузданно веселые сатурналии, с цирковыми представлениями, жертвоприношениями
свиньи.
Во время самих
календ ряженые, уподобив колесницу сцене, созывали толпу зевак и осмеивали
высшую власть. Но служители христианской церкви, враждебной духовной свободе
народа, нещадно преследовали вольные игры порабощенных тружеников, объявляя эти
игры «порождением дьявола». Церковникам удалось воспрепятствовать свободному
развитию массового народно-праздничного творчества, особенно — его
сатирическому началу. Не обогащаемое гражданскими идеями, это творчество было
приглушено.
И все-таки
отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый вид народного зрелища
— представления гистрионов, которые внесли большой вклад в становление культуры
Западной цивилизации. Они назывались скоморохами.
Расцвет
деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства
происходит с XI
по XIII век, т. е. падает
на время возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими
выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых,
дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях
проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось в
деятельности вагантов.
Ваганты (derlei
vagantes — лат. –
«странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо озорными
школярами, либо разжалованными священниками. Они выступали с озорными
латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Так, вместо обращения к
«Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась
даже молитва «Отче наш».
Гистрионы
устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых
относятся к концу XII
века.
В период
раннего средневековья только что начавшая развиваться торговля находилась в
тесной связи с богослужением. Словом «месса» первоначально обозначают, и
обедню, и ярмарку, так как торговля соединялась с церковными празднествами и
процессиями. В течение всего средневековья на этих площадях находились рынки,
торговые ряды, ларьки и будки. Здесь устраивалась ярмарка.
Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с
народными празднествами и обрядовыми представлениями, в которых проявлялись
свободомыслие и бунтарство закрепощаемых крестьян, была вынуждена искать
наиболее выразительные и доходчивые средства в целях воздействия своих догматов
на верующих. Благодаря этому начинается активный процесс театрализации мессы.
При этом многие фрагменты римско-католического ритуала уже заключали в себе
потенциальные возможности для развития драматического действия (освещения
церкви, крестный ход, ряд «пророческих» текстов и т. д.).
Художественная культура средневековой Европы.
Романский стиль.
Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем
средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и
архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в
большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в
некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной
культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль.
В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с
византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в
Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других
северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе
множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении
«в манере римлян». Поскольку основное количество сохранившихся принципиально
важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными
сооружениями: различные стили этого периода часто различаются по архитектурным
школам. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия),
возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов,
изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах
такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Круглые или
многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры,
строились в течение пра-романского периода;
позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в
Скандинавии. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа
— собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и
восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом
Великим в Ай-ля-Капелле ( в наст. время Аахен, Германия), прямо инспирированная
собором Сан-Витало. Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк,
многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали
пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов
гигантских романских и готических соборов.
Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Монастыри,
характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных
зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для
молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно проработанные пра-романские
монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау
(Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино (Италия)
монахами-бенедиктинцами.
Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка
зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной
причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко
воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение вольтовых
конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.
Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в
церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и
эстетическим целям. Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь
церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура пра-романской эпохи из кости,
бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие
элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран
Ближнего Востока, известных благодаря импортированным иллюстрированным
рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были
важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как
гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры,
особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные
декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских
соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах,
а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.
Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя
украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными
орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные
композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из
жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих
композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике,
фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем
как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в
основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном
оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка
(Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Декоративное искусство. Пра-романские художники достигли высочайшего
уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования
рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения
этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются
геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо
покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных
букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.
Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе
развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии
Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине
XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века
иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно
тому, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии продолжало
доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи, так и в настенных
росписях, и в мозаике.
Про-романская и романская обработка металлов - широко распространенная
форма искусства - использовались, главным образом, для создания церковной
утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день
хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции;
французские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие
металлические изделия этого периода — ранние кельтские филигранные ювелирные
украшения и серебряные предметы; поздние изделия германских златокузнецов и
серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими
изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородчатые и выемчатые,
изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна. Двумя знаменитыми мастерами по металлу
были Роже из Гельмар-схаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями
и французский эмальер Годфруа де Клер.
Самым известным примером романского текстильного произведения является
вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы,
такие как церковные облачения и драпировки, однако наиболее ценные ткани в
Романской Европе были ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего
Востока и не являются продукцией местных мастеров.
Готическое
искусство и архитектура
На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования
общественных отношений приходил новый стиль — готический. В этом стиле стали
исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло,
иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в
течение второй половины средних веков.
Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось
по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в
Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и
в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского
Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства
средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями
варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом
позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно
следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из
выдающихся в истории европейской художественной культуры.
Основным представителем и выразителем готического периода была
архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический
стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века,
который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг
ее полнейшей реализации.
Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного
развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые
церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились
распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания.
Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие
своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые
включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и
продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог
иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя
ранне-готические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении
серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII
столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода.
Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов
концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут
быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов.
Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более
тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное
до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая
революция.
С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и
планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер
легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и
экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат
в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода
высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210).
Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях,
Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в
эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры
поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора.
Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже
(начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю
Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.
Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах
французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное
количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования
католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по
своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные
фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были
прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со
статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные
статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые
ранние из дошедших до нас — статуи-колонны в западном портале Шартрского
собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно
1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым
они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском
стиле, который тем не менее придает фигурам впечатляющий характер
целеустремленной духовности.
С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда
статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так
называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII
века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов
Шартрского собора.
Появление
натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Коронационном портале собора
Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале Амьенского собора,
производящие впечатление ряби, классические черты оформления поверхностей
начинают уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в
интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные
глаза, расположенные пучками на маленьких головках локоны и манерные позы производят
парадоксальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной
аффектации и тонкой одухотворенности. Средневековая музыка и театр
Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является
необходимым составным элементом католической мессы Вместе с тем, уже в раннем
Средневековье начинает оформляться светская музыка.
Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров на
провансальском языке. Начиная с XI века песни трубадуров более 200 лет
сохраняют влияние во многих других странах, особенно на севере Франции. Вершина
искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном,
Жиро де Борнелем Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о
неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищают балладу XIV
века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах
или обсуждают какие-либо любовные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах
передают банальные истории о рыцарях и пастушках. Танцевальные песни, такие, как
рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка
могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Так было
до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.
Средневековый театр. По иронии истории, театр в форме литургической драмы
был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути
расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные
праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке
многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации: вообще
говоря, и сама месса является не более чем драмой.
Определенные
праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви
в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и
канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные перезвоны,
известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы.
Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа)
неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы.
В 970 году появилась запись инструкции или руководства к этой небольшой драме,
включающая элементы костюма и жестов.
Религиозная драма или чудесные пьесы. В течение последующих двухсот лет
литургическая драма медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские
истории, разыгрывавшиеся священниками или мальчиками из хора. Поначалу в
качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существующие
архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены более церемонные
детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно
представлялись многие библейские темы, как правило, изображавшие сцены от
сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно — пассионы
(Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие декорации
поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в алтаре и с Адской
пастью — искусно сделанной головой монстра с разинутой пастью, олицетворявшей
вход в ад — на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть
представлены одновременно, причем участники действа передвигались по церкви с
одного места на другое в зависимости от сцен.
Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально тысячелетние
периоды, переносили действие в самые различные места и представляли обстановку
и дух различных времен, а также аллегории. В отличие от греческой античной
трагедии, которая четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для
катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и
напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.
Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом
качестве, развлекательность и зрелищность усиливались и начинали преобладать, и
церковь начала выражать в адрес драмы подозрительность. Не желая терять
полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся
драматические представления из стен самих церковных храмов. То же самое
вещественное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях городов.
Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо
более светской по своему постановочному характеру.
Средневековая светская драма. В XIV веке театральные постановки
связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40
пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя
и одновременно с литургической драмой. Они представлялись для общины в течение
целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или
два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась
каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать
специализацию цеха с предметом пьесы — например, цех кораблестроителей мог
ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители,
анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными
стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность
зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика
причинно-следственных связей.
Реализм использовался в постановках избирательно. Пьесы Полны
анахронизмов, ссылок на чисто местные и известные лишь современникам
обстоятельства; реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание.
Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми
европейскими). Что-то могло изображаться сверхточно — сохранились сообщения о
том, как актеры едва не умирали вследствие слишком реалистического исполнения
распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьявола, буквально
сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог
обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в
знак того, что море поглотило их.
Свободная смесь
реального и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища
и народные пьесы ставились повсюду, где только возможно, и адская пасть обычно
была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механических чудес и
пиротехников. Несмотря на религиозное содержание циклов, они все более и более
становились развлечениями. Использовались три основных формы постановок. В
Англии самыми обычными были карнавальные повозки. Прежние церковные декорации
сменились тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как
маленькие современные суда, которые перемещались в городе с места на место.
Зрители собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках
повозок, или на подмостках, построенных на улицах. В Испании делали также. Во
Франции применялись синхронные постановки — различные декорации поднимались
одна за другой по сторонам длинного, приподнятого помоста перед собравшимися
зрителями. Наконец, опять-таки в Англии, пьесы иногда ставились «вкруговую» —
на круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены и
зрителями, сидящими или стоящими между декорацией.
Пьесы-моралите. В тот же самый период появились народные пьесы, светские
фарсы и пасторали большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли
характер мирских развлечений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV
веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствующими
персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли
эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами и
исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие,
как «Человек» («Everyman»), обычно
трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были
такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.
Эти пьесы местами трудны и скучны для современного восприятия: рифмы
стихов повторяются, носят характер импровизации, пьесы в два-три раза длиннее
драм Шекспира, а мораль объявляется прямолинейно и назидательно. Однако
исполнители, вставляя в представления музыку и действие и используя комические
возможности многочисленных персонажей пороков и демонов, создали форму народной
драмы.
Заключение
Средние века –
время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих
конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания
предшествующих тысячелетий.
В эту эпоху
люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние
времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных
им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала
новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению
мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие
достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и
образования. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный
философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую
культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но
когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они
выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей,
современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не
возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не
похожа.
Список
литературы
1.Бахтин М.М.
Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.,
1965 г.
Беспятов Е.
Театр под открытым небом. – Народный театр, 1948 г.
Гуревич А.Я.
Категории средневековой культуры. – М., 1987 г.
Гуревич А.Я.
Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. – М., 1989 г.
Гуревич А.Я.
Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990 г.
Даркевич В.П.
Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI
вв. – М., 1988 г.
7.Добиаш-Рождественская.О.А.Культура
западноевропейского средневековья. – М., 1989 г.
8 Ле Гофф. Ж.
Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992 г.
9 Рутенбург
В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового времени…– Л., 1986 г.
Рюмин Е.Н.
Массовые празднества. – М.-Л., 1927 г.
Шароев И.Г.
Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: «Просвещение», 1986 г.