Художественная
и научная деятельность Леонардо да Винчи
Леонардо да
Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор,
архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного
языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий
гуманистическим идеалам высокого возрождения.
Родился в семье
богатого нотариуса. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо
(1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд
художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство
с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного
Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении"
Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, оба в Уффици,
"Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи
кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица
тонкой, едва уловимой улыбкой. В "Поклонении волхвов" (1481-82, не
закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало
разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка.
Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных
штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие
техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая
порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела
приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции.
На службе у
правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного
инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он
работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная
пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не
сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по
подготовительным наброскам.
"Мадонна в
скалах"
На этот период
приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в
скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея,
Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато")
предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в
равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый
грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую
драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.
"Тайная
вечеря"
В трапезной
монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись "Тайная
вечеря" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел
мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в
весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где
представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о
грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях
композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное
архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также
волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой
рациональности с неизъяснимой тайной сделали "Тайную вечерю" одним из
самых значительных произведений в истории мирового искусства.
Занимаясь также
архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты "идеального
города" и центрально-купольного храма.
Последующие
годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-06,
1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13; Рим - 1513-16). С 1517
живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.
"Битва при
Ангьяри". Джоконда (Портрет Моны Лизы)
Во Флоренции
Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри",
1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также
по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, Япония), которая стоит у
истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны
воплощена тут в исступленной схватке всадников. В наиболее известной картине
Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой "Джоконды", около 1503,
Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как
таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность
композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный
пейзаж, тающий в холодной дымке.
Поздние
картины
К поздним
произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио
(1508-12), роспись "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (ок.
1500-07, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области
свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных,
зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем
это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной
близостью, представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо, "Св.
Иоанн Креститель" (около 1515-17, там же) полна эротической
двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный
чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской
катастрофы (т. н. цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около
1514-16, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве
человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими,
предвосхищающими "вихревую" космологию Р. Декарта представлениями о
цикличности природных процессов.
"Трактат о
живописи"
Важнейшим
источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки
и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке.
Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о
живописи", подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и
оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом
произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство
и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму
первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду
творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в
сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством
пропорций, перспективы и светотени. "Живопись, - пишет Леонардо, - наука и
законная дочь природы..., родственница Бога". Изучая природу, совершенный
художник-естествоиспытатель тем самым познает "божественный ум",
скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим
божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие
верховному Творцу. Поскольку он "имеет сначала в душе, а затем в
руках" "все, что существует во вселенной", он тоже есть
"некий бог".
Леонардо -
ученый. Технические проекты
Как ученый и
инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками
почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как
наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким
представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое
внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических
наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить
коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался
гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в
новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию
приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного
опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных
станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин,
подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения
полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.
Оптика
Собранные
Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску
предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве
принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была
связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к
созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в
мироздании". Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о
природе бинокулярного зрения.
Анатомия,
ботаника, палеонтология
В анатомических
исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках
заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов,
рассматривал организм как образец "природной механики". Впервые
описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и
сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию.
Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания
листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков
растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что
окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о
"всемирном потопе".
Явив собою
идеал ренессансного "универсального человека", Леонардо да Винчи
осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая
диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан
Д. С. Мережковским в романе "Воскрешенные боги" (1899-1900).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/