Хуан-ди
Как многие мифологические персонажи Китая, это божество имеет
несколько разных обличий, подчас не связанных между собой, во всяком случае
явно. Даже имя его толкуют по-разному: "Желтый государь" или "Блестящий
государь". Первое, пожалуй, больше отвечает действительности, потому что
Хуан-ди связывали с магическими силами земли. Как известно, в Китае широко
распространены палево-желтые лёссовые породы, в которых издавна и поныне
устраивают местные жители подземные жилища и даже храмы (кстати, знаменитые
киевские пещеры тоже пробиты в лёссах).
В некоторых случаях Хуан-ди считают реальным историческим лицом,
правившим якобы в середине III тысячелетия до н.э. Но продолжительность его
правления называют явно мифической: 100 или даже 300 лет. Ему приписывают
изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель (все это очень
сомнительно). Считалось, что он научил людей устраивать глубокие колодцы,
отливать колокола и треножники, мастерить телеги и лодки (последнее тоже
сомнительно). Говорили, будто он сделал волшебный барабан из шкуры
дракона-громовника.
Его почитали как мудрого и деятельного политика, при котором
осваивались предгорья, прокладывались дороги. Имея много жен, он стал отцом 25
мальчиков, 14 из которых основали новые княжеские роды. В знак его
благополучного правления в стране появились единорог и феникс. В конце жизни он
собрал медь на горе, отлил ритуальный треножник. К нему прилетел дракон,
Хуан-ди, ухватил его за ус, оседлал и вознесся в небо, удостоившись бессмертия.
По другой версии, он погребен на горе Цяошань в провинции Шэньси,
или, другой вариант, там покоится его одежда, а тело и душа пребывают на
небесах. Вся история с полетом на драконе может быть отголоском предания о том,
что первопредок рода Чэнь был зачат от удара молнии и являлся драконоподобным
божеством грома и грозы. Создается впечатление, что в древности при каком-то
правителе (Хуан-ди?) был создан огромный барабан, звук от которого напоминал
громыхание грома. Возможно, ударяя в него, заклинатели пытались отвести грозу и
град. Для этого же стреляли в небо с облаком-драконом из луков (согласно
легенде, когда Хуан-ди улетал на драконе, его сторонники стреляли в чудовище из
луков, чтобы заставить его опуститься). Подобные ритуалы, призванные устранить
опасность града или шквала, смерча, практиковались у разных народов.
Нетрудно усмотреть в преданиях о Хуан-ди причудливую смесь более
или менее реальных эпизодов, весьма сомнительных и откровенно фантастичных.
Последние и делают его мифологическим героем. Его рождение представлено
чудесным и невероятным: он сразу же начал говорить, имел солнечный рог, лик
дракона, четыре глаза (или даже четыре лица). Последнее обстоятельство
подчеркивало его нахождение в центре мира или Поднебесной, а значит, превращало
в верховное божество.
Ему легенда приписывала огромный рост и необычайно умелое владение
копьем и щитом. Зная о своем могуществе, он потребовал дань с правителей всех
четырех сторон света. Трое из них безоговорочно подчинились более сильному
владыке. Осмелился перечить лишь Янь-ди, правитель Юга и божество солнца,
которого называют родным или сводным братом Хуан-ди.
Янь-ди - фигура интересная. В переводе его имя означает
"повелитель пламени". В некоторых мифах ему приписывалась роль первого
земледельца: при нем якобы появилась красная птица с девятью колосками злаков в
клюве, которая роняла их на землю. Янь-ди подбирал зерна и сажал в землю; тот,
кто вкушал выросшие злаки, становился бессмертным.
В свою очередь, у Янь-ди был своеобразный двойник -
"божественный земледелец" Шэнь-нун, с которым тоже связывали начало
земледелия, а также мудрое правление. При нем с неба дождем посыпалось просо, и
он первым стал пахать и сеять. В отличие от него, Янь-ди, связанный с огнем,
являлся олицетворением подсечно-огневого земледелия.
Итак, Янь-ди осмелился не подчиниться повелению Хуан-ди,
отказавшись платить ему дань. В ответ Хуан-ди собрал тигров, барсов, медведей и
выступил против брата. (Обратим внимание на эту деталь: звери, естественно,
являются "противниками" подсечно-огневого земледелия, ибо страдают и
гибнут от него; такой "экологический мотив" усматривается в данном
мифе.) Произошла кровопролитная битва, в которой Янь-ди потерпел поражение (нет
ли тут намека на отказ от подсечно-огневого земледелия?).
Не исключено, что в подобных мифах отражаются главным образом
предания о борьбе за власть правителей или кланов древности. Однако в любом
случае перед нами - образы мифологических героев, которые вобрали в себя
несколько разновозрастных пластов старинных преданий: о легендарных правителях,
культурных героях, связанных главным образом с земледелием, а также о приходных
явлениях. При этом поэтические обороты, например, громоподобный барабанный бой,
облако-дракон, обретали черты реальности.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zvezdi-oriona.ru/