Реферат по предмету "Культура и искусство"


Значение в русской журналистике политики Александра II

Значение в
русской журналистике политики Александра II

18 февраля 1855
года - в Зимнем Дворце смятение. На глазах угасает Николай Первый. Он умирает.
На престол входит Александр II.

19 февраля 1861
года - Александр Второй подписывает царский манифест об отмене в России
крепостного права.

Цензурная
реформа 1865 года официально называлась "Временное правило о даровании
некоторых облегчений и удобств отечественной печати". В ней было два
пункта: "от предварительной цензуры освобождались : правительственны
издания, научные издания, планы, карты, чертежи, оригинальные сочинения объемом
не менее десяти печатных листов, переводные сочинения объемом не менее двадцати
печатных листов и периодические издания, выходящие в столицах при условии
получения разрешения министра внутренних дел и внесения залога от двух с
половиной до пяти тысяч рублей". Второй пункт цензурного устава гласил:
"преступления печати рассматриваются как в административном порядке, так и
в суде". Печатный лист - это условная единица тех времен, равная от 20-ти
до 25-ти машинописным страницам. Простонародье не могло себе позволить покупать
такие дорогие толстые книги, поэтому в законе и стояло такое хитрое правило.
Кстати, впервые продажа и печать частных объявлений началась только с 1861-го
года. Вся частная провинциальная, сатирическая печать, печать с иллюстрациями
не попали под закон и попадали под предварительную цензуру. Основная тематика
журналов 1860-х годов - это обсуждение отмены крепостного права Александром
Вторым.
Демократическое
направление в журналистике 1860-х годов

Самым ярким
представителем являлся уже ранее упомянутый журнал "Современник",
издававшийся в эти годы Николаем Ивановичем Некрасовым и Иваном Ивановичем
Панаевым (см. статьи "А.С.Пушкин -
журналист"
и "Русская
журналистика 1840-х годов"
). Пик популярности журнала пришелся
на 1858-62 годы. Самыми заметными в "Современнике" были три Николая:
Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Журнал боролся за скорейшую отмену
крепостного права и против самодержавия. Но в 1862-м году двадцатипятилетний
Добролюбов, любимец читателей, умирает от чахотки, а в 1863-м Чернышевского
арестовывают, и журнал угасает с одним Некрасовым во главе. Про него пускают
жуткую клевету. И тут случился парадоксальный случай: находившись заточенным в
Петропавловской крепости, Чернышевский пишет жестко демократический роман
"Что делать?" и его публикуют в "Современнике" из-за
недосмотра цензуры! В романе сплошь и рядом призывы к свержению царя, советы
революционерам и т.п. И все это было загримировано под видом художественного
произведения. Так произошел последний всплеск "Современника", после
которого тираж журнала катастрофически падает - с десяти тысяч экземпляров до
двух. А в 1866-м году "за вредное направление" журнал
"Современник" был закрыт. Наверное, он просто попал под горячую руку,
потому что 4 апреля 1866 года у решетки Летнего Сада Дмитрий Каракозов неудачно
выстрелил в Александра II, и вся страна была взбудоражена.

Так или иначе,
ярчайший пример русской демократической журналистики был закрыт, но помимо него
существовало еще несколько изданий того же направления. Одно из них, - это
петербургский журнал "Русское слово". Его издавал Григорий Евлампович
Благосветнов, однако ведущая роль принадлежала критику Дмитрию Писареву.
"Русское слово" боролось против либерализма. Также к демократическим
изданиям можно отнести три сатирических журнала: "Искра" (издатели -
поэт Николай Курочкин и карикатурист Николай Степанов), "Гудок"
(редактор Дмитрий Минаев, поэт, мастер экспромта) и "Будильник"
(издатель Николай Степанов). Это были журналы смелых карикатур, ироничных
подписей к ним и острых сатирических заметок. Они были созданы за несколько лет
до реформы цензуры в России и высмеивали существующий строй. К примеру, возьмем
пару карикатур. Первая из них изображала двух людей, идущих с вокзала и несущих
деревянный ящик. "Куда бы поставить этот тюк без адреса?" -
спрашивает один, на что второй ему отвечает "Да положим где-нибудь в углу
сарая". Без одной единственной детали картинка кажется глупой и
неинтересной, - без головы в короне, торчащей из ящика. Или возьмем другую ,
более известную иллюстрацию, состоящую из двух маленьких, в "Искре":
на первой из них изображена дверь с надписью "Цензура". В нее входит
одетая в элегантное бальное платье с надписью "Статья" прекрасная
женщина. Зато на соседней картинке из этой двери выходит полуголая в лохмотьях
и почерневших в клочьях волосах та же самая женщина. Для того времени это были
более чем смелые рисунки, из-за чего журналы постоянно конфликтовали с
цензурой. Ну и последний пример демократической журналистики - это типография
Александра Ивановича Герцена в Лондоне. Когда он ездил по европейским странам,
ему в голову пришла отличная идея - создать в Лондоне типографию, где
печаталось бы то, что в России печатать запрещено. Так появился первый прототип
"самиздата" советских времен. В британской столице вышло девять
выпусков альманаха "Полярная звезда" в память о декабристах с
барельефом пяти казненных на обложке (см. статью "Журналистика декабристов"
),
популярнейшая в России в результате частых перевозок газета "Колокол"
(печаталась с 1857 по 1867 гг. на русском, а в 1867-68 гг. выходила на
французском с русскоязычными прибавлениями), а также нерегулярный периодический
сборник "Голоса из России". Здесь впервые было опубликовано
знаменитое стихотворение Лермонтова "Смерть поэта". Из-за всего того,
что он напечатал за границей, популярность Герцена в России была
фантастической.

Демократы
требовали отмены крепостного права и выдачи крестьянам бесплатных земель.
Либеральное
направление в журналистике 1860-х годов

Вышеупомянутый
журнал "Отечественные записки" (см. статью "Русская журналистика 1840-х
годов"
) издавался в те годы Андреем Александровичем Краевским.
Либералов представляла и старая "Библиотека для чтения" (см. статью "Торговая журналистика 1820-30-х
годов"
). Либеральная журналистика 1860-х годов делится на три
направления:

1).
Либерально-западническое направление ("Отечественные записки",
"Библиотека для чтения", большинство русских газет, в том числе
"Голос" Краевского, доходивший тиражом до 25-ти тысяч экземпляров,
"Русские ведомости"...).

2).
Либерально-славянофильское направление. В нем в основном преобладала Москва.
Это направление было элитарным, рассчитанным не на широкие массы, а на
высокообразованного человека, а потому убыточным. Издателем крупнейшего журнала
славянофилов "Русская беседа", который просуществовал четыре года,
был Александр Кошелев. У славянофилов было много газет: "Молва",
"Парус", "День", "Москва", "Москвич",
"Русь"... В основном их издавал крупный славянофил Иван Сергеевич
Аксаков. Сначала его брат Константин был главой газеты "Молва", но после
скандально известной статьи в 36-ом номере за 1857 год редактором был назначен
именно Иван. Но он из-за частых запретов был вынужден закрыть
"Молву". Все его издания закрыли очень быстро, из-за чего Иван
Аксаков сильно конфликтовал с цензурой. Он считается одним из последних
славянофилов. Его глубокая фраза "Я как одинокий конь в стойле, мне и
поржать-то не с кем" смешна только на первый взгляд.

3).
Либерально-почвенническое направление. У него было только два журнала, и оба
под руководством братьев Михаила Михайловича и Федора Михайловича Достоевских:
"Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65). Почвенники,
интеллигенция, хотели вернуться и приблизиться к основной массе населения и
пойти по примеру европейцев своим, русским, путем, на основе русской культуры и
обычаев.

Либералы
выступали за отмену крепостного права, но хотели, чтобы крестьяне получили
земли своим трудом - своеобразным выкупом. Либеральная журналистика была самой
массовой по тиражам.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://journalistic.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.