Реферат по предмету "Культура и искусство"


Бумага и книгопечатание в Китае

Бумага и книгопечатание в Китае

 Первоначально материалом для письма в Китае
служили кости жертвенных животных, бронза и камень, а с середины первого
тысячелетия до н.э. также шелк и бамбуковые дощечки. Последние сшивались
веревочками, составляя целые связки. В китайском языке слово «связка» (цзюань)
до сих пор означает «глава книги», а выражение «записать на бамбуке и шелке»
навсегда осталось синонимом сохранения для потомства памяти о событии или
человека. Однако использование в качестве писчего материала бамбука и шелка, не
говоря уже о бронзе или камне, не могло удовлетворить запросов образованных
верхов. Поэтому появление в эпоху Хань бумаги имело поистине революционные
последствия для судеб китайской культуры.

 Традиция приписывает изобретение бумаги
служителю императорского гарема Цай Луню, который стал со временем и
божественным покровителем бумажного производства. В ханьских хрониках под 105г.
сообщается, что Цай Лунь «сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных
сетей и преподнес ее императору, за что удостоился высочайшей похвалы».
Древнейшие образцы бумаги, найденные в Китае, относятся к значительно более
раннему времени – второй половине II в до н.э. Эта бумага изготовлена из
полотна и отходов и использовалась, по-видимому, как оберточный материал.
Возможно, Цай Лунь усовершенствовал производство бумаги, сделав основным сырьем
кору деревьев.

 Как бы то ни было, в послеханьское время
бумага почти полностью вытесняет в китайских канцеляриях шелк и бамбук.
Древнейший известный образец бумажной книги – буддистская сутра «Пиюй цзин» -
датируется серединой III в. Сырьем для писчей бумаги служили главным образом
кора тутового дерева, рами, водоросли. Появились и изысканные сорта бумаги –
например, ароматная бумага из сандаловой коры. С X в писчую бумагу стали
изготавливать из бамбука: срезанные весной ветви бамбука долго вымачивали в
воде, после чего кору отделяли от волокон, смешивали древесину с известью и
полученную массу высушивали. «Клочок бумаги нелегок – прошел через 72 руки», -
гласила народная поговорка. Особенно славилась бумага из провинций Цзянси и
Чжэцзян. Рисовая или пшеничная солома использовалась для приготовления бумаги
для бытовых нужд. Поскольку китайская бумага хорошо впитывает тушь, она была,
помимо прочего, идеальным материалом для мастеров каллиграфии и живописи.

 Бумажное производство в средневековом Китае
достигло гигантских масштабов. В минской империи одно лишь Ведомство
общественных работ расходовало 315 тыс. листов бумаги ежегодно; торговые же
управления империи ежегодно потребляли полтора миллиона листов бумаги. Огромное
количество бумаги шло на изготовление жертвенных денег, макетов жертвенных
предметов, лубочных картин, талисманов, фонарей, вееров, ширм, матрасов и
одеял, визитных карточек и игральных карт и пр. Кроме того бумагой заклеивали
окна в домах. С минской эпохи вошли в употребление бумажные обои и даже
бумажные доспехи для воинов. С давних пор в Китае широко использовалась и
туалетная бумага.

 С середины XIXв кустарное бумажное
производство, не выдержав конкуренции с дешевой бумагой, стало быстро
сокращаться. В настоящее время традиционные сорта китайской бумаги используется
почти исключительно в художественных целях.

 Наряду с бумагой не менее важным для
китайской культуры изобретением было книгопечатание. Последнее тоже имело свою
долгую предысторию. С глубокой древности в Китае применялись клейма и печати,
удостоверявшие личность государственного лица или мастера. Еще и в наши дни
личная печать заменят в Китае подпись владельца, а вырезание печатей является
не только ремеслом, но и утонченным искусством. Известно, что уже в эпоху Хань
были распространены деревянные «печати богов» с вырезанными на них в зеркально
перевернутом изображении текстами заклинаний. Такие печати стали
непосредственными предшественницами досок, с которых начали печатать книги.
Первые упоминания о печатании текстов относятся к VIIв. Древнейшие известные
образцы печатных книг датируются первой половиной VIIIв. Повсеместно же
распространение печатных книг приходится на время правление династии Сунн
(X-XIII вв.). Отсутствие государственной цензуры на книги благоприятствовало развитию
книжного рынка. К XIIIв только в двух провинциях Чжэцзян и Фуцзянь действовали
свыше ста семейных издательств.

 В Китае книгопечатание распространилось в
форме ксилографии, то есть печатания с досок, на которых вырезалось зеркальное
отражение печатаемого текста. В хрониках отмечаются попытки использования
наборного шрифта, но последний в силу особенностей иероглифической письменности
не нашел в старом Китае широкого применения. Свой окончательный вид китайская
печатная книга приобрела к XVIв. Во многих отношениях она воспроизводила
образцы сунской эпохи и имела вид прошитой тетради с двойными (согнутыми)
страницами; текст заключался в черную рамку. Книга имела обложку из толстой
цветной (обычно черной или синей) бумаги. Несколько таких тетрадок складывались
в папку с застежками. К этому надо добавить, что ксилографическая печать
позволяла сохранять графические особенности оригинальной рукописи и при
необходимости производить замену отдельных знаков. Другое важное преимущество
ксилографии – легкость совмещения печатного текста и гравюры, искусство которой
достигло в позднесредневековом Китае высокого уровня. Иллюстрированные издания
всевозможных энциклопедий и словарей, романов и других литературных
произведений – одна из примечательных особенностей китайского
книгоиздательского дела. С XVIIв китайские печатники освоили технику цветной
гравюрыю
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта  http://china.worlds.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.