Реферат по предмету "Культура и искусство"


Устное и письменное деловое общение

УСТНОЕ
И ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
1.
Деловой этикет как состовная часть культуры общения

Термин этикет, т.е.
установленные правила поведения, формы обхождения, принятые в обществе или в
какой-либо части его, перешел к нам из французского языка. Корень же этого
слова - греческий (в переводе - обычай), от него происходит слово этика,
обозначающее:

философское
учение о нравственности, морали;

нормы
поведения, совокупность правил, принятых среди членов общества, какой-либо
социальной или профессиональной группы, корпорации и т.п.

Этикет - большая и важная
часть общечеловеческой культуры, впитавшая в себя представления народов о
красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.

Из истории этикета.

В древности
международным эталоном считался греческий этикет. По свидетельству историка
Полибия, первые римские послы в эллинистических государствах поражали мягких и
деликатных греков грубостью, неумением сдерживать свои чувства. По правилам
этикета посол не должен был прерывать речи того лица, с которым разговаривал.
Он обязан был терпеливо выслушать все, что ему говорили. Когда один римский
посол осмелился прервать речь царя Филиппа Македонского, царь сказал ему, что
он его прощает, во-первых, по молодости, во-вторых, потому, что он очень
красив, и, в-третьих, потому, что он римлянин.

Из античной
истории к нам пришли и правила ведения бесед. Не было принято во время
переговоров публично обвинять третьих лиц. В середине II в. на переговорах в
Риме произошел такой случай. Посол Родоса, защищая свое положение, начал
обвинять правительство всех других греческих городов в присутствии их послов и
хвалить поведение правителей Родоса. Выступление посла вызвало негодование
представителей остальных греческих городов.

Древние
египтяне и другие народы Древнего Востока вели между собой устные и письменные
переговоры, направляли и принимали послов, объявляли войны и заключали
перемирие, размечали границы, обменивались пленными. Все эти международные
действия совершались в соответствии с определенными обычаями, в торжественной
обстановке и освящались, как правило, "божественными силами".

Длительное
время законодателями норм делового этикета считались англичане. Английский
писатель XVIII в. Оливер Голдсмит в книге "Гражданин мира, или Письма
китайского философа", размышляя о том, что следует считать истинной
учтивостью, писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии,
истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и
добросердечием. "Наделенный этими качествами человек, - подчеркивал он, -
всегда приятен".

В древней
Руси в начале XII в. было широко известно "Поучение к детям" князя
Владимира Мономаха. В "Поучении" излагались нормы, в соответствии с
которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. В том числе беседу
предписывалось вести следующим образом: "при старших молчать, мудрых
слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без
лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не
осуждать речью, не много смеяться…".

Небольшой экскурс в историю
делового этикета свидетельствует о том, что отношения между людьми, в которых
проявляются взаимная доброжелательность, вежливость, стремление не обидеть
другого человека, создать благоприятный микроклимат для разговора, облегчают
общение, создают хороший задел дальнейших деловых перспектив.
Деловая
этика

Деловая этика - это
совокупность норм поведения предпринимателя, совокупность требований, предъявляемых
культурным обществом к характеру общения с людьми, социальному облику делового
человека. Деловая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения
предпринимателей, а так же их личное поведение с точки зрения соответствия
общепринятым в деловом мире принципам поведения. Различают следующие
основополагающие принципы деловых взаимоотношений:

Свобода.
Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это
означает, что бизнесмен должен ценить не только свободу своих коммерческих
действий, но и свободу действий своих конкурентов, что выражается в
недопустимости вмешательства в их дела, ущемления, даже в мелочах, их
интересов.

Терпимость.
Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость,
которая означает осознание невозможности преодоления "с наскока"
слабостей и искоренения недостатков партнера, клиентов, подчиненных. Терпимость
рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает избежать
конфликтных ситуаций.

Деловая
обязанность. У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая
обязанность. В США, например, известен термин техасское рукопожатие, когда
стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо
деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не
будет иметь с ней дело.

Формула успеха западных
предпринимателей: преуспевание = профессионализм + порядочность. За рубежом
очень ценят проверенных годами партнеров, а новичков с подозрением изучают и
часто вычеркивают из своих записных книжек имена тех, кто пренебрегает
вышеназванными принципами. Деловые контакты обрываются сразу же, как только
обнаруживается некомпетентность или непорядочность предпринимателей, к какому
бы государству они не принадлежали.

Основной постулат этики каждой
уважающей себя компании - "прибыль превыше всего, но честь превыше
прибыли".

В бизнесе есть золотое
правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе. Известен
следующий факт. Американская фирма "Дженерал Моторс" однажды истратила
3,5 млн. долл. на одни только почтовые расходы, но пошла на это, чтобы вовремя
предупредить 6,5 млн. владельцев своих автомобилей о замеченных дефектах в
креплении двигателей. Именно так формируется профессиональная репутация
производителя.

Хорошую репутацию приобрести
очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и
зачастую из-за пустяка: не ответив корректно на телефонный звонок или письмо,
не послав нужную и правильно составленную информацию по факсу и т.д.

На самом деле успех делового
общения, по мнению Джека Ягера - автора книги "Деловой этикет: как выжить
и преуспеть в мире бизнеса", требует обязательного соблюдения 6 правил:

правила
представления и знакомства

правила
проведения деловых контактов;

правила
поведения на переговорах;

требования к
внешнему облику, манерам, деловой одежде;

требования к
речи;

требования к
культуре составления служебных документов.
Речевой
этикет

Речевой этикет - это
совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех
или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные
средства используются различно. Поэтому в самостоятельные системы выделяются
его (этикета) разновидности:

воинский
этикет

дипломатический
этикет

церковный
(православный) этикет

светский
этикет

служебный
(деловой) этикет

Этикет - явление национальное.
То, что считается вежливым у одного народа, может быть истолковано как жест
невежливого отношения к собеседнику у другого.

Например,
согласно нормам русского речевого этикета при встрече давно не видевшихся
приятелей совершенно нормальным считается вопросы типа: "Как здоровье
вашей жены, детишек?". Этот вопрос прочитывается собеседником как знак
внимания и расположения со стороны говорящего.

Совершенно
иначе обстоит дело в некоторых мусульманских (магометанских) странах. Там
подобный вопрос может быть сочтен, по меньшей мере, бестактным, потому что всё
относящееся к женской половине дома является запретной темой для обсуждения.

Различны у представителей
разных народов и формы приветствия. Древние греки приветствовали друг друга
словом "Радуйся!", современные - "Будь здоровым!". Арабы
говорят: "Мир вам!" или "Мир с тобой!", а индейцы навахо:
"Все хорошо!"

Само
количество выражений в той или иной ситуации у разных народов различно. В
этикете некоторых народов Кавказа (осетин, адыгеев, абхазов) существует
несколько десятков формул приветствий. Они учитывают пол, возраст адресата, вид
занятий на момент приветствия и т.д.

По-разному
выражаются в разных странах согласие и несогласие. Всех приезжающих в Болгарию,
например, поражает несоответствие общеевропейскому жестовому знаку
"да" и "нет": кивок сверху вниз для болгар - жест
отрицательный, а покачивание головой из стороны в сторону - утвердительный.
Японцы вообще предпочитают не произносить слово "нет". Отрицательное
отношение к чему-либо выражается у них не прямо, а иносказательно. "Если
токийский знакомый говорит: "Прежде чем ответить на ваше предложение, я
должен посоветоваться с женой", - то не нужно думать, что перед вами
поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произносить слово
"нет". К примеру, вы звоните японцу и говорите, что хотели бы
встретиться с ним в шесть вечера в пресс-клубе. Если он в ответ начинает
переспрашивать: "Ах, в шесть? Ах, в пресс-клубе?" и произносить
какие-то ничего не значащие звуки, вы должны тут же сказать: "Впрочем,
если вам удобно, можно побеседовать в другое время и в другом месте".

И вот тут собеседник вместо
"нет" с превеликой радостью скажет "да" и ухватится за
первое же предложение, которое ему подходит", - пишет в своей знаменитой
книге "Ветка сакуры" В. Овчинников.

В каждой стране есть выражение
приветствия и прощания, извинения и благодарности, иначе говоря, речевой этикет
- явление универсальное, но в то же время каждый народ сложил свою, национально
специфическую систему правила речевого поведения. Речевой этикет представляет
собой не только систему выражений - устойчивых этикетных формул, но и специфику
привычек и обычаев народа.
Этикетная
формула

Этикетная формула часто
представляет собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми
языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не
употребляющиеся слова. Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: Прошу
любить и жаловать! Уезжающий говорит: Счастливо оставаться! Не поминайте лихом!
Слова "лихо" и "жаловать" в современном русском языке уже
не употребляются.

С помощью словесных формул мы
выражаем отношение при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или
приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях.
Арсенал их достаточно обширен и сегодня, а когда-то Россия располагала один из
самых богатых, детально разработанных национальных этикетов.

Принципы использования
этикетных формул, помимо универсального принципа вежливости, - это принцип
соответствия речевой ситуации. Обстановка общения (официальная / неофициальная)
и фактор адресата (социальный статус, личные заслуги, возраст / пол, степень
знакомства) являются определяющими при выборе этикетных формул:




Приветствия:





Добрый день (утро, вечер)


Здравствуйте!







Формулы прощания:





До свидания!


Всего доброго!


Всего хорошего!


До встречи! (если назначена встреча)


Позвольте попрощаться!


Счастливого пути! (отъезжающему)







Формулы благодарности:





Спасибо! Очень признателен вам…


Благодарю! Большое спасибо!


Сердечно благодарю (благодарен)!


Разрешите поблагодарить вас!


Очень вам признателен!







Просьба:





Будьте добры…


Будьте любезны…


Прошу вас…







Извинение:





Приношу свои извинения…


Извините, пожалуйста…


Прошу меня простить…


Простите, пожалуйста…







Предложение:





Позвольте предложить…


Мне хочется предложить…


Я хотел бы предложить вам…







Приглашение:





Разрешите пригласить вас на…


Я приглашаю вас на…


От имени… приглашаю вас на…






Успех делового общения зависит
от принципов поведения, в том числе речевого общения его участников. В любой
деловой ситуации могут вступать в контакт люди разных коммуникативных типов:

открытого
(считается наилучшим для общения, ведения переговоров) и

закрытого
("человека - манипулятора"). Первый из них сосредотачивает внимание
на партнере по коммуникации, второй - на самом себе. (Табл. 1)




Таблица 1







Открытый тип





Закрытый тип







1) Позиция: "Самое интересное - мой
партнер, собеседник".


2) Поведение: "Не господствовать, не
мешать подлинному взаимодействию".


3) Стратегия: равноправие,
сотрудничество


4)Планируемый результат: узнать и понять
другого.





1) Позиция: "Самое интересное -
я", "я - сам"


2) Поведение: "Право на речь - это
право на власть. Я командую в разговоре - он подчиняется".


3) Стратегия: доминирование, иерархия.


4) Планируемый результат: показать себя,
высказаться самому.






В яркой и образной форме
оценку противоположным позициям собеседников дал: "Не следует завладевать
разговором, как вотчиной, из которой каждый имеет право выжить другого -
напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во
всем остальном".

По таблице 2 выберите наиболее
удачную стратегию речевого поведения при деловом общении.




Таблица 2







1. Главное - не слушать, а говорить
самому. Пока говорит собеседник, лучше подумать, что сказать, когда он
закончит (или когда удастся его перебить). Нужно перебить собеседника, как
только представится случай.


2. "Я - подход"; фразы типа:


а) меня интересует то-то и то-то…


я хотел бы…


б) я считаю, что…


в) хоть вам это и неизвестно…


г) вы, конечно, еще не слышали (не
знаете), что…


На первое место я ставлю свои интересы,
свои мнения, свои желания и показываю это собеседнику с помощью "Я -
подхода".


3. Мне не важно, как зовут моего собеседника
и кто он. В беседе я обращаюсь к нему просто: Вы или ты.


4. В беседе я часто повторяю собственные
фразы, наслаждаюсь тем, как хорошо они звучат.


5. Каждую реплику я начинаю со слова я
(см. выше, 2), или со слова нет. Идеал начала реплики: Нет, я считаю,
что…или: Нет, вы не правы я думаю, что … Прав могу быть только я сам.


6. Я задаю собеседнику такие вопросы, в
ответ на которые он завопит: Нет, нет, нет!


7. Я резко, категорично выражаю свое
мнение. Нечего церемониться! Я ведь самый умный ("лучший специалист")!
Пусть все видят это.


8. Я никогда не даю спуску в разговоре.
Хвалить собеседника? Зачем это? Допустим, он умный человек, но я-то умнее!
Напротив, если собеседник ошибся - нельзя упустить возможность показать ему
это.


9. Чем больше отрицательных оценок я
поставлю собеседнику и всем вокруг - тем справедливей: всё плохо, один я
хороший. Вот об этом и поговорим.


10. Буду говорить о том, что мне
интересно. Я знаю, что для приличия нужно поинтересоваться собеседником. Буду
задавать ему любые вопросы, какие придут в голову: Как родители? Как собака?
Как здоровье? Как дела? Как успехи? (Ах, да, собака, кажется сдохла - об этом
я позабыл, ну ничего, переживет.)





1. Главное - хорошо слушать. Пока
говорит собеседник, я внимательно слушаю и стараюсь понять, что он имеет в
виду. Выслушав, я могу сопоставить его точку зрения со своей и сформулировать
свой ответ так, что он со мной согласится: "Да, я это и хотел
сказать", - подтвердит он. Я не стремлюсь предупредить собеседника.


2. "Вы (ты) - подход"; фразы
типа:


а) что вас интересует?


вероятно вы хотите…


б) какого вы мнения о…?


Или: вам будет интересно узнать, что…


в) вам, конечно, известно, что…


г) вы, конечно, знаете (уже слышали),
что…


На первое место я ставлю интересы,
мнения, желания, вкусы собеседника и показываю это с помощью
"вы-подхода" в беседе.


3. Я сразу запоминаю, как зовут
собеседника, и называю его по имени (имени и отчеству); я не забываю о его
профессии, возрасте, интересах.


4. Я повторяю вслух основные мысли и
высказывания собеседника и делаю это с уважением.


5. Я стараюсь (хотя это и трудно)
начинать свою реплику со слова да: Да, вы правы, хотя…; да, я с вами согласен
во всем, кроме… и т.д. Если собеседник прав, я с готовностью подчеркиваю его
правоту.


6. Я стараюсь формулировать свои вопросы
так, чтобы собеседник имел возможность согласиться, а лучше - не имел
возможности не согласиться со мной.


7. Я стараюсь смягчить мои высказывания.
Например, так: А не кажется ли вам, что..; Возможно правы те, кто думает,
что…; Вероятно, справедливее считать, что…Все люди могут ошибаться: и он, и
я.


8. Я при любом удобном случае выражаю
одобрение собеседнику, поддерживаю его. Беседа - это не экзамен, а я - не
экзаменатор. Ставить оценки - не моя задача.


9. Конечно, вокруг много плохого. Но и
хорошее тоже есть: поговорим лучше об этом!


10. Найду такую тему для беседы, чтобы
нам обоим было интересно. "Личные вопросы" буду задавать, подумав:
Не огорчится ли? Не обидится ли?






В деловом взаимодействии все
речевое поведение ориентировано на определенную реакцию партнера. Для того
чтобы реакция оказалась адекватной намерениям каждой из сторон, необходимо:

овладеть
личностными качествами делового человека - быть уверенным в себе, иметь личные
цели и ценности, владеть предметом коммуникации, быть информированным и компетентным;
демонстрировать объективность в оценке информации и в способах ее сообщения,
проявлять искренний интерес к предмету речи и к партнеру;

в партнере
по деловому общению уважать личность, стремиться увидеть проблему глазами
партнера, уважительно относиться к его суждениям и контр-аргументам;

соблюдать
постулат релевантности (от англ. relevant - уместный, относящийся к делу) -
говорить по существу обсуждаемого вопроса, соотносить информацию с ожиданиями
партнера по деловой коммуникации;

корректно
относится к количеству и качеству информации, ее достоверности, быть
последовательным и аргументированным;

соблюдать
языковую нормативность деловой речи - четко формулировать мысль, использовать
принятые в деловом общении клише, избегать неконгруэнтности (несовпадения слов
и невербальных сигналов, ведущих к недопониманию);

подчиняться
установленным правилам и ограничениям (протоколу, деловому этикету, культуре
общения, позволяющим формировать у собеседника приятный имидж), поскольку
деловой коммуникации свойственна регламентированность.
2.
Риторика как составная часть культуры делового общения

В деловом взаимодействии часто
используется так называемые "риторические уловки", своего рода
эмоциональные речевые возбудители. Именно они призваны вызвать у партнера по
деловому общению те или иные эмоции, ощущения, переживания, нужные, необходимые
для достижения определенных целей и намерений.

Из истории риторики. Слово
риторика, как и называемая им наука, греческого происхождения (от др. гр.
"говорю, лью, теку"). Рождение риторики связано с периодом демократии
в Афинах V в. до н. э., с философской и ораторской деятельностью софистов -
"первых европейских интеллигентов", - как называл их А.Ф.Лосев.
"Бродячие учителя красноречия ", софисты брались научить любого
искусству спора и публичной речи, понимая, что владение словом дает человеку
некую особую силу. Прекрасно о силе слова скажет замечательная российская
поэтесса А.Ахматова:

Ржавеет
золото и истлевает сталь.

Крошится
мрамор. К смерти все готово.

Всего
сильнее на земле печаль

И
долговечней - царственное Слово.

Риторика сегодняшнего дня
занимает особое место в культуре, образовании многих стран Запада и Востока.
Так, в Японии - стране, где бурно развивалась теория информации, - возрождение
риторики началось в середине XX столетия. К этому времени науки гуманитарного
круга, уже пережившие "оккупацию математическими методами и математической
логикой, стали остро нуждаться в единой, обобщающей теории гуманитарного
познания. Главная черта речевого этикета японцев - повышенное внимание и
чуткость к собеседнику (причиной возникновения этой черты японской речевой
культуры была своеобразная жизнь японцев: поколение за поколением они жили
весьма замкнутыми группами при тесном контакте друг с другом). Японцы верят,
что улучшение речевого общения - важное средство совершенствования и развития
общества. Поэтому так горька оценка киноведа из Японии нашего
"жестокого" кино, нашей жестокой манеры общения: "Ваши диалоги
начинаются с решительного "нет". У вас даже муж с женой в кадре
разговаривают на повышенных тонах. Мы не понимаем, когда вы воинственно,
напором, а не разумом пытаетесь утвердить истину. Мы, японцы, когда
разговариваем, даже в глаза друг другу не смотрим, чтобы не оскорбить какой-то
тенью во взгляде. Научитесь слушать. Вы же не слушаете - вы утверждаете, причем
утверждаете криком" (Цит. по: Рассадин, 1989).

Риторика и есть та наука
убеждать, которая позволяет избежать ошибок, описанных выше.

Особое положение занимает
современная риторика среди гуманитарных наук в США. Впрочем, для американцев
это не просто наука, а предмет государственной идеологии. Именно поэтому
риторика - центральный предмет подготовки по родному языку. Американцы
энергично пытаются превратить знание в действенное умение.

Достоверно известно, что более
двух с половиной тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития
риторики, отцы теории красноречия проводили время в беседах. Современный
человек проводит в устном общении 65% своего рабочего времени. По данным
американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли
составляет 2,5 года. Это означает, что каждый из нас на протяжении своей жизни
успевает "наговорить" около 400 томов объемом по 1000 страниц. Итак,
говорим мы действительно много, но делаем это чаще всего не умеючи, плохо.
Примерно 50% информации теряется при передаче. Причина потерь - неумение
донести до собеседника сообщение, склонность говорить самому, в крайнем случае,
слышать, но не слушать.

Теоретики риторической
педагогики указывали на то существенное, что делает речь действенной:
"Говорите, чтобы я мог узнать тебя" (Сократ); "Если хочешь стать
хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком" (Квинтилиан).

Обобщая, различные наблюдения
и рекомендации, укажем свойства, придающие особую энергетику речи:

обаяние

артистизм

уверенность

дружелюбие

искренность

объективность


заинтересованность


В деловом общении ценится
также экспрессия и тональная вариативность речи.

Эмоциональность речи придают
специальные экспрессивные средства, в том числе и риторических тропы (от греч.
поворот - оборот речи), а также особые принципы их использования.

1. Метафора. Среди этих
средств, т.е. риторических тропов, особая роль принадлежит метафоре (вспомните
любую пословицу - сколько понадобится слов, чтобы точно "перевести"
ее содержание). Метафора (от греч. перенос) представляет собой живой, яркий,
привлекательный образ. Вот фрагмент из речи менеджера на презентации проекта
фирмы: "Уважаемые дамы и господа! Сегодня мы собрали вас здесь для того,
чтобы представить проект, над которым компания работала два последних года.
Уверены, что этот проект в скором времени станет главным маяком в необъятных
просторах рынка безналичных платежей…". В речи выбран образ (маяк),
который сразу помог глубже и полнее представить предмет презентации.

Чтобы научиться
"сделать" метафору самому, нужно знать

что
сравнимые объекты должны быть однородны (нельзя рыбу сравнивать со щукой);

что должен
быть заявлен главный, сущностный признак объекта;

какую оценку
должна нести метафора: улучшать объект оценки или ухудшать.

что метафору
лучше развить, "раскрутить" в речи, соблюдая "единство
образа".

2. Ирония (греч. -
притворство) - игра значений, прямого и переносного, - также создает свежий,
незаштампованный речевой эффект. При этом ирония должна быть созидательным, а
не разрушительным приемом речи. К примеру, на одной из деловых встреч в США
космонавту А.А.Леонову высказали мнение о том, что исследования космоса слишком
дорого обходятся России. Леонов согласился, но обыграл это так: "Наверно,
и испанской королеве было жалко денег на экспедицию Колумба, но она их дала.
Кто знает, когда бы открыли Америку, если бы королева пожадничала".

3. Парадокс. Остроумие,
свежесть речи может придать парадокс (греч. - неожиданность). Однако этим
"оружием" нужно научиться владеть. Парадокс в своем строении четок,
краток, логически завершен: "Не откладывай на завтра то, что можно
сделать…послезавтра " (О.Уайльд); "Лучшее правительство то, которое
меньше всего правит" (Джефферсон). Целый философский трактат под названием
"Парадоксы" принадлежит Цицерону. Встречается парадокс и в русских
пословицах: "Тише едешь - дальше будешь".

4. Намек. Избежать лишней
категоричности в оценках, в выражениях похвалы и, напротив, неодобрения
помогает намек. Известен исторический анекдот. В британском парламенте шли
дебаты. Речь перед своими оппонентами-лейбористами, держал лидер консерваторов
Черчилль, высмеивая политических противников. Не выдержав пожилая и некрасивая
лейбористка крикнула на весь зал: "Черчилль, вы не сносны! Будь я вашей
женой, то подлила бы вам в кофе яд!". Выдержав паузу, Черчилль промолвил:
"Если бы вы были моей женой, то я бы этот яд с наслаждением выпил".
Вместе с тем намек не должен провоцировать речевой агрессии, нарушения
контактов.

5. Градация. Экспрессивность
деловой речи придает градация (греч. - постепенное изменение: нарастание или
убывание). Это своего рода "лестница" перечисленных слов,
словосочетаний. Например, в речи-презентации менеджер так использовал этот
прием: "chip - действительно революционный продукт. Смотрите, испытывайте,
анализируйте, спрашивайте…".

6. Установить деловой и
эмоциональный контакт с собеседником, создать атмосферу гармонии и
сотрудничества помогают особые фигуры речи: ободрение и одобрение, уступки и
допущения. Марк Твен утверждал: "Самый лучший способ подбодрить себя - это
подбодрить кого-нибудь другого". В деловом взаимодействии также
используются комплименты: "Всегда приятно иметь дело с таким
партнером" (после длительных, но удачно завершившихся переговоров);
"Вы целеустремленный человек, и это приятно" (партнеру, который
настоял на своем) и т.д.

7. Вопросы. Определенным
этапом обсуждения темы являются вопросы. Кто спрашивает тот и ведет -
утверждает поговорка. Функции вопросов при деловом взаимодействии разнообразны:
вопрос - удобная форма побуждения собеседника ("Другими словами, вы
считаете…?"); вопрос - способ привлечения внимания партнеров; вопрос -
способ получения от партнера нужного ответа ("Простите, я правильно понял,
вы согласны наладить контакт с нашей фирмой?").

В деловом взаимодействии
используются разные видов вопросы:

информационные
(для сбора необходимых сведений);

контрольные
(для уверенности в том, что партнеру интересен разговор, и он следит за ним);

для
ориентации (чтобы у знать придерживается ли партнер мнения, высказанного
ранее);

подтверждающие
(чтобы добиться взаимопонимания, одобрения);

ознакомительные
(для ознакомления с целями, мнением собеседника);

однополюсные
(повторение вопроса партнера в знак того, что понятно, о чем идет речь, а также
чтобы выиграть время на обдумывание ответа);

встречные
(ведут при правильной постановке к сужению разговора и к согласию);

альтернативные
(предоставляют возможность выбора);

направляющие
(в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло);

провокационные
(имеют цель установить, что на самом деле хочет партнер, верно ли он понимает
ситуацию);

вступительные
(для формирования у партнера заинтересованности, определяющие сценарий
разговора);

заключающие
(для подведения итогов взаимодействия);

закрытые
(наводящие вопросы, на которые можно ответить коротко "да" или
"нет");

открытые
(выявляют ключевые моменты в ситуации: "Почему это случилось?");

зеркальные
("Я никогда не буду иметь дело с этим партнером!" -
"Никогда?").

Существуют хрестоматийные
примеры о том, к чему ведет неумение задавать корректные вопросы. Шофер
Уинстона Черчилля сбился с дороги. Раздосадованный Черчилль окликнул прохожего:
"Извините, сэр, не могли бы вы уделить мне минуту внимания и пояснить, где
я нахожусь?" "В автомобиле!" - буркнул недовольный прохожий и
зашагал дальше. "Вот ответ достойный нашей палаты общин! - пылко обратился
Черчилль к шоферу. - Во-первых, краткий и хамский. Во-вторых, совершенно
ненужный. И, в-третьих, не содержащий ничего такого, чего я сам не знал".

Итак, нужно учиться
использовать действенные аспекты речевого поведения в деловом взаимодействии,
учиться "в уме", импровизированно или в записях составлять
риторический эскиз речи.
3.
Паралингвистика, невербальные средства и деловая коммуникация

Эффективность делового общения
определяется умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е.
взгляд партнера, его мимику, жесты, а также тембр и темп речи. Однако не все
или не в полной мере могут контролировать собственные жесты, мимику, позы.
Глаза, движения часто выдают человека, являются своего рода каналами утечки
информации.

Психологи считают, что в
процессе общения непосредственно слова несут 10 % информации. По мнению Франсуа
Сюдже (автора книги "Правда о жестах"), в 55 % случаев информация
поступает через жесты, мимику, а в 38 % - через интонацию. Б.Шоу в предисловии
к своему сборнику пьес отмечал, что существует 50 способов сказать слов
"да" и 500 - слово "нет". Великий русский писатель в
знаменитой эпопее "Война и мир" дал словесное описание 97 оттенков
человеческой улыбки, 85 оттенков выражения глаз; справедливо полагая, что глаза
- зеркало души человека.

В деловой коммуникации каждый
участник "наблюдает за наблюдателем", следит за производимым
впечатление и за невербальным поведение партнера.
Паралингвистика

Паралингвистика (греч. рara -
около) изучает совокупность невербальных средств, включенных в речевое
сообщение и передающих, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию.
Различают три вида паралингвистических средств:

фоноционные.
К фоноционным относят тембр речи, ее темп, громкость, типы заполнения пауз
("э-э", "м-м " и др.), особенности произношения звуков;

кинетические.
К кинетическим относят жесты, тип выбираемой позы, мимику;

графические...
К графическим - почерк, способы графических дополнений к буквам, их заменители,
символы.

Умение "считывать"
невербальные сигналы дает деловому человеку следующие преимущества:

1) он может распознавать затруднения,
возникающие на уровне отношений при самом их зарождении:
"перехватить" сигналы о них, перестроиться по ходу разговора,
изменить тактику ведения беседы;

2) он может перепроверить
правильность своей интерпретации воспринимаемых сигналов, а также вести
контроль истинности наблюдения (например, выступили слезы: они могут быть при
страдании и боли, а могут быть слезами радости и пр.).

Все это сказывается на
эффективности делового взаимодействия. Вот реальная история. Некий советник в
течение нескольких недель вел переговоры с одной фирмой. Речь шла об
инвестициях в его собственное предприятие в 200 000 марок. На решающей встрече,
в тот момент, когда советник произнес слово "стоимость", он отчетливо
заметил сразу несколько оборонительных сигналов: во-первых, партнер отвел глаза
в сторону; во-вторых, резко откинулся на спинку вращающегося стула и,
в-третьих, развернулся на нем в сторону от советника. Советник был неопытен,
поэтому он "понял" все три сигнала как протест против стоимости. Он
положился на свою интуицию и, не попытавшись проконтролировать истинность
своего вывода с помощью обратной связи, поторопился сделать оговорку, что если
стоимость высока, то ее можно немного и снизить. И так как в этот момент
партнер развернул стул обратно, опять с интересом подался вперед и, взглянув на
советника, спросил: "И на сколько вы снизите?" - тот посчитал, что
сделал правильный ход. Контракт был заключен, но при этом советник потерял
четыре процента. Как выяснилось позже, потеря была напрасной: он просто
переоценил свое понимание языка тела. На самом деле, как рассказывал потом
представитель фирмы, услышав слово "стоимость", он с ужасом вспомнил,
что забыл доставить обещанную документацию одному деловому партнеру, и его
первым желанием было тут же броситься к телефону и распорядиться об отправке
материалов.

Шопенгауэр заметил:
"Знание о человеке - область, в которой никогда нельзя достичь
совершенства, и даже опытный человек все снова и снова попадается на
ошибках". Только с помощью вопросов на уточнение и на понимание можно
перепроверить истинность интерпретаций, этой возможностью в деловом
взаимодействии не стоит пренебрегать.
Средства
невербальной коммуникации

К средствам невербальной
коммуникации относят, как правило, следующие:

1. Жестовый контакт,
выражающийся в разнообразных формах - толчки, похлопывания, поглаживания и т.
п.

2. Дистанция между
общающимися. Расстояние между участниками делового общения свидетельствует о
его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о
степени заинтересованности в разговоре.

3. Ориентация, то есть
положение сидящих (стоящих) по отношению друг к другу. Ориентация может
меняться в зависимости от ситуации и свидетельствует о степени соперничества
или сотрудничества.

4. Внешний вид. Основная цель
- сообщение о себе. Через имидж деловые партнеры информируют окружающих о своем
социальном положении, виде деятельности, самооценке и т.п.

5. Поза тела. Поза обычно
указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение
партнера. Она может меняться в зависимости от настроения и эмоционального
состояния человека. Однако при интерпретации необходимо учитывать культурный
потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которые следует
соблюдать в тех или иных конкретных ситуациях.

6. Кивок головой -
используется для одобрения или подтверждения чего-либо, а также как сигнал,
дающий партнеру основание вступить в диалог.

7. Выражение лица (мимика) -
дает возможность для широкой интерпретации, сокрытия или демонстрации эмоций,
помогает понять информацию, передаваемую с помощью речи, сигналит об отношении
к кому-то или чему-то.

8. Жесты - могут быть не очень
выразительны, например движения головы или тела, но используются параллельно с
речью, чтобы что-то в ней выделить, подчеркнуть, а иногда и заменить ее.

9. Взгляд - позволяет
считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-то или к
чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в
тесной связи с речевой коммуникацией.

10. Паравербальные и
экстравербальные сигналы. Смысл высказывания может меняться в зависимости от
того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые
оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии
человека, его уверенности или застенчивости.

Таким образом, язык тела сам
по себе является разновидностью "параллельного" языка,
сопровождающего, как правило, речевые выражения человека и охватывающего все
его движения, в том числе душевные (психомоторные). Тот факт, что человек
способен молчать, но не может полностью контролировать движения своего тела,
предоставляет деловому партнеру, умеющему "считывать" невербальную
информацию потрясающий по своим возможностям "инструмент", который
позволяет ему адаптировать и реадаптировать свою коммуникационную тактику в
соответствии с реакцией (движениями) собеседника.

Что
такое энергетика речи?

В деловой коммуникации при
использовании вербальных и невербальных средств максимального успеха добивается
тот, кто ведет тактику инструментарием возбуждения эмоций и чувств. В деловом
общении важно помнить об энергетике, которую создает человеческая речь, ее
экспрессивность, тональная вариативность. Собеседнику импонирует, когда партнер
не суетится и произносит фразы уверенно и внятно, выражая этим свою позицию и
убеждение в правильности высказываемых предложений и аргументов. Единство
манеры поведения и речи создает ситуацию доверия.

Различают следующие
характеристики человеческого голоса:

1. Скорость речи. Оживленная,
бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об импульсивности
собеседника, его уверенности в себе; спокойная медленная манера указывает на
невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости
речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую
возбудимость человека.

"Абсолютная" скорость речи.
В странах индоевропейских языков говорят со скоростью от 200 до 500 слогов в
минуту (скорость ниже или выше этих значений соответственно определяется как
"крайне медленная" или "крайне быстрая"). Исходя из этого
можно дать такие рекомендации:

менее 200 слогов в минуту -
относительно медленная речь;

около 350 слогов в минуту -
относительно "нормальная" речь;

около 500 слогов в минуту -
относительно быстрая речь.

Специалисты по вербальной
коммуникации считают, что, например, для французов или итальянцев
"нормальная скорость" обычно выше, чем для немцев. Поэтому так сложно
переводить итальянские и французские фильмы на немецкий язык: синхронизация
становится делом крайне тяжелым; при переводе с английского - проблема прямо
противоположна.

2. Громкость. Бoльшая
громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной
силе), либо кичливости и самодовольству; малая громкость указывает на
сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека;
сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении
собеседников. Как показывает коммуникативная практика, усилению эмоциональной
речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов. Рассказывают,
что, когда Черчилль готовился к выступлениям, то, работая с текстом, он делал
на полях пометки типа: "Аргументы слабые, усилить голос...".

3. Артикуляция. Ясное и четкое
произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и
на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об
уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

4. Высота голоса. Фальцет
зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из
интеллекта; грудной голос свидетельствует, что мышление и речь сопровождаются
повышенной эмоциональностью, что они естественные, а не искусственно созданные;
высокий пронзительный голос - признак страха и волнения; низкий тон голоса -
это расслабленность, покой и достоинство.

5. Режим или течение речи.
Ритмическое говорение (ровное перетекание слов с легкими, периодическими
колебаниями) - свидетельство богатства чувств, уравновешенности, как правило,
хорошего настроения; строго цикличное, правильное говорение означает осознание
переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств;
"округло-текучая" манера говорить позволяет делать выводы о глубокой,
полной эмоциональной жизни; угловато-отрывистая манера - факт трезвого,
целесообразного мышления.

Паузы во время коммуникаций. Во
время делового взаимодействия иногда возникают паузы, причины которых весьма
разнообразны:

чтобы
придать дополнительную силу последующим словам;

в связи с
тем, что собеседник задумался;

чтобы
выиграть время для размышления;

с целью
предоставить шанс партнеру для высказывания;

как реакция
на сигналы тела собеседника, свидетельствующие о желании что-то сказать;

потому что
говорящий отвлекся;

паузы
затруднительного положения, во время которых надеются, что, может быть,
заговорит собеседник, в противоположность паузам тактическим, во время которых
также рассчитывают, что заговорит другое лицо, но уже из других соображений.

Если один из партнеров
отвлекся (например, кто-то заглянул, приоткрыв дверь), то возникает пауза, за
которой следует или задумчивое переспрашивание или что-нибудь типа
"Впрочем... ", "Кстати... ". Таким образом, на первый
взгляд, пауза по своему значению ничего собой не представляет. Вместе с тем,
как показывает практика делового взаимодействия, она зачастую несет в себе
много больше информации, чем порой содержится в словах.

Деловая
коммуникация

Общаясь с зарубежными
партнерами, нужно очень осторожно пользоваться невербальными жестами, так как
они могут интерпретироваться неадекватно нашему истолкованию, что может привести
не только к неправильному пониманию поступающей информации, но и к нарушениям
правил этикета или даже к оскорблению. В разных странах одни и те же жесты
могут иметь совершенно различное значение. Так, например, жест, которым русский
сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха
и удовольствия. Если в Голландии вам придется, намекая на чью-то глупость,
повернуть указательным пальцем у виска, то вас не поймут, ибо там это означает,
что кто-то очень остроумно высказался. Говоря о себе, европеец показывает на
грудь рукой, а японец - на нос. В некоторых странах Африки смех - это
показатель изумления и даже замешательства, а вовсе не проявление веселья. В
Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (так мы
обычно просим принести два кофе) - это жестокое оскорбление, подобное плевку в
лицо. Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо
противоположное значение. Так, образовав колечко из большого и указательного
пальцев, американцы и представители многих других народов сообщают нам, что
дела "о'кей". Этот же жест в Японии используют в разговоре о деньгах,
а вот во Франции, например, он означает ноль, в Греции и на Сардинии этот же
символ служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с
извращенными половыми инстинктами.

Во Франции или Италии если
кто-то считает чью-то идею глупой, обычно выразительно стучит по своей голове,
в свою очередь, немец, шлепая себя ладонью по лбу, как бы этим говорит:
"Да ты с ума сошел", британец или испанец этим же жестом показывает,
как он доволен собой. Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает
указательный палец вверх, это означает, что он по достоинству оценил ваш ум.
Палец же в сторону указывает на то, что у вас "не все в порядке с
головой". Весьма эмоционально выражают свои чувства французы, невербалика
у них очень выразительна. Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики
трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в
воздух нежный поцелуй. Если же он потирает указательным пальцем основание носа,
то это означает, что он предупреждает: "Здесь что-то нечисто",
"Осторожно", "Этим людям нельзя доверять". Такого же рода
информацию - "Берегитесь, впереди опасность, они что-то замышляют", -
итальянцы передают, постукивая указательным пальцем по носу. В Голландии такой
сигнал интерпретируется как "Я пьян" или "Ты пьян", в то же
время у англичан он означает конспирацию и секретность.

Очень характерный жест -
движение пальца из стороны в сторону - в США и в Италии означает легкое
осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано, а в Голландии -
отказ. Если россияне в деловом взаимодействии не придают значения левой или
правой руке, то, например, на Ближнем Востоке нельзя протянуть кому-либо подарок
или деньги левой рукой, так как у тех, кто исповедует ислам, левая рука
считается нечистой и вы можете нанести оскорбление деловому партнеру.
Специалисты по общению обращают внимание на то, что в любой культуре жесты
неискренности связаны, как правило, с левой рукой, тогда как правая рука
"окультурена": она делает то, что надо, а левая - то, что хочет,
выдавая тайные чувства владельца. Поэтому если в деловом общении ваш партнер
жестикулирует левой рукой, есть вероятность, что он лукавит или просто негативно
относится к происходящему.

Иногда даже незначительное
изменение жеста может совершенно изменить его значение. Так в Англии случилось
с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, поднятых вверх (У): если
при этом ладонь повернута к собеседнику, это ужасное оскорбление, а если ладонь
повернута к себе, то это первая буква слова Уютогу ("победа"). Этим
жестом пользуются как известные политики, так и те, кто их приветствует.

Дистанцирование у разных
народов также имеет свои отличия. О некоторых говорилось выше, например об
интимном пространстве американца (60 см). Так вот, когда американец общается с
латиноамериканцем или японцем, который стремится максимально приблизиться к
собеседнику, то американец считает такого партнера излишне настойчивым, что ему,
американцу, как правило, не по вкусу. Латиноамериканец в этой ситуации сочтет
американца высокомерным и надменным человеком, и оба при этом ошибутся в своем
мнении, так как при разговоре нарушена привычная дистанция, что и вызвало
взаимное недовольство.

Неодинаково относятся народы
разных культур и к восприятию пространства. Так, американцы привыкли работать
либо в больших помещениях, либо только при открытых дверях, поскольку они
считают, что "американец на службе должен быть в распоряжении окружающих".
Открытый кабинет - это как бы сигнал, означающий, что его хозяин на месте и,
главное, что ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком
построены из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все - от директора фирмы
до посыльного - постоянно на виду. Это создает у служащих вполне определенный
стереотип поведения, вызывая ощущение, что они "сообща делают одно общее
дело".

Немецкие же традиционные формы
организации рабочего пространства принципиально иные. Прежде всего,
обязательное условие помещения - двойные двери или очень надежные. Если дверь
распахнута - для немцев это свидетельство беспорядка.

Для американца отказ
разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает
крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое
правило. Американец, желающий побыть в одиночестве, уходит в какое-либо
помещение и закрывает за собой дверь, в то время как англичанин не привык
пользоваться таким способом, чтобы отгородиться от людей. Несовпадение привычек
в использовании пространства приводит к тому, что чем больше американец
замыкается в пространстве в присутствии англичанина, тем настойчивее тот
пытается диагностировать ситуацию, выясняя в чем причина.

И, наконец, в Англии
американцев считают говорящими несносно громко, отмечая их интонационную
агрессию, в то время как англичане регулируют звук своего голоса, чтоб говорить
как можно тише. В Америке такое "шептание" настораживает.

Если у европейцев нормальным
является приветствие за руку, то для индусов, например, более приятно, когда вы
их приветствуете жестом: две ладони соединены вместе, пальцы повернуты в
сторону подбородка и легкий наклон головы. Рукопожатие не принято и в Японии.
Важнейшим элементом правил хорошего тона там являются поклоны. Причем,
пятнадцати поклонов, например, достаточно лишь для тривиального приветствия.
Чтобы произвести хорошее впечатление, нужно кланяться сорок пять раз, особое
почтение выражают семьюдесятью поклонами, а самую уважаемую личность
приветствуют, поклонившись девяносто раз подряд.

Если европейское приветствие,
как правило, короткое и сухое, то в странах, исповедующих ислам, например в
арабских странах, приветствие превращается в целую процедуру, мужчины
обнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопывают по спине и плечам
(на чужестранцев, правда, такие сигналы не распространяются), расспрашивают о
жизни и здоровье. В Китае можно обменяться рукопожатиями, но нужно четко
следовать субординации, то есть, прежде всего, пожать руку наиболее
высокопоставленному лицу.

Е. Аллан в книге "Лицом к
лицу" предлагает таблицу межкультурных различий, несомненно полезную всем
деловым людям. Вот некоторые из таблицы 3.




Таблица 3.







Знаки





Их расшифровки людьми иной культуры







Визуальный контакт





Для многих черных американцев, молодых
испаноговорящих и некоторых других людей прямой взгляд не означает уважения и
его избегают.







Язык тела





В некоторых африканских странах прямой
контакт лицом к лицу воспринимается как слишком агрессивный. Выходцы из
Ближней Азии привыкли к более близкому расстоянию во время беседы, чем это
принято у европейцев.







Тон голоса и скорость речи





Испанцы и итальянцы говорят быстрее
других европейцев. Американцы говорят громко, а британцы невольно
демонстрируют повышенное чувство гордости.







Приверженность теме разговора





Американцы и немцы склонны быть
прямолинейными, а представители Японии и некоторых азиатских культур ведут
себя более уклончиво, не подписывая контракта до последней минуты.






Иногда эти культурные различия
порождают стереотипы, типа: "шумные американцы", "чванливые
британцы", "агрессивные немцы", "уклончивые японцы".
Следует помнить, что это не признаки национальной культуры, а различные стили
делового общения, которые необходимо распознавать и понимать при деловом
взаимодействии.

Все сказанное свидетельствует
о том, что деловым людям необходимо научиться слушать паузу, уметь
интерпретировать причины молчания. Такое умение приносит весьма полезную
информацию, как в телефонных разговорах, так и во время бесед, деловых встреч,
переговоров, особенно в совокупности с другими сопутствующими сигналами тела,
несущими важную дополнительную информацию. Для развития этого умения
целесообразно интерпретировать паузы во время парламентских дебатов при показе
их по телевидению.
4.
Организационно-распорядительная документация как разновидность письменной
деловой речи и ее лингвистические и структурные особенности

Центром деловой письменности
является организационно-распорядительная документация (ОРД). Она ярче всего
демонстрирует все особенности официально-делового стиля.

 Особенность этих документов заключается в том, что они пишутся по
строгой форме. Форма документа, или формуляр, как уже говорилось, представляет
собой совокупность и последовательность расположения реквизитов и значимых
частей текста. Она разрабатывается и утверждается в виде государственного
стандарта ГОСТ (Сборники "Система организационно-распорядительной
документации. Требования к составлению и оформлению документов") регулярно
переиздаются.

Опорными словами,
определяющими конструкцию центральной фразы документа, являются
глаголы-перформативы: "Предлагаю", "Обязываю",
"Приказываю", "Постановляю" и т.д. Они определяют жанр и
тональность документа. Среди перечисленных жанров распорядительных документов
предприятия самым распространенным является приказ.

Приказ - правовой акт,
издаваемый руководителем органа управления для решения оперативных задач по
деятельности предприятия и по личному составу. В форме приказа реализуются
иерархические отношения "руководитель" - "подчиненный". С
помощью приказов решаются вопросы организации работы предприятия, вопросы
финансирования, планирования, отчетности, снабжения, реализации продукции и
другие производственные вопросы. Текстовая организация приказа во многом сходна
с текстовой организацией регламентированного письма. Приказ, как и деловое
письмо, имеет заголовок ("О реорганизации предприятия", "Об
изменении графика работы", "Об изменении оплаты отпусков",
"О приеме на работу"). Заголовок располагается в левом верхнем углу.
Текст приказа, как и любого жанра ОРД, состоит из двух частей: - констатирующей
и распорядительной. Как и в деловом письме, в первой части указываются
основания для составления документа. Основанием для приказа могут служить: 1)
нормативные документы государственных органов (правительства, налоговой инспекции,
органов местного самоуправления); 2) решения Совета директоров, общих собраний
акционеров; 3) производственная необходимость. Помимо основания в
констатирующей части излагают цели и задачи предписываемых действий.
Констатирующую часть приказа опускают, если причина издания приказа очевидна и
не нуждается в разъяснении. Констатирующей части не имеют приказы по личному
составу.

Во второй части приказа,
распорядительной, начинающейся со слова "Приказываю", указывают
сначала адресата: "кому?" - конкретному исполнителю, структурному
подразделению. Должностное лицо может быть указано в качестве исполнителя
только в том случае, если исполнение действия предписывается конкретному лицу,
в этом случае приводят полное наименование должности исполнителя. Далее - "что
сделать?" - указывается конкретное действие, выраженное инфинитивной
конструкцией; далее - "до какого числа?" - указываются сроки
исполнения приказа в форме словосочетания в родительном падеже. Если срок
исполнения не указывается, поручение носит постоянный характер. Если поручений
несколько и они включают различные по характеру действия, текст приказа
дробится на пункты и подпункты, которые нумеруют арабскими цифрами и пишут с
красной строки. В последнем пункте распорядительной части приказа указывается
лицо или структурное подразделение, на которое возлагается обязанность
контролировать ход выполнения приказа и ответственность за его исполнение.

По этой же схеме составляются
тексты распоряжений и постановлений, распорядительная часть которых начинается
словами "Постановляю", "Предлагаю". Как и тексты договоров
и деловых регламентированных писем, тексты приказов, распоряжений,
постановлений состоят из клишированных фраз.

Констатирующая часть:

Во исполнение постановления
... № ...

В соответствии с разделом 11
части I ГК РФ от 21.10.94 г., на основании представленных документов...

В связи с возникшими
финансовыми трудностями ...

В связи с производственной
необходимостью ...

В связи с реорганизацией
отдела инвестиций ...

Распорядительная часть:

Контроль за исполнением
настоящего постановления возложить на ...

Срок исполнения до ...
ПРИКАЗ
ректора
университета




Во исполнение распоряжения Министра
образования Российской Федерации от 5.01.01


Приказываю:


1. Отделу информатизации принять на
баланс два компьютерных класса с последующим обслуживанием объектов.


2. Утвердить смету и штатные единицы для
обслуживания объекта.


3. Контроль за исполнением возложить на
проректора по информатизации Рубцова В.Н.








Ректор






Зайцев Н.П.






Постановление. Постановлением
является заключительная часть протокола заседания коллегиального органа.
Постановления включаются в протокол или прилагаются к нему. Распорядительная
часть начинается со слова "Постановляю", "Постановляет". В
каждом пункте постановления перечисляются предписываемые действия, исполнители
и сроки исполнения. Датой постановления является дата заседания коллегиального
органа. Разновидностью постановления является решение.




ПОСТАНОВЛЕНИЕ







05.12.99 г. № 1668











О включении в состав муниципальной
собственности г. Москвы объектов социально-культурного и коммунально-бытового
назначения Акционерного общества "Юго-Запад Транснефтепродукт"


В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации № 8 от 10.01.98 г. "Об использовании объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых
предприятий" ПОСТАНОВЛЯЮ:


1. Утвердить перечень объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения акционерного общества
"Юго-Запад Транснефтепродукт", включаемых в состав муниципальной
собственности г. Самары, согласно приложению.


2. Комитету по управлению имуществом г.
Москвы (Сидоренко А.В.) зарегистрировать в установленном порядке перечень в
Комитете по управлению государственным имуществом Москвовской области.


3. Контроль за выполнением настоящего
Постановления возложить на Комитет по управлению имуществом г. Москвы
Сидоренко А.В.








Вице-мэр






А.В. Шульгин






Докладная и служебная записки
используются для решения внутренних вопросов. В докладной и служебной записках
информация представляется в виде придаточных предложений, вводимых союзом
"что":

Довожу до Вашего сведения, что
... Считаю, что ...

Служебная и докладная записки
предполагают в завершение документа изложение просьбы или предложений лица,
подписывающего деловую бумагу.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Антон Иванович Первушин
Реферат 1 день. Прибытие в Тбилиси, пересадка на внутренний авиарейс Тбилиси Местия. Прибытие в Местию. Трансфер в отель. Размещение. Свободное время. Ночь в гостинице
Реферат 1-2 Базовая компьютерная подготовка (л) Керефова Л. З. 304
Реферат Автореферат разослан «24» октября 2011 г
Реферат Острый гломерулонефрит
Реферат Образ атлета в греческой скульптуре
Реферат 3 Современная научная картина мира
Реферат Методы оценки финансового состояния предприятия в современных условиях
Реферат Основні підходи до визначення поняття особистість
Реферат Муниципальные займы Нижнего Новгорода конец ХIХ-начало ХХ вв
Реферат Анализ прибыли и рентабельности торговой организации (на примере деятельности супермаркета "Солнечный круг")
Реферат Преподобный Амвросий Оптинский
Реферат 420107, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Марселя Салимжанова дом
Реферат Macbeth Essay Research Paper In different periods
Реферат Cols=3 gutter=47> список зачетов и экзаменов на зимнюю