Реферат по предмету "Культура и искусство"


Гравюры Альбрехта Дюрера

Гравюры
Альбрехта Дюрера

Доклад по М. Х.
К. выполнила ученица 7 «В» класса гимназии № 11 Пьянкова Анастасия.

Пермь

Самым ярким представителем
искусства Германии был Альбрехт Дюрер, родившийся в семье нюрнбергского золотых
дел мастера. В 1486 году он поступил ученикомв мастерскую М. Вольгемута. В 1492
году посетил мастерскую недавно умершего Мартина Шонгауэра. По всей видимости,
там Дюрер овладел техникой гравирования на меди. Он работал также в Базеле –
всеевропейском центре книгопечатания и гравюры на дереве (ксилографии).

В 1496 – 1498 гг. главным делом
для него стала печатная графика. Дешёвые гравюры, которые разносили по всей
стране бродячие торговцы, принесли молодому художнику быстрый заработок и
широкую известность. Доски для гравюр мастер вырезал собственноручно, не
доверяя работу резчику: ведь только он, автор рисунка, мог знать, что значит
каждый штрих. Поэтому линии его гравюр так свободны и точны.

В 1497 году Альбрехт Дюрер
создал цикл иллюстраций к последней книге Нового завета – «Апокалипсису». Эта
книга, написанная в I веке, содержит грозные и красочные
пророчества о конце земного мира, на смену которому придёт Царство Божье.

В богатом графическом наследии
А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые
вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры». В этих небольших
работах (по формату каждая из них приблизительно равна стандартному листу
писчей бумаги) мастерство Дюрера-гравировальщика достигло невиданного
совершенства. Резец и медь приобретают под его руками чувствительность
драгоценного музыкального инструмента, штриховка виртуозна: рассматривая
гравюру, зритель забывает о том, что зловещий сумрак леса, потоки солнца,
заливающие келью отшельника, свет падающей звезды — всё это передано одной
чёрной краской на белой бумаге.

Одну из гравюр традиционно
именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г.).
Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На всаднике—доспехи,
в руке — копьё. В грозном виде воина есть какая-то нелепость, беззащитность
чудака, роднящая этот персонаж с Дон-Кихотом. Поднятое забрало открывает
отрешённое и суровое лицо. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на
костлявой кляче. Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные
часы: его жизнь на исходе. Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанной
причудливым гребнем. В герое гравюры одни исследователи видели врага папства
Джироламо Савонаролу (14.52— 1498), настоятеля монастыря доминиканцев во
Флоренции, другие — Франца фон Зиккингена (1481— 1523), который в 1522 г.
возглавил мятеж германского рыцарства. Скорее всего, эта гравюра навеяна книгой
знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536)
«Руководство для воина Христова» (1501 г.). Рыцарь Дюрера — это христианин,
упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего
скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость
смертного часа.

Если на первой из «Мастерских
гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема листа «Святой Иероним в
келье» (1514 г.) посвящена уединённому покою учёного-отшельника. Святой Иероним
Стридонский (IV—V вв.) — один из Отцев западной Церкви, приближённый папы
Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославившийся переводом
Библии на латинский язык, — был покровителем учителей и учащихся, богословов и
переводчиков. В XVI столетии, когда, с одной стороны, обострился интерес к
христианским древностям, а с другой — всё громче раздавались призывы перевести
Писание на живые европейские языки (подобно тому как Святой Иероним перевёл его
на латынь), этот святой был весьма популярен в образованной среде. Альбрехт
Дюрер изобразил Иеро-нима в глубине просторной кельи, заполненной спокойным,
рассеянным светом, льюшимся сквозь широкие окна. Любовно запечатлены все мелочи
скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква — фляга паломника,
подвешенная к потолку, туфли под скамьёй... Используя традиционные атрибуты
Святого Иеронима, Дюрер обошёлся с ними просто, по-домашнему: кардинальская
шляпа висит на гвозде, а лев — спутник Иеронима, — словно огромный ласковый
кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой...

«Меланхолия» (1514 г.)—самая загадочная
из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Античная и
средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента, из которых
непредсказуемым считался именно меланхолический. Бытовало мнение, что
меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — они нескладны,
неуживчивы, неудачливы, им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают
нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам покровительствует Сатурн,
а божество этой планеты, по античным мифам, старше других богов, ему ведомы
сокровенные начала Вселенной. Поэтому лишь меланхоликам доступна радость
открытий. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских
гравюр» духовным автопортретом мастера. Крылатая женщина — своеобразная муза
Дюрера — неподвижно сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в
беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок
большая собака. Это животное — один из символов меланхолического темперамента —
изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в
келье Святого Иеронима.

Гравюра «Меланхолия» — ключ к
разгадке общего смысла серии «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный
рассказ художника о себе — о том, что человек, одарённый свыше, чужд окружающим
и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь; о том, как
спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире
место, где он может стать самим собой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особливості впровадження модульної технології навчання у ВНЗ ІІІ-ІV рівнів акредитації в рамках Болонського процесу
Реферат Экономико-статистический анализ производства молока в ЗАО Новоазовское Азовского района Омской
Реферат Организация бухгалтерского учёта природоохранных мероприятий в современных условиях
Реферат II. Ботаническая география и картография растительности
Реферат Верность долгу (по повести «Обелиск»)
Реферат Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта
Реферат Управління податковими платежами на туристичному підприємства на прикладі туристичної фірми
Реферат Оборудование поста для ручной дуговой сварки, принадлежности и инструменты сварщика
Реферат Прецедент в России
Реферат Анализ финансово хозяйственой деятельности предприятия
Реферат «Тартюф» Мольера: проблематика и образы
Реферат Порядок формирования и компетенция органов судебного конституционного контроля
Реферат Разработка методов отбора и подбора персонала
Реферат Задача коммивояжера методом ветвей и границ
Реферат Бренд и его роль в маркетинге