Особенности
готики Франции
Готический
стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии
средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы
(между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как
уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося
«варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский
стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю,
зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Готика
развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой
феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое
искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по
тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Для Готики
характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного
языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе
искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики
занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи
(преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора,
вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности
архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное
воздействие на верующих.
Развитие
искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового
общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление
городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также
придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и
техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений,
расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира;
складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались
градостроительство и гражданская архитектура.
Городские
архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления,
мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с
аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади
расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с
высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались
мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались
в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в
центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся
средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались
богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан.
Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского),
символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное
величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой
иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой
общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее
самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и
опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из
прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые
вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного
облегченными небольшими сводами - распалубками.
Боковой распор
свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные
столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между
столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет
вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение
лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.
Готика
зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла
расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции
свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным
нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому
примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер
озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к
алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных
стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория).
Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает
живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
На фасадах
соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические
декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях
перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в
тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую
сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания,
аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи
фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой
красотой, искренностью и благородством.
На главной
площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в
Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым
внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки
(«отели») богатых горожан.
Смелая и
сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество
дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность
романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство
внутреннего пространства.
В Готике
происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы
сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным
видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое
идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и
замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к
другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к
физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы
материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости
человека.
В Готике
Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная
духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые
жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась
алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное
с высоким уровнем развития цехового ремесла.
В поздней
Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах,
объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную
живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов,
отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в
сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического
искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные
реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
Для поздней
(«пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор
оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в
папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах)
наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства
и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и
складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге,
Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность
образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами,
статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных;
характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и
крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей,
в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся
готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К
ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор
Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры
композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в
Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с
многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в
других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте),
Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в
Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге),
где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию.
Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.
В конце 13
начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис:
архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый
подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.
Старые города
постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались, новые обычно
возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень
плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным
городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и
получивший во Франции свои классические формы. Это три - пять нефные базилики с
трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным
интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической
розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства
Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность
стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые
двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор,
деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне
Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал
преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились
искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки
превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне;
замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома -
отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).
В готической
скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к физической
красоте и чувствам человека, к реальным природным формам. В этот период были
созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора
в Шартре, глубоко человечный образ благославляющего Христа на западном фасаде
собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы «Посещение Марией
Елизаветы» на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали
большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры. В готической
живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный
и интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и
собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими сценами
включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи
папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).
В готической
миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры,
расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием
нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты.
Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной
среды произошёл в творчестве Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью
отделки отличались произведения искусства: мелкая пластика, эмали шпалеры,
резная мебель.
Стиль
французской Готики проявился в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных
постройках королей и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо
отделанных городских особняках. В них готически логичная конструкция,
вертикализм и живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким
изящным декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз
(1492-1498), Гайон (1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.
Помимо
приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные
французские архитекторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо.
Глубоко национальные произведения стали живописные, неотъемлемые от окружающего
пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-1529г.; Шенонсо,
1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскошная отделка парадных залов резным
деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали
итальянские мастера-маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо.
Жемчужиной
зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра (1546—74, арх. Леско,
скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и изящный стиль французского
Возрождения в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился в портрете
(живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке
(известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де
Лион.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://francegothic.boom.ru/