Шартрский
собор
Старинный
французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар,
находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к
середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится
строительство в Шартре первой католической церкви. А спустя некоторое время в
Шартре появилась драгоценная реликвия христианства: Покров Богоматери. Предание
утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса
Христа.
Согласно одной
из наиболее распространенных версий, реликвия появилась в Шартре во времена
правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени в Шартре епископ
Жильбер вел реконструкцию четвертого по счету здания, обратив его в городской
кафедральный собор. Карл Лысый пожертвовал в восстановленный собор драгоценную
реликвию - Покров Девы Марии.
В 911 году под
стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с
Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии,
вывесил Покров на городской стене и норманны, как свидетельствует старинная
хроника, обратились в бегство.
Второе чудо в
Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная
реликивия, был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранился
Покров Девы Марии, уцелел! Его успели перенести в подземный тайник-часовню.
Практически
сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора.
От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был включен в объем
нового собора.
Новый собор,
посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, строился почти
полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Это
первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Нотр-Дам де Шартр
является одним из лучших образцов "чистой" готики, с теми
особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Его
ценность состоит еще и в том, что он сохранился до наших дней практически
нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил
название "Акрополя Франции". Его сравнивают с энциклопедией, в
которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой
половины XIII века.
Собор в плане
представляет собой трехнефную базилику. С западной стороны к зданию храма
примыкают две башни, каждая высотой около 90 метров. Они мало похожи друг на
друга. Более ранняя, северная башня была построена в 1134-1150 годах, а
венчающий ее ажурный шатер был установлен только в 1513 году. Шатер украшает
прихотливое каменное кружево, характеризующее эпоху поздней готики. В 1507-1513
годах архитектором Жаном Тексие над башней был возведен каменный шатер. Южная
башня - "Старая колокольня" - выглядит гораздо более строго.
Построенная в 1145-1165 годах, она сохраняет линии "чистой" готики и
выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Шартрский собор
сложен из прочного песчаника. Некоторые каменные блоки в стенах собора
достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту.
Западный фасад
Шартрского собора - единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его
создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных
великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. В
центральном портале, который называется Королевским порталом, расположена
композиция "Христос во славе". Слева и справа от фигуры Христа
расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий
скульптурный пояс с тщательно выполненными фигурами святых. Каменные рельефы
XIII века украшают северный и южный фасады. Помимо них, с севера и с юга на
фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное,
круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены
цветные витражи. "Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые
мечут молнии - одна из причин красоты Шартрского собора", - писал
французский историк искусства Маль. Диаметр окон трансепта составляет 13
метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза".
Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля
Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах
"розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни
Богоматери и сцены Страшного суда.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://francegothic.boom.ru/