Реферат по предмету "Культура и искусство"


Трагическая история Осиевского храма

Трагическая история
Осиевского храма

 Анапа сохранила память
о храме, построенном в честь святого пророка Осии. История сооружения Осиевского
храма в Анапе начинается с события, потрясшего не только Россию, но и весь
цивилизованный мир.  17 октября 1888
года царский поезд, в котором вся семья Александра III возвращалась из Ливадии в Петербург,
на 227 версте Курско-Харьковской железной дороги, между станциями Борки и
Тарановка, потерпел крушение. Из царского сопровождения погибло 19 человек, 14
были ранены. Сам царь и вся его семья чудесным образом спаслись. Вскоре после
крушения появилась легенда о том, что Александр сам спас семью, приняв крышу
вагона на свои могучие плечи и удержав ее, пока все выбрались. Легенда эта
передавалась в народе из уст в уста, что свидетельствует об особом отношении к
царю-миротворцу.

О чудесном спасении царя молилась вся Россия. В память и
благодарность Богу за спасение царской семьи от смертельной опасности церковь
установила празднование 30 октября (17 октября по старому стилю) на вечные
времена.  В этот день православная
церковь чтит память ветхозаветного пророка Осии и Андрея Критского.

 Имя Осия  означает "спасение" или
"избавление ", он  жил  в IX веке до н.э.  в  царстве 
Израильском  и пророчествовал в
то время, когда люди отступили от истинного Бога и поклонялись идолам. Осия
обличал нравственное  развращение,
предрекал заслуженную кару за порок и призывал людей вернуться к Богу. В  память о нем 17 октября 1888 года в России
было создано православное братство святого пророка Осии, филиалы которого
возникли в Краснодаре, Майкопе и Анапе. Религиозные братства в Русской Церкви
решали задачи борьбы с расколом и сектами, оказывали помощь в строительстве
церквей, школ, занимались благотворительностью.

Газета "Кубанские областные ведомости " за 1893 год
сообщает: “15 августа в Анапе после совершения благодарственного молебна, при
большом стечении народа, совершена торжественная закладка новой церкви во имя
святого пророка Осии и Андрея Критского, в память чудесного спасения жизни Их
Императорских Величеств и   Августейшей
семьи во время крушения 17 октября 1888 года царского поезда.

Одним из инициаторов сооружения Осиевского храма в Анапе был
генерал Дмитрий Васильевич Пиленко, бывший начальник Черноморского округа.
Автором проекта и руководителем строительства церкви стал его зять – известный
русский архитектор Владимир Петрович Цейдлер, автор проектов более 30 зданий
только в Петербурге, академик архитектуры. Сооружался храм на средства горожан
и пожертвования приезжающих в Анапу на морские купания. В 1897 г. городские
власти добиваются разрешения получить денежный заем из запасного капитала г.
Анапы на сооружение церкви.

В.А.Будзинский в 1900 году в брошюре “Анапа. Ее прошлое,
настоящее и будущее” пишет: “…Храм этот вчерне окончен – идет уже внутренняя
отделка, но крайняя скудость местных средств лишает население возможности
довести начатое святое дело до желаемого конца. И если, несмотря на недостаток
средств, постройка  все-таки идет
вперед, то она этим обязана исключительно неутомимой деятельности председателя
строительного комитета И.Д.Толмазова”.

Строительство Осиевской церкви было окончено при Юрии
Дмитриевиче Пиленко, который возглавлял городское самоуправление в Анапе в 1900
- 1904 годах.

Осиевский храм стоял на площади, что находится перед зданием
нынешней администрации города Анапы. По воспоминаниям анапчан, новая церковь
была очень красивой, просторной, была подлинным украшением города. Это был
высокий красивый храм со звонницей, построенный из красного кирпича,  поэтому его нередко называли Красной
церковью.  На территории церкви была
открыта церковно-приходская школа.

Сохранились метрические книги Осиевской церкви за 1906 –1917
гг. В них – живая история небольшого курортного городка с основными вехами
жизни человека – родился, крестился, женился, родил детей, крестил их, женил и
т.д. Потомственные дворяне, купцы 1-й и 2-й гильдий, титулярные и статские советники,
коллежские регистраторы и асессоры, полковники, штабс-капитаны, поручики,
отставные фельдфебели, урядники, приставы, аптекари, инженеры, учителя,
почетные граждане, мещане города Анапы, турецко-, болгарско-, австрийско-,
швейцарско-, германско-подданые – при разных титулах, званиях и должностях
знакомые “анапские” фамилии, потомки которых и сейчас трудятся во славу родного
города. Здесь встречаются фамилии, ставшие для Анапы историческими.

Из метрических книг известно, что в эти годы в Осиевском храме
служили священники: Павел Базилевский, Николай Преображенский, Митрофан
Гречухин, Иосиф Берзенов, Виктор Воинов, Алексей Деянов, Николай Сокольский.
Должность псаломщика исполняли: дьякон Василий Печка, Григорий Разумцев,
Алексей Шинкаренко, Евдоким Горбунов, Дмитрий Мазурок. За каждым из этих имен
жизнь доброго пастыря, посвятившего себя служению Богу и людям. Вне церкви не
проходило ни одно важное событие в жизни горожан, которые относились к
священникам не только как к духовным отцам, глубоко почитая их, но и видели в
них носителей образа Христа, сверяя по ним свои мысли и дела.

Осиевский храм разделил судьбу многих православных храмов
России. В начале 30-х годов он был закрыт, а в 1937 году - разрушен до
основания. Газеты той суровой поры хранят полное  молчание. Анапчане вспоминают, что в городе никто не верил слухам
о том, что храм будет разрушен. В тот день на площади перед храмом собралось
много людей, люди молились и плакали, брали в платочки землю из церковной
ограды . Священник раздавал прихожанам иконы и просил их сберечь от
уничтожения, На разрушение храма собрали работников кузни, находившейся
неподалеку, а также рабочих и строителей со всего города. Это было ужасное
зрелище. Когда подрубили основание большого креста, он упал и ушел в землю. Об этом
в один голос говорят все очевидцы происшедшего.

Неизвестна  дальнейшая
судьба священнослужителей храма. Наверняка они разделили  участь своей церкви: в те страшные годы были
убиты и сосланы в лагеря, как и более 600000 священнослужителей и миллионы мирян,
репрессированных за веру. Так совпало, что 
день, когда чтится память 
уничтоженного храма, совпадает  
с  30 октября – днем памяти жертв
сталинских репрессий.

Место, где стоял храм, сровняли с землей, а из оставшегося
кирпича начали строить клуб. Но   стройка          шла    медленно, 
все что-то  не ладилось:
"вдруг "обрушились  леса,
и  несколько человек  остались 
калеками,  а  по 
стенам  почти  готового здания "вдруг" поползли
трещины, да такие, что и входить в него было опасно, Клуб так и не был открыт,
здание стали использовать как зернохранилище, а после войны его разобрали на
стройматериалы.

Об  этой  истории 
храма  святого  пророка 
Осии  не знал  почти 
никто из  современных  жителей 
Анапы, до того времени, пока настоятель храма святого преподобного
Серафима  Саровского отец  Александр 
Карпенко не  донес  эту 
трагическую  историю  до 
всего православного народа, 
живущего  в  районе 
Анапы.  Ведь,  глядя на современный город, никто не
догадывался,  что  на 
том  месте,  где 
сейчас  находится  красивая 
клумба  перед зданием  администрации,  стоял  еще  более 
красивый  храм.  Отцу 
Александру  стоило больших усилий
собрать ту  малую  часть 
информации,  находившуюся  в 
архивах, и попытаться найти людей, хоть что-то знавших об этом.

 Ураганные  революционные и военные ветры не оставили
почти никакой памяти о храме. Не осталось даже изображения. Специалистам
пришлось восстанавливать облик храма по старым фотографиям и открыткам, где
храм случайно оказался запечатлен на заднем плане. История храма
восстановлена   впервые за последние 67
лет.

 30 октября 1999 года
на главной площади Анапы, где ранее возвышался пятикупольный храм святого
пророка Осии, отец Александр отслужил молебен в память о разрушенном храме, и
более 300 человек, склонив колена, в покаянном чувстве, объединились в желании
возрождения храма.

1 ноября на совете атаманов Анапского казачьего округа было
принято обращение к жителям города-курорта о наименовании безымянной площади на
месте разрушенного храма Свято-Осиевской площадью, был организован сбор
подписей в поддержку этого благого дела.

Спустя ровно год, в полдень 30 октября на площади против
здания анапской администрации отец Александр вновь отслужил молебен в честь
святого пророка Осии, к этому времени уже было собрано 2050 подписей в
поддержку обращения Анапского казачества. 0бращение передано в городскую
администрацию, но не было рассмотрено к памятному дню. Однако постановлением
главы администрации на площади был установлен камень в память о стоявшем здесь
храме, и принято решение о строительстве памятной часовни на месте разрушенного
храма.

В течение года строительство часовни даже не начиналось,
поэтому после молебна 30 октября 2001 года было возобновлено собирание
подписей. Дело по этому вопросу рассматривается администрацией Анапы. И все же
главное, что теперь память о храме живет в сердцах многих жителей города Анапы,
и с каждым годом таких жителей становится все больше и больше.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Валютное законодательство: правоприменительная практика и интеграция России в мировое экономическое пространство
Реферат Особливості збирання анамнезу у батьків хворої дитини
Реферат Жакерия (Jacquerie), восстание французских крестьян в 1358
Реферат Блуд
Реферат Асоциальные неформалы
Реферат THE NATO
Реферат Цифровая печать. Всерьез о "несерьезном" бизнесе
Реферат Асаблівасці Лірыкі Максіма Танка
Реферат Влияние массовой культуры на социокультурную среду Украины
Реферат Управленческий и социокультурный аспекты конфессиональной сети социальной поддержки населения
Реферат Экономические причины и последствия гражданской войны в США 1861 1865 гг
Реферат Асноўныя матывы творчасці Змітрука Бядулі.
Реферат Билеты с ответами за 2003 год (зима)
Реферат Лексические поля звукоинтонационных образов в поэзии НАНекрасова
Реферат The Cathedral Essay Research Paper