Реферат по предмету "Культура и искусство"


Живопись на Руси

Живопись на Руси

          В результате
нашествия монголо-татар художественные центры Руси переместились с юга на
север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков.,
где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители
культурных традиций. Эволюция живописи лучше всего прослеживается на
новгородских памятниках, которых, к тому же, сохранилось больше, чем в других
городах. На развитие монументальной живописи Новгорода оказал большое влияние
великий византиец Феофан Грек

(30-е гг. ХIV
в. – после 1405 г.). В ХV
в. в монументальной живописи все более усиливалось давление
официально-церковного канона.

        В ХIV – ХV вв. новгородская иконопись, в отличие
от фрески, развивалась медленно. К числу ранних икон, где уже оформляются черты
местного стиля, относится икона “Отечество” (кон. ХIV – нач. ХV в. , ГТГ), трактующая Троицу в
“новозаветном” варианте – не в виде трех ангелов, а антропоморфно, когда
Бог-отец – это убеленный сединами старец, Бог-сын – отрок, Дух Святой – голубь.
В ХV в. появился новый
тип двух-трехчастной иконы, воспринимающейся как историческая картина. Икона
2-й половины ХV  в. “Чудо от иконы Знамения пресвятой
Богородицы” (“Битва суздальцев с новгородцами”), посвященная победе новгородцев
над превосходящими силами противника в 1169 г., свидетельствует об известной
свободе новгородских иконописцев, интересовавшихся историей не только священной,
но и собственной.

          По размаху и
разветвленности московская живопись того времени не знала себе равных. Здесь
уже сложилась самобытная художественная традиция и это позволило московским
живописцам избежать простого подражания великому мастеру Феофану Греку,
ставшему на рубеже ХIV -  ХV вв. главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его
руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения
Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др.
Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них –
“Богоматерь Донская” из Успенского собора Коломны с “Успением Богородицы” на
обороте (ГТГ). Наиболее достоверным творением самого Феофана в Москве считается
7 икон деисусного чина Благовещенского собора нач. ХV в. (“Спас”, “Богоматерь”, “Иоан
Предтеча” и др.). Глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный
колорит придают Деисусу Благовещенского собора значение одного из величайших
произведений мирового искусства.

         Иконостас
Благовещенского собора – древнейший из дошедших до нас так называемых русских
высоких иконостасов. Новый иконостас, в становлении которого , очевидно,
большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял
собой высокую стенку из нескольких рядов икон (“чинов”). В ХVI в. в композицию иконостаса вошли
деревянная резьба, богато украшенные оклады (ризы) для икон. Так в ХIV – ХVI вв. сложился высокий иконостас –
русское национальное явление, со своей иконографией, композицией и сложной
символикой.

           В искусстве
А. Рублева наиболее заметен просветленный мотив, который трактовал Страшный суд
в духе русского исихазма – с нетрадиционным оптимизмом. Это соответствовало как
общественным ожиданиям (надежда на всеобщее прощение, характерная для
значительной массы верующих), так и, вероятно, мироощущению самого
художника-мыслителя, отчасти увидевшего, а больше предугадавшего грядущий
национальный подъем Руси. “Страшный суд” Андрея Рублева и Даниила Черного не
внушает чувства страха и возмездия. Это не суд кары, а конечное торжество
добра. Апофеоз справедливости, выстраданной человечеством. В рамках
традиционной иконографической схемы художники сумели создать новое
художественное явление.

          Самое
совершенное произведение А. Рублева – икона “Троица” (ГТГ), происходящая из
Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Серьезно переосмыслив византийскую
композицию, художник освободил икону от жанровых подробностей и сосредоточил
все внимание на фигурах ангелов. Три ангела – это предвечный совет о послании
Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым
ангелы едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым
движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами,
движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Таким образом, Рублеву удалось
решить труднейшую творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о
таинстве евхаристии и триединстве божества. Содержание “Троицы” не
ограничивается богословскими идеями. В ХIV в. популярность культа Троицы на Руси была связана с
конкретными историческими условиями. В Святой Троице, как нераздельной,
осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, а в Троице, как
неслиянной, осуждалось иноземное иго и содержался призыв к освобождению.

         В конце ХV в. в древнерусской живописи
ведущую роль играло “рублевское” направление. Художники больше обращались к
сюжетам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру, проявляли интерес к
национальному быту, к русским реалиям (архитектура, костюм и т. п.).

          Крупнейшим
художником “рублевского”  направления на
рубеже XV-XVI вв. был
Дионисий (30-40-е гг. XVв.
– ок. 1508 г.). Важнейшим  среди
сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора
Ферапонтова монастыря (1502г.). Влияние Дионисия сказывалось на всем искусстве XVI в.       

          Вместе с тем,
в русской живописи ХVI в.
появилось стремление к отвлеченному “мудрствованию”, к истолкованию, в
художественных образах важнейших христианских догматов, что приводило к
перегруженности изображения деталями, символами (иконы “Видение Евлогия”,
“Видение Иоанна Лествичника”, “Притча о слепце и хромце”, ГРМ). Но одновременно
усиливалась церковная регламентация художественного творчества. Строгий
церковный надзор не только над иконописью, но и над самими иконописцами
вменялся специальным старостам из “нарочитых мастеров”. Идеальный образ, к
которому должен был стремиться каждый художник, обрисован в главе 43 Стоглава:
“Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не
смехотворцу, не сварливу, не завистливу,не пьянице, не грабителю, не убийце;
особенно хранить чистоту душевную и телесную…”.

         Для иконописи
ХVI в. характерно
возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Так, икона –
картина “Церковь воинствующая” или “Благословенно воинство небесного царя”
(сер. ХVI в., ГТГ),
мало напоминает традиционный молельный образ. Это, скорее, живописный памятник
казанской победе Ивана Грозного, произведение, по сути,
историко-аллегорического жанра.

           В ХVI в. менялся и внешний облик
русской иконы. Практически обязательной принадлежностью становится серебряный
басменный , или чеканный, оклад. Чтобы подчеркнуть блеск окладов, лики часто
писались намеренно темными невыразительными красками. Те же изменения, что и в
иконописи, происходили в монументальной живописи, которая известна прежде всего
по московским памятникам. Развитие жанра исторического портрета связано с
ростом интереса к исторической тематике.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.