МОНАСТЫРЬ БОГОМАТЕРИ МАХЕРАС
Монастырь
Богоматери Махерас - один из самых значительных действующих православных
монастырей на Кипре. Он был основан в последние годы XII столетия. Монастырь
окружен прекрасными лесами земель Махерас в Троодосе, по направлению к Никосии.
Он
находится в нескольких шагах от деревни Лазания и горы Киония, которая так же
известна, как гора Махерас, вершина которой находится на высоте 1423 метра. Эта
местность располагается к югу от монастыря. Сам же монастырь построен на высоте
870 метров над уровнем моря и до него можно добраться, пройдя через деревню
Капедис.
Трехнефовая
церковь, сохранившаяся до наших дней, была построена между 1892 -1900, заменив
собой прежнюю, сожженную до тла. Резной деревянный иконостас относится 1919
году. Церковь окружена различными службами, принадлежавшими монастырю. Весь
комплекс представляет собой квадратную площадь. Вышеупомянутые службы были
построены после 1892 года. Крытые монастырские аркады достигают 19 метров в
высоту и были построены в 1900 году.
Чудотворная
икона Богоматери Махерас считается одной из 70-ти аналогичных икон, написанных
Лукой-Евангелистом. Икона была доставлена на Кипр неизвестным отшельником тайно
из Малой Азии во время правления иконоборцев между VII и IX вв. Этот
неизвестный отшельник искал укрытия в горах Махерас, где и нашел пристанище.
После его смерти, икона оставалась там вплоть до пришествия отшельников Неофита
и Игнатия, примерно в 1145 году. Божественное провидение открыло им вход в
пещеру, скрытый кустами. Согласно сказанию, по промыслу Божию у них в руках
оказался нож, которым они срезали кусты, чтобы добыть икону. Таким образом,
икона получила название "Махериотисса" (*махери"-нож) или, она
известна под более распространенным названием Богоматерь Махерас. Монастырь
несущий то же название был выстроен на том самом месте, где была найдена икона.
Эпитет "Махерас", который был дан иконе Богоматери, также относится к
горе и окружающим землям.
Монастырь Богоматери
Махерас является одним из трех ставропигиальных монастырей на Кипре.
Первоначально монастырь представлял из себя небольшую пустынь. Неофит и Игнатий
были первыми монахами, населявшими это место. После смерти Неофита, другой
старец по имени Прокопий поселился с Игнатием.
Примерно в
1172 году двое монахов посетили Константинополь и попросили о поддержке
императора Мануила Комнина в год по 50 монет для возведения на горе монастыря.
По
возвращении монахи построили часовню в честь Богородицы и кельи. По завершении
строительства монастыря умирает монах Прокопий, оставляя Игнатия и двух других
монахов, пришедших в скит. После смерти Игратия отцом-настоятелем монастыря
становится Нил. Он построил церковь, увеличил количество монашеских келий и
возвел стены.
Позднее, по
сохранившимся данным, количество монахов сильно увеличилось. Они были
пастухами, земледельцами, пекарями, виноделами, медниками, пахарями и т.д.
После Нила
настоятелем стал Иоаким. Мы не располагаем информацией о судьбе монастыря
вплоть до 1231 года. В 1340 королева Алисия, жена короля Франка Хуго IV, была
исцелена после того, как приложилась к распятию. Согласно летописцу Леонтию
Махерасу, тремя годами ранее в 1337 году, Алисия была наказана Богоматерью за
то, что ворвалась в монастырь и зашла в церковное святилище. В 1385 году король
Джеймс I провел 39 дней в монастыре вместе во своей женой Элоизой. В 1393 году,
когда на Кипре распространилась эпидемия чумы, король Джеймс, его жена и двор
вновь на долгое время расположились в монастыре.
Согласно
надписи, сделанной на камне, монастырь Махерас был полностью уничтожен в 1530
году пожаром и спасена была только икона Божьей Матери. Это происшествие
положило начало великому пробелу в судьбе монастыря, последующие сведения о
котором относятся к XVII веку. Леонтий был новым отцом-настоятелем, собиравшем
деньги на реставрацию и в 1697 году была отремонтирована монастырская церковь.
Его приемник неизвестен, в 1720 году отцом-настоятелем стал Парфений арабского
происхождения. Парфений приехал на Кипр в очень раннем возрасте. Он выучил
греческий язык и позже стал монахом в монастыре Махераса.
Согласно
Архимандриту Киприану, Парфений восстановил монастырь, добавив к нему множество
других служб, виноградников и прочих земель. В 1760 году монастыря обладал
всеми привилегиями. Парфений умер в 1766 году и его приемником стал Иоанн Никий
II, который продолжал вести реставрационные работы. В 1873 году он послал
архимандрита и казначея монастыря вместе с дьяконом Киприаном, который в
последствии станет Кипрским Архиепископом, в Молдовлахию для сбора податей. В
1794 году с той же целью в Молдовлахию была отправлена вторая экспедиция. В
1795 привилегии монастыря были заново оглашены Патриархом Константинопольским
Герасимом III. В 1796 году приемником Иоанникия стал Герман, который занимал
этот пост до 1827 года. Герман способствовал выплате большей части долга
монастыря. В момент его назначения отцом-настоятелем долг монастыря исчислялся
в 48000 грошей, а к моменту его смерти сократился до 15000 грошей. Между 1843 и
1848 Каллиник I стал отцом-настоятелем и затем его сменил Иезекииль. В 1857
году Иезекиилю пришел на смену Каллиник II, пробывший до 1868 года. Приемником
Каллиника II был Христофор. Ему на смену в свою очередь пришел в 1892 году
Игнатий II, который занимал этот пост вплоть до 1900 года.
5 сентября
1892 года пожар, произошедший на свечном складе вновь до тла сжег монастырь
Махерас. Монахам удалось спасти его сокровище - икону. Митрофан стал
отцом-настоятелем монастыря с 1900 по 1937 год. С 1937 года, когда Митрофан
сложил свои полномочия, и до 1948 года должность оставалась вакантной из-за
законов, введенных британскими властями после беспорядков 1931 года.
Архимандрит монастыря Григорий пребывал в качестве отца-настоятеля. Григорий
сложил с себя полномочия в 1948 году и на его место был назначен Ириней. Он
занимал этот пост до 1960 года, пока его не сместил Священный Синод. Иринея
сменил Ирпидий, занимавший пост до 1964 года. С того дня и до 1987 года
Архимандрит Дионисий занимал пост отца-настоятеля монастыря.
Решением
Святейшего Сенода Дионисия заменил Архимандрит Харитон в 1987 году.
Работа по переписке книг Эклизиаста велась в монастыре Махерас с XVII века.
Большинство отцов-настоятелей также принимало участие в этой работе. Также в
монастыре функционировала переплетная мастерская.
Во
Франкский период монастырь Махерас имел много зависимых провинций и огромные
земельные владения, которые приносились в дар верующими. Монастырь сыграл
важную роль во время четырехлетней вооруженной борьбы 1955-1959 годов.
Существует особая связь между монастырем, героем Григорием Афксентиу и его
жертвоприношением в своем убежище, которое находится неподалеку от монастыря.
Он был опорой религиозного и национального самосознания. Он был важным центром
оказания медицинской помощи и поддержки населению. Во время османской
оккупации, в монастыре располагалась греческая школа.
Во времена
турецкого владычества монастырь подвергался сильным гонениям. Насилие резко
возросло в июле 1821 года, которое ознаменовалось кровавой резней греков на
острове, учиненной турками. Герман, который в то время был отцом-настоятелем
монастыря, был одним из немногих церковных служителей, который с огромными
трудностями спасся от этой бойни. Турки конфисковали большую часть
собственности монастыря, что значительно увеличило его долг.
Монастырь
Махерас привлекает как туристов, так и местное население. Многие из посетителей
посещают близлежащие леса, чтобы приблизиться к природе в этом тихом месте.
Дорога, ведущая в Капедис и монастырь Махерас проходит через лес Махерас.
Существует однако хорошая система телекоммуникаций. Место, специально
приспособленное для экскурсий, называется Киония, находится в пределах лесной
зоны и готово разместить до 250 человек. К востоку от пика Кионии находится
аналогичное место под названием Мандра ту Камбу, в котором могут разместится
350 человек.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravoslavie.ru/