Реферат по предмету "Культура и искусство"


Эволюция художественного сознания

Эволюция художественного
сознания

Художественное (эстетическое) сознание – часть общественного
сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в
историческом плане, то можно сказать, что художественное сознание наряду с
религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного
сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно
порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни
политического сознания, а зачатки художественного сознания уже были и
отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более – в
сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.

В античном мире художественное сознание приобрело относительно
самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии
личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически,
как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его
самостоятельной роли в истории. Например, в Древней Греции эстетическое
понимание сливалось с философским. Ведь невозможно понять сущность искусства,
игнорируя его эстетическую природу, связь с красотой, идеалом. Этот ценностный
аспект вводит исследование искусства в сферу философии. Как правило, на
практике эстетика выступает в качестве определенной философии искусства.

Эстетическое сознание – это та форма или часть общественного сознания,
которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и
выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу
прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о
красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет – словом, все
то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в
эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство
того или иного предмета или состояния. В эпоху Возрождения главное внимание
было обращено не на выработку новых определений красоты, а на умение изображать
правдиво красивые предметы. Высшая красота, по мнению мыслителей эпохи
Ренессанса, это красота живой природы, хотя она не всегда лежит на поверхности.

Приблизительно с XVI века в реалистических учениях о красоте
развиваются две основные тенденции. С одной стороны, ученые доказывают, что
красота – проявление неисчерпаемого разнообразия природы. Гете видел начало
красоты в природном совершенстве. С другой стороны, намечаются попытки свести
красоту к одному свойству (идея о линии красоты, золотом сечении).

С моей точки зрения, трудно согласиться и с одним, и с другим
суждениями, так как, во-первых, если красота – это самое естественное в мире
явление, то в чем же тогда заслуга художника, который хочет привнести что-то
свое в изображаемый им мир? И второе, как можно найти общее для всех красивых
предметов, где же критерий этого идеального? Можно прочертить только мыслимую,
условную линию между крайними параметрами художественного сознания. Самой
существенной особенностью его, на мой взгляд, является эмоциональность. Вне ее
не может сложиться ценностное отношение человека к миру. Итак, по одну сторону
невидимой линии стоит определенная реальность, рожденная восприятием, а по
вторую – эстетический идеал, являющийся результатом субъективных представлений
человека о прекрасном. Такие звенья структуры эстетического сознания, как
созерцание, восприятие, переживание, эмоции, чувства, наслаждение формируют
чувственное отношение человека к миру. Взаимосвязь этих звеньев говорит о
системности и структурности эстетического сознания.

В действии эстетического сознания большую роль играет память
об эстетическом, его высшем выражении. Остановимся на специфике эстетической,
художественной памяти.

Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а
художественная память также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в
эстетическом восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что
отвечает эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему.

Еще одно специфическое свойство художественного сознания –
воображение. Оно обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого
индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном
неизбежно возникновение образности, или конкретного представления. Воображение
отражает, как правило, степень духовности личности.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Censorship On Freedom Of Speech Essay Research
Реферат Концепция оперативной концентрации или "завод-в-заводе"
Реферат Отбор и ориентация в легкой атлетике
Реферат Концепции конца истории Френсиса Фукуямы и столкновения цивилизаций Сэмюэля Хантингтона
Реферат Способы инвестирования. ПИФы. Все, что стоит знать о ПИФах.
Реферат Изучение ассортимента и экспертиза качества шоколада
Реферат Урок по Ботанике
Реферат Христологические ереси VI века
Реферат Основные причины факторы и пути вывоза капитала из России
Реферат Виступ прокурора Обгрунтування пропозицій про міру покарання Цивільний позов
Реферат Экономический кризис 2008 г., его предпосылки и реальные причины
Реферат Поняття та мета примусових заходів медичного характеру Продовження зміна або припинення застос
Реферат Обзор Российского рынка ювелирных изделий
Реферат Место образованности в аксиологической шкале римлян эпохи принципата (по произведениям сатириков I – II вв.)
Реферат Symbolism In Cather And The Rye Essay