ЦЕТИНЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Цетиньский
монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия
горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет,
монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого
преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и
колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа.
Основал
монастырь господарь Иван Черноевич - Иван-бег - правивший Зетой, как в старину
называлась Черногория, в 1465-1490 гг. В 1479 г. турецкий султан Мехмет II
захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил
Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь,
посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 г., когда
Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над
этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег
в 1484г. строит себе дворец и “задужбину” - Цетиньский монастырь - в
неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским
митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван
устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина
переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 г. В
своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою “задужбину” землями, лесными
угодьями и всем необходимым.
Обитель
находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был “малый, но
прекрасный” монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой
Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили
мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая
церковь Св. Ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В
наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и
оградой из кольев.
Иван Черноевич
умер в 1490г. и был похоронен в церкви монастыря, у южной стены. Его останки
были найдены при археологических раскопках 1980-х гг.Сын Ивана - Георгий,
правивший Зетой в 1490-1496 гг, основал в 1494г. первую на славянском юге
типографию на Ободе, но вскоре перенёс её в Цетиньский монастырь. Здесь были
отпечатаны Октоих первогласник 1494г., Октоих пятогласник с прекрасными
иллюстрациями-видами Иван-бегова монастыря, Псалтирь с последованием,
Молитвослов, Четвероевангелие. Первым печатником был схииеромонах Макарий.
Под натиском
турок Георгий Черноевич вынужден был бежать в Венецию, а Черногорией некоторое
время (1496-1499гг.) правил, в качестве турецкого вассала, его младший брат
Стефан. После этого страна попадает под прямое турецкое правление, а
черногорские владыки становятся не только духовными, но и светскими вождями
своего народа, неустанно трудясь над его освобождением.
Иван-бегов
монастырь был разрушен 28 сентября 1692г. в ходе Морейской войны (1684-1699гг.)
Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан, и на
стороне которого сражались сербы и черногорцы, против Турции. С 1688г. в
Цетиньском монастыре находился венецианский гарнизон. При отступлении из
Цетинья венецианцы заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили
турки. Погибло около 300 турок, а их предводитель - скадарский паша Сулейман
Бушатли был ранен. Разъяренный паша , дальний потомок строителя обители Ивана
Черноевича, приказал снести уцелевшие после взрыва церковь и монашеские келии.
Митрополичья резиденция была временно перенесена в находящийся неподалёку
монастырь Добрская Челия (Келия).
Переломным
моментом в истории Черногории стало избрание митрополитом и господарем
27-летнего цетиньского монаха Даниила (Петровича) из села Негуши. Владыка
Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей,
которая владела Черногорией до 1916г. (официально до 1918г.) Митрополичий, а
затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к
племяннику.В 1701-1704гг. митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на
новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря
использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой
церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом - гербом Ивана Черноевича,
над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады
2-го этажа украсили старые резные капители.
В конце 1702 г.
Цетиньский монастырь стал центром важных событий, определивших дальнейшую
историю Черногории. В ночь накануне Рождества Христова с 24 на 25 декабря
1702г., православные черногорцы по приказу владыки Даниила напали на
“потурченцев” - черногорцев, принявших ислам и проводивших турецкую политику.
Все потурченцы, кроме принявших крещение, были изгнаны из страны. Это событие,
укрепившее внутреннюю сплоченность черногорцев в борьбе с турками, нашло свое
отражение в знаменитой поэме Петра II Петровича-Негоша “Горный венец”. Именно в
Цетиньском монастыре прозвучал призыв митрополита Даниила:
Мир, вставай за
Крест, за честь юнатства,
все, кто носит
светлое оружье,
все, кто слышит
собственное сердце!
Мы поганцев
имени Христова
окрестим водою
или кровью!
В Божьем стаде
истребим заразу!
Да взнесётся
песня роковая,
алтарь правый
на камень кровавый!
(Петр II
Петрович-Негош “Горный венец” перевод Ю. Кузнецова, 1988г.)
Другим важным
шагом владыки Даниила стала его внешнеполитическая переориентация с
католической Венеции на православную Россию. В 1711г. в Цетинье прибывают послы
из России полковник Михаил Милорадович (родом из Герцеговины) и капитан Иван
Лукашевич (уроженец Подгорицы) с посланием от русского царя Петра I с
предложением о совместной борьбе против Турции.В 1712г. 60 тысяч турок под
началом боснийского визиря Ахмета-паши Шапчайлии вторглись в Черногорию. 17
июля (по ст. ст.) 1712 г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе (было захвачено
86 турецких знамен). В битве был ранен сам владыка Даниил. Но другой части
турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь. В 1714г.
новый боснийский визирь Нуман-паша Чуприлич с 120 тыс. турок прошёл через всю
Черногорию, сжигая всё на своём пути. Владыка Даниил был вынужден отправиться
за помощью в Россию.Побывав в 1715г. в Петербурге митрополит Даниил получил от
русского царя Петра I деньги на восстановление разрушенных турками монастырей и
церквей. Цетиньский монастырь был восстановлен в 1724г.
После смерти
владыки Даниила цетиньскую кафедру в 1735-1781гг. занимал его племянник
митрополит Савва (Петрович-Негош), которому помогал другой племянник владыки
Даниила – Василий (Петрович-Негош), митрополит Скендерийский и Приморский (1750-1766гг.).
В 1781-1784гг. черногорским владыкой был племянник митрополита Саввы - Арсений
(Пламенац).
В 1784–1830гг.
черногорским митрополитом был Петр I (Петрович-Негош) – свт. Пётр Цетиньский. В
его отсутствие (владыка был в то время в России) в 1785г. произошло последнее
разрушение монастыря при нападении скадарского паши Махмуда Бушатли. Через 11
лет во время нового нападения на Черногорию Махмуд-паша погиб в сражении при с.
Крусы. Череп его, как военный трофей, и сейчас хранится в Цетиньском монастыре.
Св. Пётр
построил в этой обители себе новую келию, которая сохраняется и поныне.Спустя 4
года после его упокоения 18 октября 1834г. состоялось торжество прославления
этого Святителя, на которое в Цетинье прибыли православные христиане со всех
сербских земель. Только из Приморья, находящегося под властью Австро-Венгрии,
прибыло около 15 тысяч православных сербов, несмотря на запрет австрийских
властей.
Во времена его
преемника, - знаменитого черногорского поэта и митрополита (1830-1851) Петра II
(Петровича-Негоша), монастырь значительно расширяется. Благодаря полученной из
России помощи надстраивается дворовый корпус и строится кухня с трапезной. Но
монастырских зданий для всесторонней деятельности черногорского владыки всё
равно было недостаточно. В это время в монастыре работали школа (основанная в
1834г.), типография (привезённая Петром II в 1833г. из России, останавливались
иностранные гости и даже титулованные особы. В 1838г. рядом с монастырём была
построена новая резиденция для Петра II.
В 1890-х гг. к
монастырской стене снаружи пристраивается открытая усыпальница правящей
династии. В 1896г. на верхнем ярусе башни-колокольни устраиваются часы, а над
ними – маленькая звонница.
В Цетиньском
монастыре неоднократно бывали высокопоставленные гости из России, в том числе
русские великие князья. В июле 1889г. здесь побывал великий князь Пётр
Николаевич (в то время жених черногорской княжны Милицы Николаевны), а в июле
1899г. – великий князь Константин Константинович, написавший здесь
стихотворение “Черногория”.
Во время Первой
мировой войны в 1916-1918гг. Цетинье было оккупировано австрийскими войсками.
После окончания военных действий, 26 ноября 1918г. происходит объединение
Черногории с Сербией, а 1 декабря 1918г. Сербия объединяется со Словенией и Хорватией
в единое югославское королевство. Цетинье утрачивает свой столичный статус,
хотя и часто посещается югославским королём Александром I Карагеоргиевичем,
родившимся здесь 17 декабря 1888г. В это время в Цетинье жило много русских
людей, бежавших от большевистской революции и нашедших в Югославии второй дом.
В 1920-1938гг.
черногорским митрополитом был Гавриил (Дожич), будущий сербский патриарх
(1938-1950). При нём, в 1925-1927гг. в монастыре происходит радикальная
перестройка. Воздвигнута новая митрополичья резиденция, башня-колокольня
получила свой нынешний облик.В 1940-1945 гг. цетиньскую кафедру занимает
будущий священномученик Иоанникий (Липовац), переживший здесь итальянскую
оккупацию и бежавший из Цетинья в 1944г. с 70 священниками от наступавших
титовских отрядов.
В1947г.
черногорским митрополитом становится Арсений (Брадаревич).В 1954г. митрополит
Арсений с ещё 7-мью черногорскими священниками был осуждён Цетиньским судом на
11 с половиной лет “за организацию заговора против народного режима в Черногории
и антигосударственную деятельность”. “Вина” владыки состояла в том, что он в
1945г., будучи администратором Загребской митрополии, сказал, что католическая
церковь во время Второй мировой войны сделала много зла православному населению
Хорватии. Другой виной черногорского митрополита было то, что он во время
встречи с секретарём Всемирного Совета Церквей Робертом Тобиасом, дал ему
данные о том “как народные власти гонят Сербскую Церковь”. После освобождения
владыки Арсения, коммунистические власти не позволили ему вернуться в Цетинье,
и тогда в 1961г. на черногорскую кафедру был избран Даниил (Дайкович). При нём
в 1984г. был построено новое здание митрополичьей резиденции, а старое
использовано для расширения музейной экспозиции цетиньской ризницы.
С 1990г.
черногорским митрополитом является Амфилохий (Радович).В мае 1994г. Цетиньский
монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Монастырская
церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. В этом хораме находятся
главные святыни монастыря: ковчег с мощами Свт. Петра Цетиньского, а на нём –
ковчежец с десницей Св. Иоанна Предтечи и Частица Честного и Животворящего
Креста Господня.
Иконостас в
церкви деревянный, резной. Иконы написаны Николаем Аспиоти с острова Корфу (по
другим данным - братьями Джиновски из Македонии). Интересно, что на месте
престольного образа - икона Свт. Петра Цетиньского (из-за чего в некоторых
источниках часто пишут по ошибке, что церковь посвящена этому Святителю). В
церкви находятся две гробницы: у южной стены - черногорского князя (1852-1860)
Даниила I Петровича-Негоша, а у северной стены - его брата воеводы Мирко, за
свои победы над турками прозванного “мечём Черногории”.
В монастырском
дворе, у церкви похоронена вдова князя Даниила Даринка, а слева от входа в
монастырь находится надгробие с крестом черногорского митрополита (1885-1920)
Митрофана (Бана), рукоположенного во епископа в Исаакиевском соборе Петербурга
6 апреля 1885г. (в день 1000-летия памяти славянского первоучителя Св.
Мефодия).В монастыре сохраняется келия Св. Петра Цетиньского, в которой
хранится частица мощей св. Феодора Стратилата.
В богатой
ризнице-музее монастыря выставлены корона Св. Стефана Дечанского, епитрахиль
Св. Саввы I, облачения черногорских митрополитов и дары русских императоров, а
также ценное собрание рукописных и печатных книг 13-19 веков, например
рукописное Евангелие Дивоша Тихорадича (около 1350г.).
Между
монастырём и дворцом–музеем черногорского короля Николая, на развалинах старого
Иван-бегова монастыря, стоит придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы,
приписанная к Цетиньскому монастырю и являющаяся храмом Цетиньской семинарии. В
церкви почивают останки последнего черногорского правителя короля Николая (ум.
в 1921г.) и его супруги Милены, перенесённые сюда из русской церкви в Сан-Ремо
(Италия) в 1989г.
Цетиньская
семинария, где преподают многие цетиньские монахи, расположена неподалёку от
монастыря, в бывшем здание церковного суда. Поблизости от семинарии, на
Негошевой улице, располагаются журнал “Светигора” и православное радио
“Светигора”, в редакциях которых также работают цетиньские монахи.
Над монастырём,
на вершине горы Орлиный Крест, расположен мавзолей владыки Даниила, в виде
открытой часовни. Отсюда открывается вид на горный массив Ловчен, на одной из
вершин которого, - на Езерском врху (Озёрном верху), похоронен выдающийся
черногорский митрополит и поэт Петр II. Построенная им в качестве своей
усыпальницы церковь Св. Петра Цетиньского была снесена безбожными титовскими
властями в 1972г., а на её месте воздвигнут уродливый мавзолей.
К Цетиньскому
монастырю приписан монастырь Св. Илии на Комовима. Его построил черногорский
король Николай I в память своего дяди князя Даниила. Он был разрушен, а в
1997г. восстановлен трудами Михаила Прелевича и жителей окрестной местности
Кучи. Возле храма построен келейный корпус. Цетиньскому монастырю принадлежит
Зимовник Св. Петра Цетиньского в с.Каруч на Скадарском озере. В настоящее время
ведётся подготовка к реставрации этого дома, от которого остались одни каменные
стены. Над монастырём находится скит Св. Иоанна Предтечи, в котором строится
храм.
Настоятель
монастыря – игумен Лука (Анич), магистр истории искусств. Братство монастыря
сейчас насчитывает более десяти монахов и послушников.
Список
литературы
1. Олег Кузеванов. Цетиньский монастырь
2. Ровинский
П.А. “Черногория в её прошлом и настоящем” СПб, 1888-1901гг.
3. Марков Е.
“Путешествие по Сербии и Черногории (путевые заметки)”, СПб, 1903г.
3. князь
Голицын Д.П. (Муравлин) “У Синя моря (путевые очерки Черногории и Далматинского
побережья)” СПб, 1898г.
5. граф
Милорадович Г.А. “Православный монастырь Житомыслич в Герцеговине”, Чернигов,
1890г.
6. “Духовная
беседа”, 1865г., № 23, с.602-606
7. “Славянские
известия”, 1889г., № 30, с. 731-732 .
8. “Странник”,
1863 - май – с.40-41, 1881г. – ноябрь – с.106-113, 1882г. – февраль –
с.339-342, 1884г. – май, 1885г. – май – с.175-178, 1911г. – январь – с.113-133.