История становления библиотек. Cовременное состояние, задачи, содержание деятельности.
Библиотека – учреждение культуры, организующее сбор,
хранение и общественное пользование производимой печати. История библиотек Руси
ведет свое начало с 11 – 12 веков из Киевской Руси. К 14 – 15 векам увеличилось
количество переписываемых книг в Москве, Твери, нижнем Новгороде и других
городах. Этот процесс был ускорен появлением в 14 веке бумаги, заменившей
древние пергаменты. Во второй половине 15 века в Москве уже имелась книжная
торговля. Главным стимулятором развития книжности явилось введенное на Руси по
указу Ивана Грозного и митрополита Макария книгопечатание. В 1564 году
вышла первая печатная книга «Апостол», выпущенная построенным в Москве на
казенные деньги печатным двором. Возросло количество написанных русскими
авторами книг. Зародилась традиция «учительной литературы» (первые учебники
поднимали вопросы просвещения, нравственности, семейных взаимоотношений и т.д.)
Тексты всевозможных «Слов» и «Поучений» помещались в сборниках под названием
«Измарагд», «Златая цепь» и др. и адресовались духовенству (как вспомогательный
материал для проповедей) и мирянам. В середине 16 века вышел в свет «Домострой»
- свод правил и советов по ведению домашнего хозяйства. В 17 веке в Москве
делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с
собраниями иностранных сочинений.
Создание в России в
соответствии с императорским указом 1783 года вольных типографий способствовало
возрастанию количества книг и развитию периодической печати, возрастанию
интереса образованных дворян к чтению. В 18 веке при Академии Наук и Московском
университете были открыты первые светские библиотеки. Первая крупная
публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году.
После Октябрьской
Революции все библиотеки стали открытыми, их количество резко возросло (это
было связано с тенденцией просвещения рабочего класса). Увеличивалось
количество библиотек и в сельской местности. Росли темпы книгоиздательства (в
том числе учебной литературы). Функционировали передвижные библиотеки,
объезжавшие отдаленные населенные пункты и крестьянские хозяйства. В 1930 году
был открыт Московский библиотечный институт, также квалификацию
библиотечные работники получали в библиотечных техникумах и на библиотечных
отделениях в педучилищах.
В период ВОВ библиотеки не прекращали своей работы на местах и
в передвижном режиме, взяв на себя часть агитационной и разъяснительной работы
с населением. Пострадали в войну книжные фонды библиотек, Только в массовых
библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 миллионов книг (известны
случаи, когда книги использовались просто для растопки).
После войны сеть библиотек, как и других КДУ, активно
восстанавливалась. К началу 60-х годов относится возникновение общественных
библиотек и библиотек-читален. В 1964 году библиотечные институты были
переименованы в институты культуры. К 1979 году в СССР насчитывалось 350 тысяч
библиотек.
Современные библиотеки различаются по
направленности:
Массовые библиотеки – с книжным фондом различного
содержания, рассчитанные на читателя любого возраста и профессии.
(городские, районные, областные библиотеки).
Научные библиотеки
(универсальные, отраслевые и научно-технические) – собирающие печатные
издания соответственно направлению (Библиотека Академии Наук, Библиотека
иностранной литературы, Медицинская библиотека и т.д.).
Современное
библиотековедение изучает историю библиотечного дела, библиотечные фонды и
каталоги, читательский спрос. Имеются специализированные библиотеки для
инвалидов (Библиотека для слепых в Москве).
Новым витком в
развитии библиотечного дела в России стало открытие виртуальных библиотек
в сети Интернет. На специализированных сайтах (www.lib.ru и
др.) пользователи Сети могут найти практически любую книгу, в том числе и
редкую, и, скачав ее себе в компьютер, прочитать.
Социально-культурные комплексы и Центры досуга.
СКЦ и Центры досуга
- это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и
кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности,
методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:
создание условий для активного отдыха населения
предоставление возможностей творческой самореализации
личности или коллектива художественной
самодеятельности
оказание услуг населению (в т.ч. платных)
методическая помощь организаторам КДД школ, клубов,
других организаций
игровая и концертная деятельность
СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:
Развлекательные – предоставление условий для игровой
деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)
Физкультурно –
оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий,
создание условий для занятия спортом.
Образовательные – организация кружков, клубов по
интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам
какой-либо деятельности.
Стимулирование творческой активности – проведение
театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных
программ.
Досуговое общение – проведение утренников для детей и
вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.
Информационные – оказание методической, сценарной и
организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам,
предприятиям и организациям.
А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и
технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение
социально-творческих заказов.
Осуществляя свои
творческие задачи, СКЦ и ЦД ставят перед собой главную цель в работе: создание
единой концепции, определяющей качественную сторону культурно-массовой работы
города, внедрение новых прогрессивных форм работы, сохранению,
совершенствованию и развитию самодеятельных коллективов. Основными
направлениями деятельности Социально-культурного центра является: развитие
культурной жизни города, создание благоприятной культурной среды, поддержка
различных форм социально-культурной деятельности населения города,
удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности,
развитие народного творчества. Основная задача
Центров досуга – предоставление платных услуг населению и создание
условий для активного отдыха.
СКЦ и ЦД имеют свой
устав, руководит ими директор, но в обсуждении всех проектов принимают участие
представители всех объединений СКЦ и ЦД. Художественный совет контролирует
работу директора.
На базе СКЦ и ЦД могут
действовать следующие кружки, объединения и коллективы художественной
самодеятельности:
Хоры и капеллы
Хореографические коллективы
Ансамбли песни и пляски
Самодеятельные театральные коллективы
Вокальные группы
Эстрадные студии
Студии и театры моды
Кружки по интересам для взрослых и детей ( прикладные,
творческие, технические)
Цирковые труппы
Методический отдел СКЦ и ЦД занимается разработкой сценариев и
подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности
материально-технического и административно-хозяйственного отделов входит
обеспечение КДД необходимыми материалами. При СКЦ и ЦД необходимы
художник-оформитель (разработка и изготовление декораций), заведующий
музыкальным оформлением (запись музыкальных фонограмм, подбор музыки к
сценариям, муз. Оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников,
вечеров отдыха.
Санаторно-курортные
учреждения
Санатории и курорты
– лечебно-профилактические учреждения для лечения природными и
физио-терапевтическими средствами и активного отдыха граждан. КДД в
санаторно-курортных учреждениях предполагает проведение конкурсных программ из
расчета на возраст отдыхающих групп, эстафет, массовых праздников (День
Нептуна) и танцевальных вечеров. Нередки в санаторно-курортных, особенно
детских, учреждениях (лагеря «Артек», «Океан») так называемые «творческие
заезды», когда группы отдыхающих набираются исходя из их творческих пристрастий
(исполнители эстрадной песни, «юные художники», активисты самодеятельности).
Широко развита в курортной сети самодеятельность отдыхающих (знаменитые
конкурсы «Алло, мы ищем таланты»).
Спортивно-оздоровительные
учреждения
К ним в настоящее
время относятся физкультурно-оздоровительные комплексы, деятельность которых
направлена на организацию населения всех возрастов в спортивные клубы по
интересам, проведение соревнований и спартакиад.
Туристско-экскурсионные учреждения
В наше время это прежде всего туристско-экскурсионные бюро,
сеть которых в последнее время широко развита в нашей стране.
Туризм как вид
активного досуга был широко развит в советское время. Каждый трудящийся имел
возможность при желании посетить не только отечественные туристические маршруты
– практиковался выезд туристических групп в страны социалистической
направленности. С приходом новых, рыночных отношений, международный туризм стал
менее доступен всем слоям общества (из материальных соображений), но зато
значительно расширил свои границы. Сейчас можно посетить практически любую
страну.
В настоящее время в России работают более 15000 организаций,
основной деятельностью которых является туризм, и более 35000 – туризм в том
числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются
вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической
деятельности, стимулирования развития
других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи, производства
товаров народного потребления), а также конституционных прав граждан на отдых.
Туризм – одна из динамично развивающихся отраслей России, хотя
его государственная поддержка производится по остаточному принципу.
В туристической индустрии с 1991 по 1996 годы создано и
сохранено около 600 тыс. рабочих мест.
Рекреационный
туризм.
В основе этого вида туризма лежит потребность в восстановлении
физических и душевных сил человека. Этот вид туризма отличается большим
разнообразием, и дает большой простор деятельности работникам
культурно-досуговой сферы. Так, например, рекреационный туризм может включать
следующие программы:
Зрелищно – развлекательные (театр, кино, карнавалы, ярмарки,
дни города, фестивали)
Занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и
музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.)
Обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремесла и
т.п.)
«этнические» и бытовые (связанные с изучением национальной
культуры и нетрадиционного быта)
туристско-оздоровительные (включая маршруты с активными
способами передвижения, купальные, горнолыжные и т.д.)
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru