Реферат по предмету "Культура и искусство"


Цивилизация современного мира

Цивилизация современного мира

Западная цивилизация. Запад недолго испытывал эйфорию
победы в холодной войне в Персидском заливе, Самали, Югославии. Последующие
события активизировали внутренние интеграционные тенденции. Так, после краха
коммунизма ответом на враждебность внешнего мира стало по одну сторону
Атлантики создание Североамериканской ассоциации торговли, по другую —
программа интенсивной и экстенсивной эволюции Европейского союза. В состав ЕС
вошли еще четыре европейские страны (Швеция, Финляндия, Швейцария и Австрия),
началось активное укрепление рубежей группировки — Шенгенские соглашения
довольно резко ограничили доступ в ЕС; береговая охрана США не допускает в
страну гаитян, кубинцев, китайцев и прочих. В ряде стран были приняты законы,
ограничивающие въезд представителей Африки, Азии, Восточной Европы и
Латинской Америки. Официальная мотивировка принятия таких законов наиболее
прозрачно звучит в британском законодательстве: «С целью избежать ситуации
культурного противостояния». Такая формулировка кардинально отличается от принимавшихся
раньше: тогда речь шла, с одной стороны, об идеологии, враждебных режимах,
экономических соображениях, а с другой — об экуменических ценностях, глобальном
альтруизме А. Швейцера и матери Терезы.

Сегодня на Западе открыто обсуждается вопрос, когда начался
упадок региона. Если в 1920 г. Запад осуществлял контроль над половиной земной
поверхности — 25,5 млн кв. миль из 52,5 млн общей площади суши, то к 1993 г.
зона контроля сократилась до 12,7 млн кв. миль (собственно западноевропейский
регион плюс Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия). Сейчас население
Запада составляет примерно 13% мирового и по прогнозам уменьшится до 10% в
2025 г. (уступая по численности китайской, индуистской и исламской
цивилизациям).

Примерно 100 лет доля Запада составляла около двух третей
мирового промышленного производства. Пик пришелся на 1928 г. — 84,2%. В дальнейшем
доля Запада в мировом промышленном производстве упала до 64,1% в 1950 г. и до
48,8% в 1992 г. К 2015 г. доля Запада в мировом ВВП понизится примерно до 30%.
Если в 1900 г. армии Запада насчитывали 44% военнослужащих мира, в 1991 г. —
21%, то к 2025 г. предположительно — лишь 10% [21]. Но самое главное —
качественные изменения — более медленный темп роста, значительное уменьшение
уровня сбережений, истощение потока инвестиций, низкий показатель роста
населения, постоянный рост расходов на индивидуальное потребление,
гедонистические тенденции в ущерб трудовой этике.

В качестве причин начавшегося, упадка Запада указывают на
следующие моральные соображения: ослабление семейных связей, рост количества
разводов и количества семей с единственным родителем, ранний сексуальный опыт;
отказ граждан от участия в добровольных объединениях и связанных с этим участием
обязательств; ослабление природного трудолюбия, той трудовой этики, на которой
строилась мощь нации; распространение антисоциального, криминального
поведения, наркомании, разгул насилия; падение авторитета образования, престижа
ученых и преподавателей.

Перестает работать прежняя схема, когда трудолюбивые иммигранты
стремятся к максимально быстрой ассимиляции. Общество начинает терять единство.
Проповедь многокультурности попросту маскирует общественный раскол. Сторонники
многокультурности, по мнению А. Шлесинджера, «являются очень часто
этноцентрическими сепаратистами, которые в западном наследии не видят ничего,
кроме преступлений» [335].

Подмена прав индивидуума правами групп будет означать
ослабление западной цивилизации, нанесет ей первый удар. Вторым по значимости
ударом мог бы быть раскол Запада на североамериканскую и западноевропейскую
части. Третья опасность для Запада — упорно верить в свою всемирную
универсальность и навязывать эту веру по всем направлениям. Западная цивилизация,
повторим еще раз, ценна и сильна не тем, что она универсальна, а тем, что она
уникальна.

Латиноамериканская цивилизация — явно отошедшая от
Запада и ныне самостоятельная ветвь с хрупкими демократическими традициями, с
корпоративной мистической культурой (отсутствующей на Западе), с католицизмом
без признаков идей Реформации, влиянием местной культуры (истребленной в
Северной Америке), чрезвычайно своеобразной литературой и культурой в целом.
Лидер — Бразилия — активно осуществляет охрану своей индустрии от импорта.
Складывается впечатление, что эта цивилизация смирилась с ролью своеобразного
«подвала» Запада, со своей отсталостью, так наглядно продемонстрированной в
войне на фолклендских островах и, разумеется, на мировых рынках. Эта
цивилизация питает слабые надежды на расширение НАФТА на юг, активно
маневрирует, привлекая японские и западные капиталы, ищет монокультуры, по
существу, обреченно соглашаясь на роль фактически младшего (о чем свидетельствует
такой показатель, как доля ВНП на душу населения) партнера Запада. В начале XX
в. к латиноамериканской цивилизации относились 3,2% населения, в 1995 г. —
9,3%- По прогнозу, в 2025 г. в ареале латиноамериканской цивилизации будет
жить 9,2% населения мира. Производство этих стран в 1950 г. составляло 5,6%
мирового, а в 1992 г. — 8,3%. Воинский состав армий латиноамериканских стран в
1991 г. достиг 6,3% общемирового.

Восточноевропейская цивилизация, происходящая от
византийской (где Россия мечется в поисках своего места), после крушения
коммунизма достаточно быстро обнаружила, что коммунизм не был единственной
преградой на ее пути в направлении Запада. Православие, коллективизм, иная
трудовая этика, отсутствие организации, иной исторический опыт, отличный от
западного менталитет, различие взглядов элиты и народных масс — это и многое
другое препятствует построению рационального капитализма в нерациональном
обществе, формированию свободного рынка в атмосфере вакуума власти и созданию
очага трудолюбия в условиях отторжения конкурентной этики. Сейчас государства
восточноевропейского цивилизационного кода ищут пути выживания, ощущая
цивилизационную общность судеб. В 1900 г. к православной цивилизации относилось
8,5% населения Земли, в 1995 г. — 6,1%, в 2025 г. (прогноз) — 4,9%. В 1980 г.
страны православного ареала производили 16,4% мирового валового продукта; эта
доля в 1992 г; упала до 6,2%. Вооруженные силы данного региона составили в
начале 90-х гг. около 15% военнослужащих в мире.

Исламская цивилизация, родившаяся в VII в. на аравийских
торговых путях, охватила огромный регион мира — от Атлантики до Юго-Восточной
Азии. Здесь достаточно легко выявляются турецкая, арабская, малайская
культуры, но присутствует и объединяющий стержень. Исламская цивилизация продемонстрировала
внутреннюю солидарность (исключения хорошо известны), превращая одновременно
внешние границы своего мира на Ближнем Востоке (Палестина, Голаны), в Европе
(Босния, Чечня), Азии (Пенджаб и Халистан), в Африке (юг Судана и Нигерии) в
подлинные фронты 90-х гг. В 1900 г. численность мусульман в мире составляла
4,2% всего населения, в 1995 г. — 15,9%, в 2025 г. (прогноз) — 19,2%. Их доля в
промышленном производстве мира тоже растет — с 2,9% в 1950 г. до 11% в 1992 г.
Армии мусульманских стран насчитывают 20% военнослужащих мира.

Индуистская цивилизация, возникшая не менее 4 тыс. лет
назад, обратилась к собственному фундаментализму в ходе кровавых столкновений с
мусульманами. Буквально на наших глазах Дели — столица едва ли не
космополитического Индийского национального конгресса — превращается в
воинственный лагерь индуизма, готовый противостоять буддизму на юге и востоке,
исламу — на севере и западе. При этом ни отсутствие единого языка, ни разница в
экономическом развитии регионов Индии не раздробили страну, поскольку
сохранению единства способствовали цивилизационные факторы — религия, народные
традиции, общая история. Индуизм оказался «более чем религия или социальная
система, он стал подлинной основой индийской цивилизации» [144]. Фундаментализм
индусов проявился в довольно неожиданной интенсификации их воинственности,
разработке и модернизации религиозного учения, мобилизации населения страны,
которая через 15—20 лет будет самой населенной в мире, — 17%. Валовой продукт
Индии в 1992 г. составил 3,5% мирового, и впереди у Индии открываются весьма
радужные перспективы.

Конфуцианская цивилизация континентального Китая,
китайских общин в соседних странах, а также родственные культуры Кореи и
Вьетнама именно в наши дни вопреки коммунизму и капитализму обнаружили
потенциал сближения, группирования в зоне Восточной Азии на основе
конфуцианской этики — трудолюбия, почитания властей и старших, стоического
восприятия жизни, т.е. так же, как и в остальном мире, — на основе
фундаменталистской тяги. Поразительно, что здесь отсутствуют внутренние
конфликты (при очевидном социальном неравенстве). У региона есть богатые
интеграционные возможности, которые он реализует, объединяя новейшие
технологии и трациционный стоический характер населения, исключительный рост
самосознания, отвергающего комплекс неполноценности. В 1950 г. на Китай
приходилось 3,3% мирового ВВП, а в 1992 г. — уже 10%, и этот рост, видимо,
будет продолжаться. По прогнозам, в 2025 г. в пределах китайской цивилизации
будет жить не менее 21% мирового населения. В 1993 г. совокупная армия этой
цивилизации уже была первой в мире по численности: 25,7 %.

Японская цивилизация, хотя и отпочковалась от китайской
в первые столетия новой эры, обрела неимитируемые своеобразные черты, о которых
сказано и написано более чем достаточно. Ныне на Японию приходится 2,2%
населения мира, а к 2025г. – примерно 1,5%, тогда как в 1992г. доля Японии в
мировом промышленном производстве составила 8%.

Итак, мир, ещё 5 лет назад делившийся на первый, второй и
третий, принял новую внутреннюю конфигурацию – семь цивилизационных комплексов,
сложившиеся за многие столетия до возникновения социальных идеологий и
переживших их.

В гуманитарных науках нет единого устоявшегося мнения о том,
сколько цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные
цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для их
существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций могут
сильно различаться между собой. Цивилизация не обязательно совпадает с
границами одного государства, не обязательно совпадает с существованием одного
определённого народа.

 Цивилизация – это
прежде всего достижение культуры. А культура способна переживать государства и
династии. Иногда к одной  цивилизации
относят разные государства сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий,
как  это происходило в случае с
цивилизациями Передней Азии. Цивилизация может распространятся захватывая всё
новые и новые народы и государства. Цивилизация, как определённое общества с
определенной системой элементов культуры может исчезнуть, передав свои
достижения культуры другим цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные с
точки зрения одних исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию
(например, в греко-римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать
параллельно, одновременно, и могут возникать одна за другой. Но в любом случае,
история цивилизаций – это история культуры. Изучение цивилизации – это изучение
ее культуры.

Список литературы

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и
доп. – М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агенство «Кафедра-М»,
1999. - 288с.

Габидулин Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. –
Архангельск: Изд.-во Поморского госуниверситета, 1998. – 416 с.

Культурология. XX
век. Словарь. Санкт-Петербург. – Университетская книга, 1997, - 640 с.
–(Культурология, XX
век)

Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред. А.А.
Радугин. – М.: Центр, 1998. - 304 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Выбор и обоснование типа бурового, экскавационного и транспортного оборудования при разработке условного месторождения открытым способом
Реферат Кожа образует внешний покров организма. К производным кожи относят волосы, ногти, потовые и сальные железы, молочные железы. Последние тесно связаны с половой сферой, поэтому изучаются в соответствующем разделе.
Реферат Управление предприятиями АПК с точки зрения устойчивого развития
Реферат Райский журавль
Реферат Социология и ее функции
Реферат Проектирование высокочастотного генератора синусоидальных сигналов
Реферат Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха
Реферат Cloning Will Help Essay Research Paper Cloning
Реферат Братський рух і поширення гуманітарних ідей в Україні XVI–XVII ст.
Реферат Учет использования материалов в производстве в ООО "Стереотип"
Реферат Улица Алексея Толстого, 17. История знаменитого особняка
Реферат Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем
Реферат «Нет большего препятствия на пути к успеху, чем ждать, когда что-то случится, вместо того, чтобы начать работать и самой добиваться желаемого». Мэри Кэй
Реферат Суд, как участник уголовного процесса
Реферат Разделение инвестиционных фондов по целям инвестиций и по политике формирования портфеля