Музей как социально-культурный институт
Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское
учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию
памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на
те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства.
Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а
также быть собирателями, накопителями и распространителями информации,
сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную
политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в
учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В
частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с
культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.
Музейный фонд –
совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры,
находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных
учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и
отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную
ценность.
Виды музеев, задачи,
содержание деятельности.
Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские,
учебные.
Профили музеев –
исторический, технический, сельскохозяйственный, естественно-научный,
искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и
др.
Музеи бывают
исторические (Экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие
(рассказ о родном крае и населяющих его людях – Зейский краеведческий музей),
зоологические(в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий
(музей Зейской ГЭС), музеи, посвященные определенным видам деятельности (Музей
золотодобычи в г. Зее), в настоящее
время даже во многих школах открыты «Комнаты Славы» - небольшие музеи с
экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках. Наибольшую славу снискали музеи
живописи («Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Музей изобразительных
искусств»), а также музеи, посвященные историческим личностям («Музей Пушкина»,
«Музей Ленина», «Музей-усадьба Толстого» и др.)
Очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» -
музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно
воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы
Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.) Музей может быть посвящен
какому-либо одному событию («Малая земля», музей-панорама в Новороссийске).
Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская
дуга» - музей под открытым небом).
Российский
музей и Интернет
Музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что
зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Единственным
способом выжить виделось выбивание денег из властей, иностранных благотворителей
или меценатство.
Но постепенно
культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось,
что за "культурный досуг" люди готовы платить, и платить немало. Ну
и, конечно, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети
играют в компьютер и смотрят боевики, надо бы их к искусству приобщить.
Совпали основополагающая функция музейного дела - культурное просветительство
и интересы музейного бизнеса, которые требуют открытости, увлекательности,
познавательности, то есть того же культурного просветительства. Так появились
виртуальные музеи (сайт www.muzeum.ru).
Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея
потенциально самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить
о себе и предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей, тем самым
расширяет круг посетителей.
Использование
современных технологий для удобства посетителей музеев: гиды на кассетах,
электронные каталоги и т.п. - весьма разнообразили посещение музеев.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru