ДЕЛАКРУА
Значительное место в творчестве Делякруа занимают произведения на тему современности. В 1824
году Делякруа выставляет «Хиосскую резню», изображаемую зверскую расправу турок над беззащитными жителями острова Хиос. Борьба греческого народа за свободу
находит живой отклик в искусстве эпохи романтизма. В этом отразились особенности гуманизма нового времени – художник осознает себя ответственным за
зло и насилие, творимые в мире. Чувство гражданской ответственности за судьбы человечества, за идеалы свободы, демократию.
«Хиосская резня» вызвала яростные нападки. Поэт и критик Теофиль Готье сравнивает появление картины с «падением метеора, упавшего среди
пламени и грохота в болото». Выразительность холста пугала, современники находили, что манера живописи здесь варварская, рисунок и пропорции неверны,
что автор злоупотребляет изображением смерти и насилия и вообще «грубой натуры». Автору действительно можно сделать некоторые упреки: его композиции, возможно,
не достает цельности, и она, словно под действием центробежных сил распадается на отдельные группы; изображая сцену кровавой резни, Делякруа не удержался от
соблазна полюбоваться великолепным изгибом обнаженного торса, привязанной к лошди, пленницы, блеском северных украшений, переливом тканей и т.д., но дело,
конечно, было не в этом. В художнике почувствовали грозную силу новатора, ниспровергателя основ. Отныне каждое его произведение встречается потоком брани
и опозиционность по отношению к критике становится традиционной для всякого нового явления во французском искусстве.