Египет и Русь: Солнечная связь
осприятие Египта вРоссии было окрашено влиянием Ветхого завета. Существовал
стереотип «тьмы египетской». Причины понятны. Они - втрагических событиях древней истории иудейского народа, отзвук которых проникает
вхристианский мир. Только успехи египтологии XIX-XX столетий создали новый, позитивный образ «страны пирамид». Оказалось, что иконография
христианства многое взяла изискусства Египта. Может быть. образы египетской культуры достигали Восточной Европы еще доее христианизации!
Попробуем всмотреться втакой, казалось бы, детально изученный аспект египетской религии, как почитание солнца.
«Учение
жизни»
ультуру Древнего Египта можно сравнить сгимном солнцу. Изображения солнечного
диска встречаются в египетском искусстве навсем протяжении его истории. Инаверное, самый яркий и чистый аккорд этого гимна - солнечный культ
Эхнатона (В последние десятилетия египтологами проделана большая работа поуточнению произношения древнеегипетских имен (например, Эх-не-йот, Йот,
Нефр-эт вместо Эхнатон, Атон, Нефертити. ит. д.), однако в популярной статье автор сохраняет их условные формы, которые стали традиционными.).
«Учением жизни» назвал его внадписи вгробнице один из современников этого фараона. ВXIV веке дон.э. Эхнатон
сделал попытку заменить многобожие религией единого Атона - солнечного бога. Это была первая известная нам попытка введения монотеизма. Эпохе
фараона-реформатора посвящены сотни книг. Новсе ли ясно в учении фараона-солнцепоклонника?
Культ Атона иногда трактуют как плод свободного творчества Эхнатона, полный разрыв страдицией. Действительно, этот фараон-отступник вызвал
оппозицию жрецов прежних богов. Жрецы постарались предать забвению его имя. Нов сохранившихся надписях эпохи Эхнатона рядом сименем Атона
встречаются иимена некоторых старых богов, другие традиционные образы. Они позволяют глубже понять «учение жизни».
«Да слышу (я) голос твои сладостный воДворе солнечного камня (когда) творишь тыслужбу отца твоего солнца живого». Это обращение кЭхнатону
- верховному жрецу нового культа. «Двор солнечного камня» - главная святыня храма Атона. «Солнечным камнем» назывался обелиск - символ первичного холма,
накотором родилось солнце, чтобы творить мир. Об этом повествует предание египетского города, который греки звали Гелиополем. «Солнечный
камень» при Эхнатоне обозначали тем же словом, что вгелиопольском мифе: «бенбен» («восходящий изхаоса»). Авот воспринимали его сторонники
ноной религии, по-видимому, чисто умозрительно. Служба Атону свершалась под открытым небом, взалитом солнцем храмовом дворе, итам
небыло обелисков, только жертвенники иалтари.
Так, может быть, мифы Гелиополя - источник «учения жизни» Эхнатона? С Гелиополем его связывали родственники по матери; один извысших
жреческих титулов культа Атона - «великий видением» - гелиопольского происхождения. Солнце там издавна называли «Ра», иэто имя не отверг
Эхнатон. Авначале его правления бытовал еще один гелиопольский образ, очень важный для понимания реформы Эхнатона.
«Да живет Ра-Гарахути, ликующий нанебосклоне своем, как Шy, который есть Атон». Вэтих словах из солнечного гимна солнце названо именем Шy,
воздушного бога. Вгелиопольском мифе Шу был сыном Атума (не Атона!), предвечного бога, который есть «Все» и«Ничто». Атум иРа отождествлялись,
то есть Атум тоже имел солнечную природу (как иШу, чье имя означает «солнце»). «Атон» - буквально «отец» (или солнечный диск), а«Шу,
который есть Атон» - это сыновнее солнце; оно являет природу отца, возрождаясь нанебе каждое утро. Ту же идею выражает имя Ра-Гарахути;
единство солнечного бога-сына Гора иРа-отца. Сын «равноипостасен» отцу, то есть единство бога ненарушается, нов монотеистический принцип
вносится оттенок творческого динамизма (возрождение солнца подобно творению).
Впоследствии Эхнатон отказался отформулы солнечного богосыновства, заменил «Шу» определением «Ра-отец», восстановив формальную логичность
вущерб глубинному смыслу. Что это - результат изменения его взглядов? Возможно идругое объяснение.
В первые годы правления Эхнатона, достроительства Ахетатона - новой столицы - внадписях главного храма Атона вФивах очень часто
(чаще, чем Эхнатон) упоминается «жена царева великая», «божественная» Нефертити. Именно вэти годы ее изображают совершающей службу Атону без
царственного супруга. Это дает основание некоторым ученым считать, что она вдохновила Эхнатона нареформу. Возможно, Нефертити имеет отношение к
первоначальному учению об Атоне, которое представляется итогом развития тысячелетних традиций духовной культуры Египта.
Однако вформуле единства Атона иШу остается неясность. Названы только отец исын. Логика мифа требует триединства. Божественная двоица
отца исына должна быть дополнена образом богини-матери.
Тайна третьей ипостаси
Надпись вхраме матери богов вгороде Саисе гласила: «Плод, рожденный мною, - солнце». Нолик статуи богини был закрыт. Молчат о
солнечном материнстве итексты эпохи Эхнатона. Возможно, мифы Египта послужат кним ключом?
Как повествуют предания оночном путешествии солнечной барки сквозь царство мрака, таинство возрождения солнца свершается всередине ночи. В
непостижимых глубинах таится «божественное вместилище», источник возобновления творческой энергии ночного солнца. Там оно соединяется со своей
телесной оболочкой, что служит залогом рождения солнца наутреннем небосклоне. Это неведомое «вместилище» называлось «святыней Бенбен».
Космогонический камень Венбен связан с образом птицы Вену - Феникс. Вену у древних египтян - творящая душа Ра, его «ба», поэтому в«святыне Бенбен»
возрождается энергия солнца. Святыню хранит Изида - «великая чарами», вершительница чуда преображения солнца.
Так входит всолнечный миф женский образ. ВГелиополе почитались несколько богинь иих божественных супругов. Они были связаны
родственными узами. Изида и Озирис - дети Нут (богини неба) иГеба (бога земли). Нут иГеб происходят отТефнут иШу - первой пары
богов. Далее миф утрачивает определенность. Тайна рождения Тефнут и Шу отпервичного Атума зашифрована. В низовой мифологии Атум создал их
вакте самооплодотворения; его называют «великий Он-Она». Другие боги-отцы имеют супруг, уАтума же ее заменяет собственная рука. Однако
жрецы, посвященные втаинства космогонии, говорили неоруке, аобогине. «Божьей Рукой» называли иИзиду.
Боги Египта объединялись втриады: Изида, Озирис, Гор, Нут, Геб, Озирис, Тефнут, Шу, Геб. Все они обладают сходными функциями: отец каждой
пары является сыном вдругой, более ранней триаде; каждая богиня может считаться великой Матерью. Авпервой, высочайшей троице младенца
Шу окружает вмомент рождения дыхание жизни изуст Феникс.
Солнечной матерью, чье имя было сокрыто отнепосвященных, оказывается Феникс - великая богиня. Возможно, ее несказуемость истала причиной
забвения ее женственной сути, превращения самого имени «Феникс» вслово мужского рода. Амежду тем сопоставление Феникс сИзидой находит
прямое подтверждение. Впоздних египетских легендах оптице Феникс периодичность ее прилета иногда определяется в1461год. Это
соответствует «Году Бытия» - величайшему циклу египетского календаря. Год уегиптян состоял из365 дней. Поправка в1/4дня
постоянно сдвигала начало Нового года, и только раз в1461год новогодний праздник совпадал сутренним восходом Сириуса-Сотис, звезды
Изиды. Слеза Изиды падала к истокам Нила ивызывала его разлив: «Сотис Великая блистает нанебе, иНил выходит из берегов».
Солнечная троица визвестном смысле является основой всей египетской мифологии, идругие триады богов повторяют первичную схему.
Ноимеет ли это отношение ксистеме Эхнатона, хотя бы вее изначальной, теснее связанной с традицией форме?
«Пробудил тыобе земли (т. е. Египет) при восходе твоем вявлении твоем Атона живого». Втаком обращении ксолнцу есть
очень характерный для эпохи Эхнатона образ: «Атон живой». Солнце становится им, когда ликует наутреннем небе вмомент восхода, своего явления
в мир. Тогда реализуется творческая энергия солнца, его способность действовать. Это определение «ба», «творящей души». Поэтому образ «Атон
живой» справедливо называют солнечным соответствием «ба живому». Новедь «ба» солнца - Феникс! Замыкается круг солнечной троицы: Атон - отец, Шу - сын
и Феникс - мать, сокрытая засловами «Атон живой». Ипостаси разделяются в творческом акте, новозвращаются к исходному единству ввечности,
неподвластной законам классической логики.
Свет сквозь «тьму египетскую»
Так что же унаследовала Русь отбесконечно дальнего Египта? Что преодолело силу времени, которая сравняла сземлей разрушенные храмы,
превратила вникому не понятный узор забытые письмена?
Обращает насебя внимание сходство православной трактовки христианской Троицы исолнечной триады Эхнатона (или Нефертити?). Отец
иСын равноипостасны. Святой Дух, всвоем качестве силы, которая одушевляет мир, сближается собразом Феникс - творящей солнечной души.
Феникс - «ба» отеческого солнца, Ра или Атона, - ивправославии Дух исходит только от Отца, анеот Отца иСына, как в
католичестве.
А двенадцать безмолвных молитв, произносимых священником вправославной литургии? Ненапоминают ли они о двенадцати часах
ночного пути солнечной барки всокровенных книгах Египта, о двенадцати ризах, вкоторые облачали посвященного вмистерии Изиды, как их
описывает Апулей?
Философы Древней Руси для разъяснения сущности Троицы подчас привлекали примеры изокружающей жизни. Удивительный образ встречаем уМаксима
Грека: «Якоже глаголем дискос, свет, луча - едино солнце три сия, анетри солнца, сице итаинство святыя Троицы: аще бо
глаголем Бог Отец, Бог Сын иСлово Его, Бог Всесвятый Дух, нонетри Бози». Так раскрывается образ «тресветлого солнца». «Дискос», диск
сопоставляется сОтцом, новедь «дискос» - это буквальный перевод имени египетского солнца-отца, Атона! Богу-сыну уМаксима Грека
соответствует «свет», аДуху - «луча». Всовременном значении свет илучи - одно ито же, но, видимо, четыре века назад это были
разные понятия. Примечательно, что «луча» слово женского рода.
Атон вискусстве Египта изображался знаком круга. Отнего тянулись кземле лучи, икаждый оканчивался рукой, иногда держащей
символ жизни. Если «свет» Максима Грека - это сами лучи, сыновние лучи солнца, то «луча» - его животворные материнские руки, ведь именно
вкасании творит солнечный свет, подобно Феникс.
Вдумаемся вэто имя: «Феникс». Греки переосмыслили египетское «Бену» как прилагательное «phoinix» - дословно «пурпурный, багряный». Возможно,
втом же смысловом ряду - пурпурный лик Софии-Премудрости русских икон?
Образы поразительной глубины сохранились врусском фольклоре. Водном изнаправлений «духовных христиан» еще вначале XX
века условно делили Россию насемь «частей света», исреди них: «Берега Священного Нила», «Верхняя страна Кем» и«Нижняя страна Кем».
Удивительнее всего выражение «страна Кем» - это древнеегипетское название Египта!
В песнопении «духовных христиан», записанном вначале XX века, есть такие строки:
«Прилетела птица, золотой сокол,! Садилася птица вкипарис-древо./ Крылышки усокола
бриллиянтовые,/ С алмазными каменьями драгоценными,/ Перышки унизаны крупным жемчугом,/ В сердцах соловушка - сударь Дух Святой».
Здесь истолкована нахристианский лад замечательно яркая языческая троица. Сияющий золотой сокол: неподобен ли он солнечному Гору,
египетскому богу-сыну с соколиной головой? Соловушко всердце солнца - это же его душа, Изида-феникс! Правда, соловушко мужского рода, нов
другом варианте стиха святой Дух назван голубицей, райской птицей, «самой матушкой царицей».
Теперь окипарис-древе взначении Отца, ВЕгипте бог-отец, Озирис, уподоблялся оси мира, мировому древу. Насвященном дереве Ишед
египтяне помещали «дом Бену» (Феникс), аФеникс-душа нетолько солнца, нои Озириса (вспомним Дух, исходящий отОтца).
Кипарис-древо русских стихов утверждено корнями в«бел горюч камне». Этот вомногом загадочный камень - центральный образ народного
мировоззрения - нетрудно соотнести с«белым», то есть солнечным светом. Тогда ився триада (древо, сокол, соловушко), утвержденная наэтом
камне, приобретает солнечный характер, а«бел горюч камень» выступает русским аналогом камня Бенбен.
И еще один русский фольклорный сюжет вызывает впамяти египетские мифы.
«Уж поморю по житейскому,/ Как плывет, плывет тут легкий корабль,/ Об двенадцати тонких
парусах;/ Тонкие парусы, то есть Дух Святой;/ Как правил кормщик - сам Иисус Христос/.../ Уж под ним престол всего царствия,/ Уж нанем риза аки молния,/
Уж нанем венец - непостижимый свет;/ В кораблике знамя - Матерь Божия.../ Нанем мачта - сам Господь Саваоф».
Бытовал ивЕгипте образ древа владье. Христос вризах «аки молния» подобен солнечному богу Египта. «Знамя - Матерь
Божия» - Изида. Престол - может быть, наос, вместилище бога насолнечной барке Египта. Врусских стихах священный корабль плывет навосток,
как иночное солнце, что движется квосходу сквозь царство мрака. Ицель пути одна ита же. Русскому фольклору знаком образ Небесного
Иерусалима. Ондолжен опуститься снеба исоединиться сземным священным градом, который предстоит построить. Так солнечный
бог Египта соединяется со своим телом всвятыне Бенбен, предрешая победу света.
Допустимо ли объяснять такие совпадения только общностью происхождения родственных сюжетов русской иегипетской традиций? Вряд ли. Русь
сохранила даже исконное название Египта. Видимо, древний мир был гораздо менее разобщенным, чем принято считать. Иможно довольно уверенно
указать один из источников, косвенно повлиявших на культуру Руси. Это Египет первых веков н. э. Египетские гностики изучали нетолько труды отцов
христианской церкви, они помнили одревней культуре «страны Кем». Ивместе ссектами гностического толка (богомилы, катары, альбигойцы)
наРусь могли проникнуть знания оязыческих солнечных таинствах Египта.
Материал взят ссайта http://www.kemet.ru/