Белые цветы Осириса ислезы Исиды
Не одни лишь монументы остались нам отДревнего Египта - дух былого живет вегиптянах, наследниках славы предков
Искусство работы скамнем египтяне постигали веками.
Нам, снашим темпом жизни ипостоянными перемещениями, почти невозможно представить себе мировосприятие человека, чьи предки
изпоколения впоколение на протяжении пяти тысяч лет жили натом же самом месте, где ион; видели тот же самый пейзаж,
слышали те же самые звуки сельской жизни, радовались ипечалились тому же, чему радуется и печалится онсам... Египтяне исегодня редко
переезжают собжитых мест: просто некуда. Долина Нила нетак уж широка, играница между плодородными землями ипустыней - это
поистине граница между жизнью исмертью. Люди живут рекой - сейчас, как имногие тысячи лет назад. Каналы и канальчики, пересекающие
скромные угодья феллахов, шадуфы - древнее изобретение, спомощью которого ипоныне поднимают воду для полива полей, пара быков, тянущих
тяжелый плуг, - вот типичная картина жизни вэтих краях. Иживя вэтом мирке, замкнутом, ограниченном пространственно, - люди
отчетливее осознают перспективу времен. Для сегодняшних египтян время фараонов - это эпоха вели кой славы их страны. Поэтому даже ревностный
мусульманин вряд ли станет называть своих предков-язычников «неверными». Кстати, в этническом смысле египтяне, повсей видимости, мало
изменились. Большинство изних - прямые потомки древних египтян, аненескольких тысяч арабских завоевателей. Икогда вы
слышите изуст современных обитателей долины Нила гордое «Мы - египтяне!», это соответствует истине даже в антропологическом смысле.
Связующая нить, протянувшаяся через многие поколения, непрерывается ипосей день. Директор знаменитого каирского
Египетского музея, почтительно именуя на страницах своего путеводителя фараонов Тутмоса III или Рамсеса II «их величествами», нисколько
некривит душой. Когда вконце прошлого века в районе древних Фив был обнаружен тайник с мумиями многих прославленных фараонов, навсем
протяжении реки, покоторой перевозили вКаир царственные останки, люди выходили наберег ис рыданиями провожали
впоследний путь своих древних владык... Уже ввосьмидесятых годах нашего столетия мумию Рамсеса Великого возили в Париж
нареставрацию. Фараону выписали паспорт как царю Египта, пусть ипокойному. Впарижском аэропорту Орли потребованию
египетской стороны взнак траура были приспущены государственные флаги имумию приветствовал почетный караул.
Бык исейчас остается главным помощником крестьян вдолине Нила.
В «городке фараонов» рабочие изготавливают папирусные листы
потехнологии доктора Хасана Рагаба, который раскрыл секреты древнего производства или покрайней мере приблизился к ним.
столице Египта, наодном измаленьких
нильских островов, действует уникальный музей под открытым небом, вкотором внаши дни особенно тщательно илюбовно была
воссоздана атмосфера далекой египетской старины. Это место называется «Городком фараонов». Туристов наостров доставляет экскурсионный
кораблик. иони с любопытством разглядывают живые картины «из быта древних египтян». Вот несколько человек вылепливают иобжигают
керамические сосуды, другие сбесконечным терпением обтесывают огромные камни вскульптурной мастерской, третьи вспахивают землю...
Конечно, роли вэтом представлении наисторические темы исполняют каирские актеры, однако как поразительно органично выглядят они
вобстановке тысячелетней давности! Идля тех, кто знает современных египтян неповерхностно, вэтом факте нет ничего
удивительного: навыки древних египетских ремесленников нетолько неисчезли, нопередавались отмастера кученику
ипостоянно совершенствовались.
звестно, кпримеру, что прежние жители долины Нила достигли невероятных высот
вумении обращаться с камнем, который был, вотличие отдерева, широко распространенным строительным материалом. Этот
унаследованный отпредков талант стал легендой среди археологов, которые нанимают местных рабочих при проведении раскопок. Египетский
исследователь Мухаммед Гонейм приводит вкниге «Потерянная пирамида» рассказ одного англичанина, ставшего свидетелем передвижения в каирском
музее гранитного колосса, который весил неменее сотни тонн: «Кучка жилистых невысоких парней собралась вокруг статуи со своими ломами
инесколькими деревянными брусьями. Среди громких воплей исуеты статуя вдруг покачнулась. Катастрофа казалась неминуемой. Я уже готов был
зажмурить глаза, заткнуть уши. Однако прошло совсем немного времени, иколосс был передвинут надесятки метров, азатем без
единого повреждения установлен нановом месте».
Работа огромного числа жителей Египта связана собслуживанием многочисленных туристов, ежегодно посещающих эту страну. Это налагает
совершенно особый отпечаток на характер имировоззрение египтян. Ссамого рождения они так или иначе соприкасаются сседой
древностью своей великой родины, изо дня вдень видя развалины грандиозных сооружений, которые были построены руками их предков. Многие
живут тем, что продают туристам сувениры, связанные с историей страны. Вбольшинстве случаев это не более чем дешевые поделки. Продавцы
росписей на папирусе будут уверять вас, что работают по воссозданному старинному рецепту, хотя лишь очень наивный турист примет запапирус
банановые листья. Бойкий уличный разносчик, предлагающий купить венки белых цветов для вашей спутницы, возможно, сам незнает, что именно такой
венок подарил своей возлюбленной бог Осирис. А ремесленник, который изготовляет сувенирные статуэтки того же Осириса, как правоверный
мусульманин (или христианин-копт), конечно, счел бы кощунственным поклонение этому языческому божеству.
Насмену фрескам с изображением богов пришли картины
паломничества вМекку.
равда, это немешает египтянам, невзирая нарелигиозные чувства, принимать участие вобрядовых танцах и песнопениях в«Ночь слезы»
перед разливом Нила. Возможно, невсе участники этого действа знают отом, что оно восходит клегендарным временам, когда богиня Исида
оплакивала смерть своего супруга Осириса. Пролитые ею слезы переполнили Нил ивызвали его первый разлив и наводнение. Этот день вЕгипте
некоторые отмечают как встарь, хотя бурные паводки остались впрошлом: строительство вшестидесятых годах Асуанской плотины положило конец
этому явлению.
Древность напоминает осебе не только десятками тысяч сувениров, которые заполняют ряды гигантского базара Хан-эль-Халили вКаире или
лотки торговцев в Долине царей. Вы можете обнаружить ее в остроконечных сосудах, словно сошедших с росписей настенах гробниц,
ивдвижениях танцоров надеревенской свадьбе, вдеревянных воротах с«шипами» впоселке наострове Элефантина
ивогромных миндалевидных глазах красавицы-египтянки. Идаже впростой склянке с ароматическими маслами, которые пофунту за
грамм продают каирские парфюмеры... Традиция изготовления этих масел - одна издревнейших, ив отличие отпроизводства папируса она
никогда не прерывалась. Эссенции, которые получают из цветов лотоса, жасмина, розы или такого экзотического сырья, как рожки газели, потом поставляется
воФранцию для производства знаменитых навесь мир духов. Однако иместный товар достоин неменьшей славы: тонкий аромат не исчезает
дотех пор, пока вы несмоете следы масла со своей кожи...
египетских мусульман есть такой обычай: совершивший хадж - паломничество вМекку - расписывает стены своего дома картинами,
иллюстрирующими это событие. На них вы увидите ипароход, плывущий через Красное море вСаудовскую Аравию, ичерный камень Каабу, и самого
паломника вМекке. Разглядывая эти трогательные инаивные картины, вы инезаметите, что деревенский дом изсаманного кирпича, на
котором они нарисованы, ничем неотличается от того, что стоял наего месте четыре тысячи лет назад. Глина, ил, солома - все, что
необходимо для постройки. Изсамана строили дворцы великих властителей икрестьянские хижины, сегодня из него же возводят каирские многоэтажки
- только технология стала более совершенной. Акрестьянин каждый вечер возвращается всвой дом - точь-в-точь такой же, вкаком жили его
предки, возделывавшие эту долину сотни исотни лет назад.
Дух Древнего Египта неисчезает с веками. Онживет воткрытых лицах людей, спешащих поулицам Каира,
ивназваниях древних городов. Он встречает вас, как только вы садитесь всамолет компании «Egypt Air» сизображенным
нафюзеляже Хором - богом сголовой сокола, по-прежнему парящим ввечно голубом небе Египта.
Михаил Чеботарев
Литература
Материал из журнала GEO