Авангардное искусство
Вадим Руднев
В
системе эстетических ценностей культуры ХХ в., ориентированных на новаторское
понимание того, как следует писать и жить, необходимо различать два
противоположных принципа - модернизм и авангардное
искусство В отличие от модернистского искусства, которое ориентируется на
новаторство в области формы и содержания (синтаксиса и семантики - см.
семиотика), авангардное искусство прежде всего строит системы новаторских
ценностей в области прагматики . Авангардист не может, подобно модернисту,
запереться в кабинете и писать в стол; самый смысл его эстетической позиции - в
активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж
- без этого авангардное искусство невозможно.
Вот
что пишет об этом русский филолог и семиотик М. И. Шапир, обосновавший
прагматическую концепцию авангардное искусство: "(...) в авангардном
искусстве прагматика выходит на передний план. Главным становится действенность
искусства - оно призвано поразить, растормошить, вызвать активную реакцию у
человека со стороны При этом желательно, чтобы реакция была немедленной,
мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической фомы и
содержания. Нужно, чтобы реакция успевала возникнуть и закрепиться до их
глубокого постижения, чтобы она, насколько получится, этому постижению
помешала, сделала его возможно более трудным. Непонимаиие, полное или
частичное, органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата из
субъекта восприятия в объект, в эстетическую вещь, которой любуется ее
создатель-художник" (здесь и ниже в цитатах выделения принадлежат М. И.
Шапиру. - В.Р.).
И
далее: "Самое существенное в авангарде - его необычность, броскость. Но
это меньше всего необычность формы и содержания: они важны лишь постольку,
поскольку "зачем" влияет на "что" и "как".
Авангард прежде всего -. необычное прагматическое задание, непривычное
поведение субъекта и объекта. Авангард не создал новой поэтики и своей поэтики
не имеет; но зато он создал свою новую риторику: неклассическую,
"неаристотелевскую" систему средств воздействия на читателя, зрителя
или слушателя. Эти средства основаны на нарушении "прагматических
правил": в авангарде субъект и объект творчества то и дело перестают выполнять
свое прямое назначение. Если классическая риторика - это использовавие
эстетических приемов во внеэстетических целях, то новая риторика - это создание
квазиэстетических объектов и квазиэстетических ситуаций. Крайние точки зрения
явления таковы: либо неэсте- тический объект выступает в эстетической фуикции
(так, Марсель Дюшан вместо скульптуры установил на постаменте писсуар), либо
эстетический объект выступает в неэстетической функции (так, Дмитрий
Александрович Пригов хоронит в бумажных "гробиках" сотни своих
стихов). Потому-то и действенны несуществующие (виртуальные) эстетические
объекты, что весь упор сделан на внеэстетическое воздействие: поражает и
ошарашивает публику уже самое отсутствие искусства (такова, к примеру,
"Поэма конца" Василиска Гнедова, весь текст которой состоит из
заглавия и чистой страницы). Все дело в умелой организации быта: достаточно
нацепить вместо галстука морковку или нарисовать на щеке собачку".
Говоря
об искусстве ХХ в., следует четко различать, когда это возможно, явления
модернизма и авангардное искусство Так, ясно, что наиболее явными направлениями
авангардное искусство ХХ в. являются футуризм, сюрреализм, дадизм. Наиболее
явные направления модернизма - постимпрессионизм, символизм, акмеизм. Но, уже
говоря об ОБЭРИУ, трудно определить однозначно принадлежность этого направления
к модернизму или к авангардное искусство Это было одно из сложнейших
эстетических явлений ХХ в. Условно говоря, из двух лидеров обэриутов балагур и
чудесник Даниил Хармс тяготел к авангардное искусство, а поэт-философ,
авторитет бессмыслицы" Александр Введенский - к модернизму. В целом
характерно, что когда обэриуты устроили вечер в своем театре
"Радикс", скандал у них не получился, за что их упрекнул, выйдя на
сцену, опытный "скандалист" Виктор Борисович Шкловский. Повидимому, в
1930-х гг. между авангардное искусство и модернизмом наметилась определенная
конвергенция, которая потом, после войны, отчетливо проявилась в искусстве
постмодернизма, в котором и модернизм и авангардное искусство играют свою роль
(см. концептуализм).
С
точки зрения характерологии типичный
модернист и типичный авангардист представляли собой совершенно различные
характерологические радикалы. Вот типичные модернисты: сухопарый длинный Джойс,
изнеженный Пруст; маленький, худой, как будто навек испуганный, Франц Кафка;
длинные, худые Шостакович и Прокофьев; сухой маленький Игорь Стравинский. Все
это шизоиды-аутисты (см. аутистическое мышление), замкнутые в своем
эстетическом мире. Невозможно их представить на площади или на эстраде
эпатирующими публику. У них для этого нет даже внешних данных.
А
вот авангардисты. Агрессивный, с громовым голосом, атлет Маяковский, так же
атлетически сложенный, "съевший собаку" на различного рода скандалах
Луис Бунюэль (тоже, впрочем, фигура сложная - в юности ярый авангардист, в
старости - представитель изысканного постмодернизма); самовлюбленный до
паранойи и при этом рассчитывающий каждый свой шаг Сальвадор Дали. Для каждого
из этих характеров два признака составляют их авангардистскую суть - агрессивность
и авторитарность. Как же иначе осуществлять свою нелегкую задачу активного
воздействия на публику? Это свойства эпилептоидов и полифонических мозаиков
(см. харак- терология).
Список литературы
Шапир
М. Что такое авангард?// Даугава. 1990. - No 3.
Руднев
В. Модернистская и ававгардная личность как культурно-психологический феномен
// Русский авангард в кругу европейской культуры. - М., 1993.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/