Логаэдизация
Вадим Руднев
Логаэдизация
- один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в.,
противоположный верлибризации .
Логаэд
- это тип метрической композиции (см. система стиха), суть которого заключается
в том, что внутри стихотворной строки ударения и безударные слоги могут
располагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольность сохраняется на
протяжении всех строк (ср. додекафония, серийное мышление). Пример логаэда:
Сегодня
дурной день: 3/2+ 2/2+ 1
Кузнечиков
хор спит, 3/2+ 2/2+ 1
И
сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1
Мрачней
гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1
(О.
Мандельштам)
("Основание"
"степени" означает количество слогов в слове; "показатель"
- место ударения).
В
противоположность верлибру в логаэде количество ритмических типов слов резко
ограничено, что создает эффект метрической семантизации - каждое слово,
стремящееся занять определенное место в решетке логаэда, стремится к тому,
чтобы быть близким этой позиции по смыслу, так как сама эта позиция уже
семантизируется. Чтобы объяснить этот принцип. приведем еще один пример:
По
холмам - круглым и смуглым, 3/3+ 2/1+ 3/2
Под
лучом - сильным и пыльным, 3/3+ 2/1+ 3/2
Сапожком
- робким и кротким - 3/3+ 2/1+ 3
За
плащом - рдяным и рваным, 3/3+ 2/1+ 3
(М.
Цветаева)
Все
стихотворение делится по вертикали на две части - первую с ритмическим словом
3/3, выражающим идею движения, и вторую с ритмическими словами 2/1 и 3/2,
выражающим идею затрудненности этого движения.
Логаэд
- размер, принадлежащий своими корнями античной метрике, но именно в ХХ веке
поэзия (особенно русская) стала очень часто обращаться к этой композиции
(особенно много логаэдов написали М. Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частью
более общего движения, которое мы называем Л. и суть которого состоит в том,
что оно предствляет фрагмент системы как всю систему. Механизм Л. - повышенная
ограниченность структуры, то есть в конечном счете редукционизм. Но это особый,
мифологический редукционизм. Поскольку сама позиция, в которой должен стоять
данный элемент, семантически маркируется, то фактически любой элемент
приобретает черты, присущие именно этой позиции. В этой позиции происходит
иррадиация смыслов. То же самое имеет место в мифологичес ком сознании , где
аккумулируется система отождествлений одного и того же места: сыра земля - это
мать Богородица; вульва - амбивалентный материально-телесный низ (см.
карнавализация).
Л.
захватила очень многие слои культуры ХХ в. Так, например, система взаимных
отождествлений характерна для неомифологического романа-логаэда А. Белого
"Петербург": Аполлон Аполлонович - Николай Аполлонович; Кант - Конт;
Шишнарфнэ - Енфраншиш; все герои отождествляются с мифологическими персонажами
и одновременно - с реальными прототипами. И все это написано с резким ограничением
на состав слов - метрической прозой, как будто одним бесконечным трехсложным
размером.
Музыкальная
Л. - это серийная музыка (см. додекафония), там ограничения накладываются на
интервалы, и серии вторично семантизируются. В живописи непосредственный аналог
Л. - кубизм.
Наиболее
интересны аналогии Л. в философии ХХ в. Это логический позитивизм, который
действует таким же редукционистским образом: накладывает ограничения на
философскую проблематику, объявив большинство философских проблем псевдопроблемами.
Сама
структура главного произведения аналитической философии
"Логико-философского трактата" Л. Витгенштейна представляет собой
нечто вроде логаэда. Каждое предложение заковано в броню рубрики. При этом
здесь тоже происходит вторичная мифологизация. Само представление об идеальном
языке - один из мифов 1-й пол. ХХ в. - это мифологическая редукция. Сам
"Трактат" строится как система отождествлений основных понятий.
предмет
- атомарный факт - ситуация
I
I I
имя
элементарная пропозиция
пропозиция
*
150
Логическая семантика
К
середине ХХ в. Л. и верлибризация начали конвергировать в соответствии с общей
культурной ситуацией, приведшей к постмодернизму. Последнее можно видеть на
примере таких произведений как "Игра в бисер" Г. Гессе, где
проявляются и логаэдические и верлибристские начала.
Список литературы
Лосев
А Ф. О пропозициональной функции древнейших лексических структур // Лосев А Ф.
Знак. Символ. Миф. Тр. по языкознанию. - М., 1980.
Лотман
Ю. М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 тт.
- Таллинн, 1992. - Т. 1.
Руднев
В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. - Рига,
1986.
Руднев
В. "Логико-философский трактат" Витгенштейна как неомифологический
проект // Витгенштейн Л. Tractatus logico- philosophicus/ Пер. с нем.,
паралельн. коммент. и аналитич. ст. В. Руднева (в печати).
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/