Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура русского купечества

Культура русского купечества

Европейское
влияние, все глубже проникая в русскую жизнь, постепенно захватывало все более
широкие слои общества. С развитием капиталистических отношений, по мере того
как дворянство сходило с исторической сцены, на передний план стало выдвигаться
другое сословие — купечество. Его роль особенно возросла после отмены
крепостного права.

Купечество
занимало промежуточное положение между дворянством и крестьянством. Относящееся
к привилегированным классам по своему имущественному статусу, оно своими
корнями уходило в народные массы. Очень часто купцами становились разбогатевшие
крестьяне. С крестьянством купечество, продолжавшее хранить в быту традиции
допетровской Руси, было связано и близостью жизненного уклада. В особенности
это касалось старообрядческого купечества, а именно к старообрядцам
принадлежали богатейшие купеческие фамилии: Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские.
Это было не случайно. Строгие жизненные правила старообрядцев в людях
определенного склада воспитывали сильный дух и непреклонную волю, способность
идти к намеченной цели.

В
XVIII - XIX вв. купечество дало множество примеров истинного благочестия. Из
купцов происходил величайший святой нового времени преподобный Серафим
Саровский. Не случайно свое учение о стяжании Святого Духа в беседе с Н.
Мотовиловым он излагает, пользуясь торговой купеческой терминологией: Святой
Дух должно стяжать, торгуя, т.е. пользуясь, теми подвигами, к которым каждый
призван. Кому-то наибольшую прибыль доставляет пост, кому-то — милостыня,
кому-то — терпение, и т.д. К купеческому сословию принадлежали и многие другие
святые и подвижники. На средства купцов возводились и обновлялись храмы.

Аристократия
относилась к купечеству с известной долей снисходительности, считая его нравы
грубыми, образование — недостаточным. Европеизованной массе разночинцев это
сословие также было чуждо главным образом, своей приверженностью старине. О
купцах судили по сатирическим образам комедий Островского.

С
легкой руки Добролюбова в среде революционной интеллигенции укоренилось
представление о купеческой среде как о "темном царстве". Несмотря на
свою очевидную поверхностность, такого рода суждения стали расхожими.

Идеализировать
купечество было бы неправильно. Первоначальный капитал создавался методами
далеко не всегда безупречными и с нравственной точки зрения многие
родоначальники купеческих династий были весьма непривлекательны. Однако русский
купец, будучи способен грешить, умел и каяться. "Даже в среде крупной
буржуазии, среди богатых промышленников и купцов, были настроения,
показывающие, что они как бы стыдятся своего богатства, и уж конечно сочли бы
кощунственным называть право собственности "священным" — писал Н.О.
Лосский. — Среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на
различные общественные учреждения". Меценаты и жертвователи, как правило,
появлялись не в первом, и даже не во втором, а в третьем поколении купеческого
рода. С одной стороны, воспитанные в традициях подлинного благочестия, с другой
— получившие прекрасное образование, представители купеческих династий
стремились быть полезными обществу. Купеческий синтез европейской
образованности и русской церковности был не менее плодотворен для русской
культуры, чем дворянский.

Крупнейшим
центром купечества была Москва. Здесь деятельность купеческих династий особенно
заметна. "Широкая благотворительность, коллекционирование и поддержка
всякого рода культурных начинаний были особенностью русской
торгово-промышленной среды," — писал летописец московского купечества П.
А. Бурышкин. Чтобы показать широкий спектр деятельности купцов-благотворителей,
приведем еще одну цитату из его книги "Москва купеческая":
"Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской
живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А.В.
Морозова, собрания икон С.П. Рябушинского, ... Частная Опера С.И. Мамонтова,
Художественный театр К.С. Алексеева — Станиславского и С.Т. Морозова, ... М.К.
Морозова — и Московское философское общество, С.И. Щукин — и Философский
институт при Московском университете... Найденовские собрания и издания по
истории Москвы... Клинический городок и Девичье поле в Москве созданы, главным
образом, семьей Морозовых... Солдатенков — и его издательство, и "Щепкинская"
библиотека... Больница имени Солдатенкова, Солодовниковская больница,
Бахрушинские, Хлудовские, Мазуринские, Горбовские странноприимные дома и
приюты, Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых, Шелапутинская и
Медведниковская гимназии, Александровское коммерческое училище; Практическая
Академия Коммерческих наук, Коммерческий институт Московского общества
распространения коммерческого образования... были сооружены какой-то семьей,
либо в память какой-то семьи... И всегда, во всем, стоит у них на первом месте
общественное благо, забота о пользе всему народу".

Известный
писатель И.С. Шмелев, также происходивший из купеческой среды, вспоминая
подобные деяния своего сословия, писал: "И это — "темное
царство"? Нет, это — свет из сердца".

В
конце XIX — начале XX в. по аналогии с дворянской усадьбой складывается
культура усадьбы купеческой, которая, в отличие от первой, обеспечивалась
доходами от промышленной деятельности ее владельцев. Трудно переоценить
значение знаменитой усадьбы С.И. Мамонтова Абрамцево, ставшей подлинным
культурным центром. Строя храмы, особняки для своих семей, городские учреждения
и доходные дома, просвещенное купечество было готово экспериментировать, смело
воспринимало новые веяния в архитектуре. С этим связано появление стиля модерн
в городской застройке. Пожалуй, ни один европейский город не строился на рубеже
веков с такой интенсивностью, как Москва. Конечно, эти эксперименты нельзя
оценивать однозначно. Не случайно современниками купеческие особняки нередко
воспринимались как образцы безвкусицы. Практический, коммерческий дух
торгово-промышленной элиты привел к уничтожению многих древних памятников
Москвы: к примеру, были снесены выдающиеся по красоте палаты XVII в. у
Воскресенских ворот Кремля и построены псевдорусские здания Городской Думы и
Исторического музея. Однако памятники этого времени, во множестве сохранившиеся
до наших дней, в значительной степени сформировали неповторимый облик не только
Москвы, но и Нижнего Новгорода и других центров промышленности и торговли.
Список литературы

1.
Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1995

2.
Думова Н. Московские меценаты. М.. 1992.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.