Реферат по предмету "Культура и искусство"


Принцип дополнительности

Принцип дополнительности

Вадим Руднев

Принцип
дополнительности - методологический принцип, сформулированный Нильсом Бором
применительно к квантовой физике, согласно которому, для того чтобы наиболее
адекватно описать физический объект, относящийся к микромиру, его нужно
описывать во взаимоисключающих, дополнительных системах описания, например
одновременно и как волну, и как частицу (ср. многозначные логики).

Вот
как интерпретирует культурологическую значимость П. д. для ХХ в. русский
лингвист и семиотик В. В. Налимов:

"Классическая
логика оказывается недостаточной для описания внешнего мира. Пытаясь осмыслить
это философски, Бор сформулировал свой знаменитый принцип дополнительности
(здесь и далее в цитатах курсив и разрядка авторские - В.Р ), согласно которому
для воспроизведения в знаковой системе целостного явления необходимы
взаимоисключающие, дополнительные классы понятий.

Это
требование эквивалентно расширению логической структуры языка физики. Бор использует,
казалось бы, очень простое средство: признается допустимым взаимоисключающее
употребление двух языков, каждый из которых базируется на обычной логике. Они
описывают исключающие друг друга физические явления, например непрерывность и
атомизм световых явлений. (...) Бор сам хорошо понимал методологическое
значение сформулированного им принципа: "...целостность живых организмов и
характеристика людей, обладающих сознанием, а также человеческих культур
представляют черты целостности, отображение которых требует типично
дополнительного способа описания". (...) Принцип дополнительности - это,
собственно, признание того, что четко построенные логические системы действуют
как метафоры: они задают модели, которые ведут себя и как внешний мир, и не
так. Одной логической конструкции оказывается недостаточно для описания всей
сложности микромира. Требование нарушить общепринятую логику при описании
картины мира (см. - В. Р.) со всей очевидностью впервые появилось в квантовой
механике - и в этом ее особое философское значение".

Позднее
Ю. М. Лотман применил расширенное понимание П. д. к описанию семиотики
культуры. Вот что он пишет:

"...механизм
культуры может быть описан в следующем виде: недостаточность информации,
находящейся в распоряжении мыслящей индивидуальности, делает необходимым для
нее обращение к другой такой же единице. Если бы мы могли представить себе
существо, действующее в условии п о л н о й информации, то естественно было бы
предположить, что оно не нуждается в себе подобном для принятия решений.
Нормальной для человека ситуацией является деятельность в условиях
недостаточной информации. Сколь ни распространяли бы мы круг наших сведений,
потребность в информации будет развиваться, обгоняя темп нашего научного
прогресса. Следовательно, по мере роста знания незнание будет не уменьшаться, а
возрастать, а деятельность, делаясь более эффективной, - не облегчаться, а
затрудняться. В этих условиях недостаток информации компенсируется ее
стереоскопичностью - возможностью получить совершенно иную проекцию той же
реальности - (см. - В.Р.) перевод ее на совершенно другой язык. Польза партнера
по коммуникации заключается в том, что он д р у г о й.

П.
д. обусловлен и чисто физиологически - функциональной асимметрией полушарий
головного мозга  - это своего рода
естественный механизм для осуществления П. д.

В
определенном смысле Бор сформулировал П. д. благодаря тому, что Куртом Геделем
была доказана так называемая теорема о неполноте дедуктивных систем (1931). В
соответствии с выводом Геделя - система либо непротиворечива, либо неполна.

Вот
что пишет по этому поводу В. В. Налимов:

"Из
результатов Геделя следует, что обычно используемые непротиворечивые логические
системы, на языке которых выражается арифметика, неполны. Существуют истинные
утверждения, выразимые на языке этих систем, которые в таких системах доказать
нельзя. (...) Из этих результатов следует также, что никакое строго
фиксированное расширение аксиом этой системы не может сделать ее полной, -
всегда найдутся новые истины, не выразимые ее средствами, но невыводимые из
нее. (...)

Общий
вывод из теоремы Геделя - вывод, имеющий громадное философское значение:
мышление человека богаче его дедуктивных форм.

Другим
физическим, но также имеющим философский смысл положением, непосредственно
касающимся П. д., является сформулированное великим немецким физиком ХХ в.
Вернером Гейзенбергом так называемое соотношение неопределенностей. Согласно
этому положению невозможно равным образом точно описать два взаимозависимых
объекта микромира, например координату и импульс частицы. Если мы имеем
точность в одном измерении, то она будет потеряна в другом.

Философский
аналог этого принципа был сформулирован в последнем трактате Людвига
Витгенштейна (см. аналитическая философия, достоверность) "О
достоверности". Для того чтобы сомневаться в чем-бы то ни было, нечто
должно оставаться несомненным. Мы назвали этот принцип Витгенштейна
"принципом дверных петель".

Витгенштейн
писал:


о п р о с ы, которые мы ставим, и наши с о м н е н и я основываются на том, что
определенные предложения освобождены от сомнения, что они словно петли, на
которых вращаются эти вопросы и сомнения. (...) То есть это принадлежит логике
наших научных исследований, что определенные вещи и в с а м о м д е л е
несомненны. (...) Если я хочу, чтобы дверь вращалась, петли должны быть
неподвижны".

Таким
образом, П. д. имеет фундаментальное значение в методологии культуры ХХ в.,
обосновывая релятивизм познания, что в культурной практике закономерно привело
к появлению феномена постмодернизма, который идею стереоскопичности,
дополнительности художественных языков возвел в главный эстетический принцип.
Список литературы

Бор
Н. Атомная физика и человеческое познание - М., 1960

Гейзенберг
В. Шаги за горизонт. - М., 1987.

Налимов
В. В. Вероятностная модель языка. - М., 1979.

Лотман
Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи в 3 тт. - Таллинн, 1992. -
Т. 1.

Витгенштейн
Л. О достоверности / Пер. А. Ф. Грязнова // Вопр. философии, 1984. - М 4.

Руднев
В. Текст и реальность: Направление времени в культуре // Wiener slawisticher
Almanach, 1987. - В. 17.

Руднев
В. О недостоверности // Логос, 1997. - Вып. 9.


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фoрмування мнoжини oптимальних рiшень за критерiєм Байєcа–Лаплаcа при екcпoненцiйнo рoзпoдiлених даних
Реферат Стратегии
Реферат Суд и судопроизводство в варварских правдах
Реферат «Основы анатомии и физиологии человека»
Реферат Разработка программ в среде программирования Turbo Pascal 7 0
Реферат Система підвищення ефективної діяльності комерційного банку на основі зарубіжного досвіду
Реферат Краткое содержание книги И Тэна Происхождение современной Франции
Реферат Денежно-кредитная система Германии
Реферат Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории
Реферат Iх всероссийская молодежная научная конференция Института физиологии Коми научного центра
Реферат «Здоровье и качество жизни человека»
Реферат Экономические проблемы управления качеством
Реферат Политическая система России в 15 - 17 веках
Реферат Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву Радищева и его влияние на передовую
Реферат Образ Ивана Флягина в повести "Очарованный странник"