Мотивация учения средствами музыки в условиях
учебно-образовательного комплекса “Культура моего народа и народов мира”
В.В.Ищук, А.А.Савельев
В
настоящее время практиков школьного образования особенно волнуют проблемы
мотивации учения. Это связано со многими факторами, но прежде всего с тем, что
в государстве активно проводятся процессы демократизации, реформирования
различных сфер жизнедеятельности, в том числе и в образовании.
В
связи с этим педагоги стали всё больше уделять внимание индивидуально каждому
человеку, конкретному ребёнку, отдельно взятой личности. Поэтому основная
учительская задача сегодня заключается в том, чтобы создать такие условия в
школе, в которых бы ребёнок чувствовал себя комфортно, был
индивидуально-ориентированнным на собственные возможности и желания: чтобы ему
нравилось учиться в школе, хотелось бы в неё постоянно ходить, чтобы он ощущал
радость от учения и сотрудничества со взрослым.
Можно
ли всего этого достичь и какие средства воздействия и педагогические условия
необходимы для формирования целостной мотивации учения?
Попытаемся
ответить на эти вопросы, используя примеры из собственной практики, а также
попробуем теоретически обосновать отдельные подходы формирования мотивации
учения, активно используя музыкальную деятельность школьников. На наш взгляд,
особенно эффективно и доступно это делать на уроках синтезирующего учебного
комплекса “Культура моего народа и народов мира”, включающего в себя такие
учебные дисциплины, как история, литература, изобразительное искусство и музыка
с элементами пластики и театрализации.
Этот
учебный комплекс был разработан доцентом кафедры филологии Ярославского
педагогического университета Н.Н. Пайковым в 1991 году и внедрен в практику
средней школы № 17, а с 1992 года — школ N 39, 71, 8 г. Ярославля,
Гаврилов-Ямской школы, учебных заведений Тулы, Ульяновска, Белгородской и
Ивановской областей, а также школ Карелии.
Были
созданы концепция и программа этого комплекса, которые предусматривают создание
гуманитарно-ориентированной средней общеобразовательной школы всех ступеней
(начальной, неполной, средней). В настоящее время базовая школа № 17 г.
Ярославля работает в режиме инновационной экспериментальной деятельности на
уровне первой и второй ступеней, то есть с 2-го по 9-й классы.
Что
же представляет собой концепция четырехпредметного учебно- образовательного
комплекса (далее именуемая ЧПУОК), как эта программа влияет на формирование
мотивов учения, что в ней нового?
Особенность
и достоинство этой программы, на наш взгляд, состоят в обновлении содержания
учебного материала, расширении познавательной деятельности учащихся на
предметах художественно-эстетического цикла. При этом особое внимание уделяется
изучению взаимоотношений между основными видами деятельности учащихся —
познавательной, от которой непосредственно зависит результат учения, и
гуманитарно-эстетической, имеющей ярко выраженную художественную
направленность.
Для
педагогического изучения взаимосвязи познавательной и художественной
деятельности в учебном процессе важным основанием, по мнению видного
отечественного ученого Г.И. Щукиной, является их общий принцип: научное и
художественное освоение мира не сводятся одно к другому и не вытекают друг из
друга, а взаимодополняются. Общим для них являются сущностные свойства одной и
другой деятельности, среди которых выделяются их преобразующий характер,
целеполагание, а также — общее построение с взаимообусловленностью основных
компонентов (цель — мотивы — способы — результат).
Из
чего же состоит потенциал авторской программы? Несомненно, что прежде всего из
творческого и игрового аспектов, а также взаимоотношений между различными
преподаваемыми дисциплинами.
Одним
из активнейших стимуляторов учения является детское музыкальное творчество. О
важности этого вида деятельности для детей говорили ещё в 20-е годы выдающиеся
музыканты Б. Л. Яворский и В. В. Асафьев. Детскому музыкальному творчеству
уделяли и уделяют большое внимание создатели прогрессивных
музыкально-педагогических систем в нашей стране и за рубежом (З. Кодаи, К. Орф,
Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, А. А. Никитин и др.). “Музыка — воображение —
фантазия — сказка — творчество — такова дорожка, по которой идёт ребенок,
развивая свои духовные силы”, — писал В.А.Сухомлинский, как бы подтверждая
сказанное нами выше.
В
нашей работе вопросы творчества детей, творческие подходы имеют наиглавнейшее
значение, так как именно они определяют значительную часть содержания
экспериментальной методики. Часто это делается в любимой для детей форме —
игровой.
Игра
является самым доступным для детей видом музыкального и художественного
творчества, деятельности вообще. Детская игра — союзник учителя музыки. Ведь
именно в игре полнозвучно заявляет о себе детская активность и эмоциональность.
Направить эту активность в нужное русло — долг и весьма нелёгкое для
педагога-музыканта дело, которые бы помогали создавать образно-игровые
ситуации, требующие от школьников перевоплощения, усиленной работы фантазии,
воображения. Развивая определенные личностные качества ученика, мы тем самым
вселяем в него веру в свои силы и возможности, что в конечном итоге
положительно влияет на его учебную деятельность, формирует положительные
учебные мотивы, развивает познавательный интерес.
Не
случайно в нашей программе на всех ступенях обучения (на всех предметах) методу
игровой деятельности в учебном процессе уделяется особое внимание: от ролевых и
художественных игр в младшем и среднем школьном возрасте до деловых игр в
старшем звене.
Однако
всё это невозможно реализовать в учебном процессе без учёта взаимосвязей между
предметами.
Как
известно из дидактики, реализация межпредметных связей является важным
дидактическим условием активизации познавательной деятельности учащихся,
стимулирования их интересов и оценочных умений. Поэтому в предлагаемой методике
этот аспект педагогики наиболее сильно представлен и является весьма значимым
для понимания содержательной стороны.
Остановимся
на ней подробнее. Проведённые нами исследования показали, что в массовой
школьной практике данная проблема успешно решается лишь незначительной частью
учителей, да и эти педагоги оказываются сильно ограниченными рамками программы
и озабочены в основном тем, чтобы вовремя ее “пройти”. При этом, естественно,
затруднён индивидуальный подход к учащимся, часто формально оцениваются их
знания. Стандартизация обучения, жесткая его регламентация, по нашему мнению,
обедняют процесс учения, тормозят активную деятельностную позицию обучаемого в
учебном процессе, что в конечном счёте не позволяет реализовать главную функцию
и назначение обучения — формировать саморазвивающуюся личность, необходимую
обществу.
Предложенные
7 лет назад экспериментальная программа и методика обучения, апробированные на
базе многих школ города Ярославля и других регионов, показали правильность
выбранного пути и дали хорошие результаты по формированию положительной
мотивации учения. Мы определили, что результат обучения зависит от многих факторов,
однако первоочередными выделили следующие: развитие интереса школьника к
учению, формирование желания совместного общения в коллективе и с учителем и
пр. ЧПУОК как раз и ставит своей задачей предложить принципиально новое решение
вставших перед обществом и педагогическими коллективами задач.
В
отличие от многих других современных программ ЧПУОК не имеет своей целью
заявить очередной вариант школьной программы по литературе, изобразительному
искусству, истории или музыке. Его цель состоит в попытке изменить способ
построения школьного образования: на смену мозаичному типу так называемого
“политехнического” образования, когда каждый специалист вне всякой связи с
другими коллегами преподаёт учащимся основы своей области знаний (иногда просто
декоративно обозначая “межпредметные связи”), предложить тип синтезирующего,
комплексного, общекультурного образования.
Последнее
основывается, во-первых, на единой научно-педагогической концепции,
охватывающей гуманитарный цикл школьных дисциплин, а в перспективе своего
развития, в своей завершенной форме — все учебные дисциплины в целом;
во-вторых, — на единых научно-методических принципах изучения и преподавания
материала ряда учебных предметов (в известном смысле — даже всех) и этапов их
изучения; в-третьих, — на объединении (частичном или полном) дисциплин в один
учебно-организационный комплекс, а учителей-предметников — в единый
организационно-творческий коллектив.
Научная
новизна данной комплексной программы заключается в идее, на наш взгляд, вполне
оправданной и перспективной, создания школы “гуманитарно-ориентированной”, а не
конкретно специализированной (например, физико-математической, с углубленным
преподаванием языков, естествознания, искусствоведения и прочих).
Что
это значит? Общегуманитарная ориентация, на деле решающая задачу
гуманитаризации среднего базового образования, должна, по нашему убеждению,
состоять не в увеличении количества уроков по литературе, истории, искусству,
танцам и т.д., а в оптимизации способов преподавания как гуманитарных, так и
негуманитарных учебных предметов, выделении методических принципов организации
их изучения, распространении этих принципов на всю воспитательную и
образовательную сеть — от школьных учреждений до вуза.
С
учетом означенных установок настоящий программный комплекс базируется:
а)
на особом учебном материале, прежде, к сожалению, в школьной практике
практически отсутствовавшем — истории материальной и духовной культуры в ее
закономерном, типологическом аспекте и, с другой стороны, в последовательном,
системном и качественном его представлении для изучения;
б)
на универсально используемом историко-хронологическом и генетико-функциональном
содержании учебного материала, предполагающего формирование у учащихся
представлений о фундаментальных основах определённой области знаний не только
традиционным путем накопления “фактов” науки, но также следуя логике
исторического сложения данной предметной сферы (например, в связи с
историческим становлением культуры и цивилизации человечества и т. п.);
в)
на показавшем высокую эффективность в педагогических экспериментах последних
лет методе комплексного погружения в единую общекультурную и конкретную научную
реальность, в нашем случае, — определенную историко-культурную эпоху
(хронологически, типологически, функционально, проблемно увязывающую изучаемые
предметы, синхронизирующую усилия педагогов и восприятие учащихся);
г)
на типе учебной деятельности, предполагающей помимо традиционных форм обучения
активное освоение изучаемой проблематики “изнутри” предмета нетрадиционными
способами — через имитационно-игровую и творческо-созидательную деятельность
самих учащихся.
Практическая
ценность предлагаемого учебного комплекса заключается в том, что при явной
радикальности лежащих в ее основе идей он не предполагает жесткой перестройки
работы конкретного педагогического коллектива, но наоборот, допускает
достаточно “мягкий” путь трансформации обычной школы в школу “гуманитарно
ориентированную”.
В
последнем случае педагогический коллектив учебного заведения сам определяет,
ограничится ли он вначале переменами в преподавании гуманитарно-эстетических
дисциплин в старших классах или начнет работать по новой программе с 5-го или
1-го класса, коснутся ли изменения основного объема преподавания предмета в
учебной сетке часов или будут задействованы имеющиеся у школы временные
резервы, когда именно (и будет ли вообще) к гуманитарному учебному комплексу
будет подключено преподавание остальных дисциплин в соответствии с настоящей
концепцией.
Пример
ЯСШ №17 показывает, что вовлечение в систему ЧПУОК возможно одновременно на
нескольких уровнях: внедрение четырехпредметного комплекса в 5 классе, новых
программ по чтению во 2 классе, природоведению и истории отечества в 4 классе,
программ по национальной культуре в 3 классе.
Исходя
из имеющихся педагогических кадров и уровня их подготовленности, характера
контингента учащихся, учителя и администрация могут избрать сокращенный или
развернутый способ интерпретации учебного материала при сохранении,
естественно, программной концепции и методических принципов авторов.
Учебные
материалы, предлагаемые для внедрения в рамках ЧПУОК, рассчитаны на
принципиальную тиражируемость. Обучение может осуществляться как в очной
(обзорные методические лекции, индивидуальные консультации), так и заочной
(пакет материалов) форме.
В
качестве социокультурных результатов внедрения ЧПУОК в учебный процесс
ожидается сформирование реальных условий в учебных заведениях для
принципиального подъема общего уровня духовной культуры учащихся, с одной
стороны, и возникновения практической базы для полноценного воспитания нового
духовно-интеллигентного слоя, нравственно-эстетического, философского и др.
костяка современного общества, с другой.
В
профессионально-педагогическом отношении работа в комплексе должна побудить
создание таких условий профессиональной деятельности учителя, которые
существенно стимулировали бы привлечение в школу наиболее одаренных и культурно
богатых личностей из числа педагогов, открывали бы простор для их
самостоятельного и совместного с детьми творческого педагогического поиска,
побуждали бы к расширению собственного культурного кругозора, а также активным
контактам со специалистами высшей школы и личному профессиональному
совершенствованию.
Годы
экспериментальной работы 17-й школы г. Ярославля показал, что решительно стали
изменяться профессиональные установки учителей и учащихся, являвшихся
участниками совместного эксперимента. На смену первоначальным опасениям и
сомнениям о перегрузках, отвлеченности и непривычности нового материала у них
возник активный интерес к все более глубокому овладению новым материалом,
оригинальным принципам его преподавания, нестандартным формам организации
учебной деятельности, а также осознанная тяга к самостоятельному творческому
поиску. Заметно выросла увлечённость учащихся предметами, вошедшими в
экспериментальный учебный комплекс. Дети стали с удовольствием играть на уроках
обобщения, с нетерпением ждали этих игр, готовились к ним заранее, стали
осмысленно рассуждать, опираясь на новый круг специальных понятий, указывали на
закономерные связи фактов в каждой из изучаемых областей. Соревновательный
характер разделения учащихся в классе по командам стал все более вовлекать в
орбиту учебного интереса и менее подготовленных учеников.
Ознакомимся
с содержанием экспериментального четырёхпредметного учебно-образовательного
комплекса. Предметная структура ЧПУОК 1. Основной четырехпредметный
учебно-образовательный комплекс средней школы (гуманитарно-эстетический цикл)
“Культура моего народа и народов мира” (5 — 11 классы) История:
—
история этноантропологического становления человечества;
—
история хозяйственно-производственного развития мировой цивилизации;
—
общественно-политическая история;
—
история культурно-духовных движений и учений;
—
основы исторических знаний (фактографический ряд и система исторических
закономерностей);
—
навыки исторического анализа и мышления.
Литература:
—
процесс развития и основные формы отечественной и мировой литературы и театра;
—
знакомство с отечественной и зарубежной классикой возрастного чтения для
каждого класса;
—
основы литературных и театроведческих знаний (основные понятия и литературные
закономерности);
—
основные навыки восприятия разных видов литературно-художественного анализа и
филологического мышления;
—
практика литературного и сценического творчества.
Изобразительное
искусство:
—
история развития и основные формы отечественной и мировой архитектуры,
изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
—
основы архитектурного, изобразительного и декоративно-прикладного творчества
(основные понятия и закономерности);
—
основные навыки восприятия и анализа архитектурного, изобразительного,
декоративно-прикладного искусства и искусствоведческого мышления;
—
практика изобразительной и художественно-прикладной творческой деятельности.
Музыка:
—
история развития и основные формы отечественной и мировой музыки и танца;
—
основы музыкального и пластического творчества (основные понятия и
закономерности);
—
основные навыки восприятия и анализа музыкального и пластического искусства,
музыкального и пластического мышления;
—
практика музыкальной и пластической творческой деятельности.
2.
Учебный комплекс начальной школы (культурно-пропедевтический цикл) (1-4 классы)
1 класс:
—
Ознакомление с окружающим миром (программа 1-2 классов).
—
Обучение чтению (программа 1 класса).
—
Изобразительное искусство (скорректированная программа В. М. Неменского для 2
класса)
—
Музыка (программа Н. А. Ветлугиной).
2
класс:
—
Ознакомление с окружающим миром (скорректированная программа 3 класса).
—
Чтение (экспериментальная программа).
—
Изобразительное искусство (авторская экспериментальная программа).
—
Музыка (авторская экспериментальная программа).
3
класс:
—
Природоведение (скорректированная программа 4 класса).
—
Чтение (экспериментальная программа).
—
Изобразительное искусство (экспериментальная программа).
—
Музыка (авторская экспериментальная программа).
4
класс:
—
Природоведение (экспериментальная программа).
—
История Отечества.
—
Чтение (экспериментальная программа).
—
Изобразительное искусство (экспериментальная программа).
—
Музыка (авторская экспериментальная программа).
3.
Расширенный учебный комплекс дисциплин (цикл
гуманитарных,физико-математических, естественно-научных, спортивных и
профессионально ориентирующих дисциплин, программы которых перестроены в
соответствии с требованием преподавания основ знаний исторического становления
культуры и цивилизации). Тематическое построение учебного материала (1 — 9
класс) Начальная школа
1
класс. Овладение исходными навыками и понятиями в области письма и чтения,
художественного творчества, непосредственной социокультурной ориентации в
условиях комплекса.
2
класс. Овладение дифференцированными представлениями о мире и человеке с
естественнонаучной, социокультурной и духовно-эстетической точек зрения.
3
класс. Овладение национально-культурным образом мира с естественнонаучной,
социокультурной и духовно-эстетической точек зрения.
4
класс. Знакомство со способом исторического изучения социокультурного,
духовно-эстетического и естественнонаучного материала. Средняя школа
5
класс. Изучение эпохи первобытности и древнейших цивилизаций как исторической
стадии выработки начальных основ во всех областях знаний.
6
класс. Изучение эпохи классических цивилизаций древности как исторической
стадии формирования предмета и фундаментальных понятий во всех областях знания.
Знакомство с эпохой средневековья как исторической стадией
нормативно-рационалистического оформления всех областей знания.
7
класс. Изучение эпохи интеллектуально-технической революции Нового времени как
исторической стадии формирования естественно-механической картины мира во всех
областях знания.
8
класс. Изучение эпохи индустриального развития как исторической стадии
формирования “классической” картины мира во всех областях знания. Знакомство с
эпохой научно-технической революции как исторической стадией формирования
“неклассической” картины мира во всех областях знания.
9
класс. Изучение эпохи постиндустриальной цивилизации как исторической стадии
формирования новейших интегративных тенденций во всех областях знания.
Как
видим, представленная авторская программа предусматривает ненасильственное
объединение ряда предметов, их естественный синтез. Межпредметные связи в
данном случае не надуманы, а естественны и выполняют свою основную роль:
—
повышают научность уровня обучения;
—
обеспечивают тематичность и последовательность в изучении;
—
формируют самостоятельность мышления;
—
представляют широкое поле для развития активности и мотивации учения.
Через
этот курс естественно и ненавязчиво реализуются идеи педагогики сотрудничества,
осуществляется высокое духовное общение участников педагогического процесса
между собой и новые структуры взаимодействия.
В
профессионально-педагогическом общении создаются такие условия деятельности
учителя, которые существенно стимулируют самостоятельный поиск, побуждают к
расширению культурного кругозора, активным контактам со специалистами высшей
школы, личному профессиональному совершенствованию через углубленную работу с
различными источниками информации. В свою очередь, это благотворно действует на
взаимную работу в системе “учитель — ученик”.
Результаты
констатирующего эксперимента показали, что музыка как один из видов учебной
деятельности интересует большинство школьников, формирует у них устойчивый
интерес как к музыке, так и другим предметам: со временем интерес к ним имеет
тенденцию повышаться. Другими словами можно сказать, что музыка является
средством активизации учебной деятельности учащихся, воспитывает и формирует
мотивы учения.
Статистический
материал анкет и обследований убедительно показывает, что:
—
активизируется мотивационное воздействие на обучаемых через новое содержание
учебного материала;
—
расширяется и формируется мотивационная сфера деятельности учащихся (особенно
через игровую деятельность);
—
повышается воспитательный эффект обучения;
—
наблюдаются позитивные изменения в сознательном, нравственно-волевом компоненте
мотивов.
В
нашем исследовании мы пришли к заключению, что процесс формирования мотивации учения
будет педагогически обеспечен, если: во-первых, разработать и обосновать
систему научных характеристик, включающих:
а)
понятия, раскрывающие в совокупности исследуемое явление;
б)
знание о целостных свойствах процесса обучения, являющегося основой формирования
мотивации;
в)
принцип мотивационного обеспечения учебного процесса;
во-вторых,
разработать и экспериментально проверить:
а)
комплекс диагностических методик;
б)
примерную программу (прогноз) формирования мотивации;
в)
систему педагогических средств и условий, способствующих формированию
мотивации;
г)
методы анализа и результатов формирования мотивации учения.
Из
результатов, полученных нами в процессе экспериментальной деятельности, включая
в себя анкетирование учащихся, психологические тестирования,
медико-психологические мониторинги по системе ДИАКОМС (японская методика), мы
сделали следующие выводы по использованию педагогических средств, помогающих
педагогу достичь целей воспитания мотивации. К ним относятся:
1.
обновление содержания учебного материала;
2.
методы и формы теоретического обучения;
3.
наглядные и технические средства;
4.
личностные и профессиональные качества учителя;
5.
общественное мнение коллектива.
Учитель
всегда должен поддерживать побуждающую функцию активности учащихся. Такими
приемами и методами, по нашему мнению, являются:
—
опосредованная оценка, замечание, согласие, одобрение, поощрение, создание
ситуации успеха, уверенности;
—
оказание помощи (учитель-фасилитатор);
—
прием апперцепции (связь с жизненным опытом, их интересами, склонностями);
—
эмоциональный настрой урока.
Итак,
изложим в сжатом виде суть проблемы формирования мотивации учения средствами
музыки на конкретном примере.
При
изучении в 5 классе культуры древнего Китая (на всех четырех предметах) на
уроке музыки был поставлен особый акцент на древней китайской интонации в
стихах эпохи Тань (3-4 тыс. до н. э.). Особенностью этой интонации была её
исключительная музыкальность и песенность. Учащимся была предложена сочиненная
учителем (в китайском стиле) песня данной эпохи, слова которой дошли до наших
дней. При детальном анализе этой песни и ее исполнении учитель вызвал
неподдельный интерес у учащихся к китайской поэзии вообще, что побудило
учащихся на уроках литературы более подробно и детально изучить особенности
стихов, на уроках истории более подробно узнать об этой эпохе, а на уроках
изобразительного искусства попытаться изобразить китайскую живопись, используя
древний прием описания содержания картины средствами иероглифического письма.
Так музыка помогла воздействию на эмоциональную и умственную сферы деятельности
учащихся. И таких примеров в нашей практике имеется достаточно много.
В
заключение хочется привести замечательные слова В. А. Сухомлинского, которые
как бы подтверждают вышесказанное: “Слово никогда не может до конца объяснить
всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере
познания чувств. … Слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным
стимулом, который побуждает чувствительность к музыке, как непосредственному
языку души... Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки
должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к
музыке”.
Таким
образом, можно сделать следующий вывод: характер отношений между учителем и
учащимися в процессе музыкальной деятельности является важнейшим фактором,
вызывающим проявление и укрепление не только музыкального интереса, но и
учебно-познавательного как к своему, так и другим предметам четырехпредметного
учебно-образовательного комплекса, о котором шла речь выше.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/