Мясоедов Г.Г.
Мясоедов
Григорий Григорьевич (1834-1911)
Русский
живописец, один из создателей Товарищества передвижников. Правдиво изображал
крестьянскую жизнь, обращался к историческим и литературным темам.
Г.
Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано
проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где
рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в
Петербург и в 1853 г. поступил в АХ. Десятилетие, которое Мясоедов провел в
стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного
заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам
"бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в
качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель,
Париж, города Италии и Испании.
Еще
в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину "Поздравление молодых в
доме помещика" (1861) и полотно на историческую тему "Бегство
Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862), которое В. В.
Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических
исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в
живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две
линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.
Творческая
работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно
ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа -
Товарищества передвижных художественных выставок. 29 ноября 1871 г. в
Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в
Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину
"Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871), в которой решение
исторической темы дано в бытовом плане.
На
II передвижной выставке (1872) экспонировалось самое значительное полотно
Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный городок.
Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них,
примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие
неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только
что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно
перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический
сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и
бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все
внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел
разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность,
своеобразную красоту.
В
другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля
1861 года" (1873) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба
крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. "Признаюсь, - писал один из
критиков, - мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни
на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых,
истинно мужицких лиц". Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают
читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости.
Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни
явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие,
настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.
Изучение
жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о
древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине
"Опахивание" (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне
опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В 1878-80
гг. Мясоедов работает над двумя вариантами "Засухи", где представлен
молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики:
художник пишет картину "Самосжигатели" (1882-84), сюжет которой стоит
в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.
К
началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже
"Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива:
удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного
поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального
решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах"
(1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту
крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами
размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы
картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.
Полностью
отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного
принципа художественной системы 1870-х гг. Не освоив нового образного языка и
не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения
живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на
рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых
художников.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/