Реферат по предмету "Культура и искусство"


Архитектура России

Архитектура России

История
русской архитектуры насчитывает более тысячелетия. Это сложная история
взаимодействия с зодчеством различных стран, создания и развития собственной
традиции, и затем долгих споров о самобытности архитектуры России.

Первые
каменные храмы Киевской Руси были построены греческими византийскими мастерами.
Они стали учителями русских зодчих. Таким образом, Русь была приобщена к
традиции каменного (и кирпичного) строительства, восходящей к Древнему Риму.
Однако, как и в других европейских странах, в Киевской Руси до принятия
христианства существовала собственная традиция деревянного строительства, на
долгое время определившая облик деревенских домов средневековья.

В
железном веке вполне сложились главные типы основного поселения России -
деревни. Вначале избы в деревне стояли неправильной группой ("кучевой
план"). После крещения Руси (988-989) в больших деревнях и селах избы
ставились вокруг церкви ("кольцевой план" с площадью в центре). После
реформ Петра I в ХVIII и ХIХ веках деревни перестраивались по "уличному
плану" (главные улицы шли параллельно реке или большой дороге). Избы
строились без единого гвоздя, "венцы" бревен укладывались снизу
доверху.

Первый
период расцвета городского каменного зодчества - X - первая половина XIII века
- время существования мощного государства Древняя (Киевская) Русь. Языческие
святилища "громовержца" Перуна были открытыми площадками круглой или
многолепестковой формы. С утверждением христианского культа в городах Древней
Руси были построены грандиозные храмы, где население города могло собираться
для литургии, слушания проповедей, празднования свадеб, крещения детей и других
торжеств. Киевский многоглавый собор Святой Софии и белокаменный просторный
Софийский собор в Новгороде были богато украшены мозаикой, фресками,
светильниками.

В
XII веке центр Древней Руси переместился на северо-восток, во Владимир и
Суздаль. Церковь в Кидекше близ Суздаля, Успенский и Дмитриевский соборы во
Владимире и жемчужина русской архитектуры, церковь Покрова на реке Нерли
составили новый блестящий этап зодчества России.

Новый
стремительный подъем российского зодчества приходится уже на ХV-ХVI века -
время освобождения от татаро-монгольского ига, рождения Российского царства с
центром в Москве. Первые храмы в Московском Кремле и в Звенигороде похожи на
владимирские, но в их вертикальной устремленности есть нечто родственное
европейской готике.

ХVII
век ознаменован массовым строительством кирпичных церквей, гостиных дворов,
дворцов и особняков, богато украшенных узорной кладкой, цветными изразцами,
терракотовыми деталями. Не менее пышно расцвело деревянное зодчество : дворцы
(деревянный царский дворец в Коломенском), укрепления, сельские храмы.
Заповедник Кижи на Онежском озере хранит чудеса народного деревянного
зодчества.

С
начала ХVIII века Россия присоединилась к европейскому пути развития
архитектуры. Новая великолепная столица Санкт-Петербург получила небывалый на
Pycи регулярный план: в излучине Невы трезубец проспектов, ориентированных на
Адмиралтейство, каналы - линии на Васильевском острове. Однако элементы
регулярного плана вводились и в Москве (Красная, Театральная, Лубянская
площади), в больших и малых городах и даже в деревнях. В течение ХVIII века
вводилась типовая застройка по "образцовым" проектам для людей
разного состояния. Дворцы императоров и знати демонстрируют смену стилей, более
быструю, чем на Западе.

При
Петре I вначале преобладал прозаичный комфортабельный голландско-немецкий
классицизм, но к концу его царствования (особенно npи его преемниках) стало
утверждаться пышное, представительное зодчество барокко (Двенадцать коллегий
Доменико Трезини в Петербурге, двoрец с водным каскадом, фонтанами и каналом в
Петергофе).

При
Елизавете Петровне Растрелли создал великолепный, торжественный, полный
парадного величия стиль, сочетающий черты классицизма (размах строгих
прямолинейных планов), барокко (пластичность, динамика архитектурной и
скульптурной обработки фасадов) и рококо (прихотливый криволинейный узор,
раскраска в "приятные глазу" тона). Екатерина II предпочла классицизм
- один из самых привлекательных в мировом зодчестве, сочетающий строгость
линий, мягкую пластику, нежность отделки: Чарльз Камерон (ансамбль в Павловске,
галерея в Царском Ceлe), Антонио Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге,
"Китайский дворец" в Ораниенбауме), Юрий Фельтен (решетка Летнего
сада в Петербурге)

Вершина
русского классического стиля - русский ампир ("поздний классицизм").
При Павле I и Александре I в Петербурге выстроены целые районы, грандиозные
ансамбли, пpидавшие Петербургу имперское величие и размах, достойные народа,
победившего в наполеоновских войнах грозного противника. Биржа Тома де Томона,
Казанский собор и Горный институт Андрея Воронихина и особенно колоссальные и
вместе с тем стилистически очень цельные комплексы Карло Росси.

При
Николае I классицизм уступил место направлению, называемому эклектикой или
историзмом, суть которого заключается в подражании древнерусскому искусству,
готике, Ренессансу, барокко. Наиболее знамениты Большой Кремлевский дворец,
храм Христа Спасителя, построенные в русско-византийском стиле Константином
Тоном. Постройки ХIХ века - фабрики, вокзалы, пассажи - часто поражают новизной
композиции, отвечающей новым функциям, новизной конструкций из металла и
стекла. Следует отметить, что именно постройки XIX столетия определяют облик
большей части городов России.

К
концу XIX - началу XX века относятся поиски нового, цельного стиля в
архитектуре. Новая архитектура начинается с работ живописцев, когда Bиктор
Васнецов спроектировал в Абрамцеве под Москвой церковь и "избушку на
курьих ножках", а Ф.О. Шехтель особняк С.П. Рябушинского.

В
первые годы советской власти великие конструктивисты Веснины, Константин
Мельников, Иван Леонидов, Моисей Гинзбург, Георгий Гольц в аскетическом, но
полном зажигательной утопической фантазии стиле строили фабрики, дома-коммуны
для коллективного быта, дома культуры, фабрики-кухни и прочее выдумки отчаянных
революционных фантазеров.

На
рубеже 20-30-х годов сталинский режим заменил эту утопию другой, основанной на
парадных образах классицизма: Борис Иофан, создавший проект Дворца Советов,
Дмитрий Чечулин, Аркадий Мордвинов изменили облик многих городов Советского
Союза.

После
Великой Отечественной войны "сталинский ампир", "стиль
триумф" стал стилем восстановленных городов - Волгограда, Минска, Киева.
Расточительное строительство, изобилующее украшениями - колоннами , портиками,
скульптурой, продолжалось до хрущевской "оттепели", когда разгулу
"украшательства" был положен конец, а на его место был поставлены
однообразные, всюду одинаковые пятиэтажные "коробки", главной целью
которых было срочно дать жилье миллионам бездомных жертв индустриализации и
войны.

Это
массовое дешевое строительство продолжается и сейчас, но после "перестройки"
на лучшее места в городах выдвинулась банки, офисы в духе
"постмодернизма" с башнями, криволинейными крышами,
бетонно-стеклянными фасадами. В пригородах появились причудливые коттеджи.
Лучшие зодчие наших дней активно ищут новые возможности стиля реконструируемых
городов.

Список
литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реализация сетевых компьютерных технологий в системе международного маркетинга Интернет-Маркетинг
Реферат Основания юридической ответственности по административному праву
Реферат Установление происхождение ребёнка
Реферат Наказание по уголовному праву Российской Федерации
Реферат Charlemagne By The Sword And The Cross
Реферат Современные системы и технологии противопожарной защиты зданий и сооружений
Реферат 7. Выбор целевого рынка. Позиционирование и дифференцирование Тема Выбор целевого рынка. Позиционирование и дифференцирование 1 > стратегии охвата рынка 1
Реферат Программа содержит следующие вопросы: Законодательные и иные нормативные акты, регулирующие договоры в строительстве и правовое положение сторон
Реферат Ассоциация тсж чувашской Республики
Реферат Исследование форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере на
Реферат 71 рассмотрен с позиции оценки эффективности создания администрацией учреждения организационно-педагогических условий для открытия классов профильного обучения
Реферат Преступность как специфическое социально-правовое явление общества
Реферат Організація самостійної роботи студентів вищих навчальних закладів в умовах особистісно-орієнтованого навчання
Реферат Языка программирования Delphi. Разработка практических заданий
Реферат Отчет о выполненной работе по Информатике