Музей-заповедник "Павловск"
Государственный
музей-заповедник "Павловск"
Выдающийся
дворцово-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX вв., летняя резиденция
императора Павла I и его семьи. Один из самых крупных в Европе пейзажных парков
- его площадь 600 га. Ансамбль дворца и парка создавался в течение 50 лет на
берегах извилистой реки Славянка. Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, Д.
Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И.
Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-Малиновский.
Формирование
коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по
Европе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали и
заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые
сервизы, привезли большое количество античной скульптуры из Италии, а также
получили подарки от королевских дворов Европы.
В
музее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных и
графических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрации
удивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны,
отделанные в начале XIX в. архитекторами Кваренги и Воронихиным.
Павловский дворец
Нарядный
золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден даже с
дальних точек парка и города. Его трехэтажный центральный корпус, увенчанный
плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах, - самый ранний по времени
постройки и самый изысканный по отделке. Он создан Ч. Камероном в 80-х годах
XVIII века.
Колоннады
закругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными
корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы.
После
вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской
резиденцией. В связи с этим в 90-х годах XVIII века архитектор В. Бренна
значительно расширил дворец. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами,
пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный
двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки,
центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжая
выделяться и размерами и изяществом оформления.
Основной
элемент декора у Ч. Камерона - белая колонна: колонны украшают фасады
центрального корпуса, образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца.
Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьями
аканта, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона с аллегорическими
изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главном фасаде.
В.
Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями и
коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. И только
в торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы, как бы
открывающие въезд на парадный плац. Такой композиционный прием позволил связать
в единый ансамбль новые и старые здания.
В
начале XIX века А. Воронихин и Дж. Кваренги завершили отделку фасадов дворца со
стороны Собственного садика. Так появились мраморное крыльцо с балюстрадами,
балкон, застекленный полукруг "Фонарика". В 1806-1807 годах П.
Гонзага покрыл фресками стену галереи, обращенную к Славянке. На ней изображены
наполненные светом, уходящие вдаль аркады и лестницы величественных зданий. В
историю русского искусства эта галерея вошла под названием Галереи Гонзага. В
1822 году К. Росси разместил над Галереей Гонзага библиотеку с арочными окнами
и бюстами философов между ними. Созданием библиотеки было завершено
формирование дворцового ансамбля.
Павловский парк
Известный
русский историк архитектуры В. Курбатов, автор книг о Петербурге, Павловске и
Гатчине, а также монументального труда "Сады и парки мира", в своем
путеводителе по Павловску в 1911 году писал: "Как ни прекрасен Павловский
дворец и как ни драгоценны его сокровища, ему не сравниться с Павловским
парком". Действительно, Павловский парк уже давно пользуется славой
лучшего пейзажного парка в Европе. Поэтичный и бесконечно разнообразный, он, по
словам французского писателя начала XIX века Сен-Мора, отвечает "всем
вкусам и всем настроениям души". "Что шаг, то новая в глазах твоих
картина" - так отозвался о прогулке по Павловскому парку русский поэт В.
Жуковский.
Сейчас,
анализируя причины очарования парка, главной из них часто называют удивительно
найденную соразмерность природного ландшафта и архитектурных сооружений,
которые в то же время находятся в гармонии с миром человека. Это проявляется и
в ритмах, и в размерах, и в особенностях зрительного восприятия, и в скорости
перемещения по дорожкам парка как пешком, так и верхом на лошадях или в
экипажах. Залогом успеха был выбор уже самого места с холмистым, но не имеющим
сильных контрастов ландшафтом. Безошибочное понимание природы, умение наилучшим
образом выявить ее возможности - одно это уже было заслугой создателей парка.
Несомненной
удачей можно считать идею использовать долину реки Славянки в качестве основы
композиции. Именно повороты и разная высота ее берегов позволили так гармонично
сопоставить строгие и ясные по своим архитектурным формам постройки с
растительностью, выделенной из лесного массива или специально в него
привнесенной.
Деревья
в Павловском парке сами по себе не поражают яркой красотой, как это бывает в
садах южных страна. Они, скорее, похожи на краски в палитре живописца, которые,
смешиваясь и сопоставляясь, создают гармоничное целое, так что подчас трудно
выделить значение той или иной составляющей. Именно во взаимосвязи всех деталей
и лежит та удивительная сила воздействия Павловского парка на посетителя.
Раскинувшийся на площади в шестьсот гектаров парк имеет районы, очень отличные
между собой: от тенистых лесных тропинок в Долине прудов до широких, открытых
пространств Белой березы. Однако при переходе из одного района в столь не
похожий на него соседний никогда не возникает ощущения попадания в другой парк
- все связано в одно органичное целое.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/