Бирма: куклы
В
Бирме долгое время не было никакого другого театра, кроме кукольного. Поэтому
искусство управления марионетками здесь достигло больших высот. Старые мастера
манипулируют аж шестьюдесятью нитями и с их помощью способны буквально оживить
куклу. Приезжие с удовольствием посещают театр марионеток, местная же публика
предпочитает кино и телевизор.
На
протяжении веков никакого другого театра, кроме кукольного, в Мьянме не было.
Возник он в XI веке на территории древнего бирманского государства Паган. После
того, как оно пришло в упадок, театральной Меккой стал город Мандалай, некогда
оплот могущественных бирманских властителей, а ныне культурная столица Мьянмы.
Сегодня, чтобы увидеть в Мандалае традиционных бирманских марионеток, не
обязательно идти в театр. Деревянные лошади, буддийские божества наты,
королевские шуты - бирманские аналоги нашего Петрушки - продаются здесь на
каждом углу.
Почти
при всех сувенирных лавках есть кукольные мастерские, где делают популярных
героев театра марионеток. Кстати, раньше изготовление марионеток резчикам не
доверяли. Считалось, что марионетки - не просто куклы, а посланцы богов.
Поэтому делали их только те, кто прошел особое посвящение. Как правило, это
были сами кукловоды. Теперь мало кто из них сам делает куклы. Но у 19-летнего
Ко Пью это получается превосходно. Несмотря на юный возраст, он работает в
мастерской уже шесть лет. Ко Пью: "На одну марионетку уходит обычно пара
дней. Но со сложной куклой бывает возишься целую неделю, а то и дольше".
Ко
Пью вырезает из дерева отдельные части, а другие мастера соединяют их
металлическими шарнирами и шьют кукле костюм. Его делают из хлопчатобумажной
ткани и расшивают бисером. Ко Пью: "В нашем деле важна каждая деталь. Ведь
принцы должны выглядеть величественно, чудовища - быть по-настоящему страшными,
а шуты - смешными". Каждого персонажа бирманского кукольного театра
традиционно делают из определенной породы дерева: для изготовления шута обычно
берут мягкий падаук, Тэджамина - верховное божество - вырезают из камфорного
дерева. Кои Тви, владелец мастерской: "За последние двадцать лет в нашем
ремесле очень многое изменилось. И главное это то, что мы почти перестали
делать марионеток для театра. Теперь наши основные покупатели - иностранные
туристы. А театр сейчас переживает не лучшие времена. Хотя представления
идут".
В
самом известном театре Мандалая кукольные представления, как и прежде, дают
трижды в неделю. Но бирманцы в зрительном зале - большая редкость. На
представления ходят в основном туристы, которые здесь же покупают марионеток в
качестве сувениров. Всякое кукольное представление начинается с музыкального
вступления, которое исполняется на бирманской арфе - она называется сэйн. Когда
вступление заканчивается, на сцене появляются все герои спектакля: шуты,
принцы, звездочеты. Они движутся в танце под аккомпанемент оркестра, состоящего
из традиционных бирманских инструментов. Обязательная деталь костюма
театрального оркестранта - головной убор гаунбаун.
Число
музыкантов в театральном оркестре и участвующих в спектакле марионеток раньше
было строго определенным. Но старым канонам уже мало кто следует. Единственное,
что пока остается без изменений, - это репертуар. Его основа, как и столетия
назад, джатаки - древние буддийские притчи, только сильно осовремененные. В
угоду иностранной публике постановщики всячески упрощают сюжет, сокращают, а
порой и вовсе выкидывают сцены. Эпизоды, которые иностранец заведомо не может
понять, заменяют кукольными танцами. Параллельно с упрощением содержания проще
становится и техника работы с марионетками. Например, раньше кукловоды
управляли своими куклами с помощью шести десятков нитей. В наши дни они
обходятся всего семнадцатью. Зато теперь зрители могут наблюдать за
манипуляциями кукловодов - для этого плотный занавес, скрывающий их от зала,
время от времени приподнимается. В ходе спектакля кукловоды разыгрывают между
собой небольшие сценки, подшучивают друг над другом и над зрителями, которым
смысл этих шуток остается непонятным, так как почти все они иностранцы.
Раньше
кукловоды еще активнее участвовали в представлении. Но по мере упрощения
сюжетов для них остается все меньше возможностей для самовыражения, считает
руководитель и кукловод театра "На Шестьдесят шестой улице" У Бан Э:
"Да, сейчас все очень упростилось. Шестьдесят лет назад каждое кукольное
представление было настоящим событием. О спектаклях писали газеты, люди
обсуждали постановки. Теперь - приходят туристы, смотрят, аплодируют, уходят.
Все вроде довольны, но той атмосферы уже нет". Гвоздь программы - танец
куклы и девушки, играющей роль куклы. То, что в кукольных спектаклях стали
принимать участие женщины - тоже новшество. Испокон века профессия актера и
кукловода была в Бирме исключительно мужской. Это и многие другие изменения продиктованы
стремлением вернуть в театр бирманского зрителя. Традиционные сюжеты и приемы
исполнения, одни и те же герои - этим в XXI веке публику не привлечешь. У Бан
Э: "Местная публика ходить в театр почти перестала. Людям его заменили
телевидение, кино, компьютеры. Но дело не только в них. В нашем искусстве почти
не осталось фанатиков, людей, способных вдохнуть в него новую жизнь". И
все же молодежь в кукольную профессию приходит. Вместе с У Бан Э марионетками
управляют его внуки и их друзья. Может быть, им удастся вернуть бирманцев в
пустующие зрительные залы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru