Гейши
Само
существование гейш овеяно множеством тайн и легенд, порой самых противоречивых
и невероятных. Попробуем отделить зёрна от плевел и разобраться, что же из себя
на самом деле представляют гейши.
Собственно,
называть гейш гейшами стали иностранцы, проникающие в древнюю Японию, т.к. на
языке оригинала это слово звучит как «гэйся», где «гэй» обозначает искусство, а
«ся» - человек. Совместив это, соответственно получаем «человека искусства».
Иностранцы же мало того, что исковеркали первоначальное название профессии, так
и сузили его (причем неправильно) до банальной проституции, а ведь гейша (будем
употреблять именно этот термин, т.к., как ни крути, а он является более
привычным нашему уху) совершенно необязательно оказывает сексуальные услуги.
Более того, первоначально этого пункта даже не было, простите, в перечне её
обязанностей (а также гейши не имели правительственной лицензии на оказание
такого рода услуг). Что же входило в обязанности гейш?
Первоначально
гейшами были мужчины – да-да! Существует несколько версий этих событий. Версия
первая: гейшами являлся первоначальный состав театра Кабуки. Версия вторая:
гейшами называли артистов квартала Ёсивары (в Эдо), развлекавших доблестных
самураев (также их называли «хокэн» - «шуты»). Самураи почитали развлекательное
общение с женщинами в чём-то нечистым и недостойным доблестных и учёных мужей,
поэтому предпочитали представителей своего же пола, столь же образованных и
могущих поддержать интеллектуальную беседу за чашечкой сакэ. И только с
течением времени появились гейши-женщины, которые вытеснили с «арены»
гейш-мужчин.
Основными
центрами, где процветала культура гейш были Эдо, Киото и Осака – началось это в
XVII веке, а в XIX веке наступила эра расцвета гейш, когда они в буквальном
смысле правили балом. В то же время были заложены нормы поведения гейш,
традиции и изучаемые ими искусства, сохранившиеся неизменными до нашего
времени. Гейши-женщины выступали хозяйками вечеров, развлекая своих
гостей-мужчин, ведя нить беседы, выступая с игрой на различных музыкальных
инструментах или услаждая слух пением. Зачастую гейши флиртовали со своими
гостями, но сохраняли при этом своё достоинство, т.е., повторюсь, к
обязательному сексу дело не сводилось.
Каким
же образом становились гейшами? Чаще всего гейшами становились девочки из
бедных семей, проданные в дома гейш (окия - ед. число), дочери владелиц таких
домов (владелиц называли матушками – «ока-сан»)или дочери самих гейш. Таким
образом всё своё детство будущие гейши проводили в служанках, а затем и
помощницах главных гейш. Поскольку гейши в окия именовали друг друга сёстрами,
то сами гейши являлись старшими, а их помощницы – младшими сёстрами (также
начинающих гейш называли «майко» - «ученица»). Обучение происходило по
принципу: «смотри на меня и делай как я» (метод минарай).
Будущие
гейши обучались искусству пения и игры на музыкальных инструментах, искусству
аранжировки цветов, умению выбирать и носить кимоно, традиционным танцам,
каллиграфии и живописи, также гейши должны были уметь вести чайную церемонию
(тяною). Таким образом, они получали практически всестороннее и неплохое для
того времени образование, что позволяло им на равных участвовать в беседах с
мужчинами, а иногда и занимать более превосходящую позицию по отношению к своим
гостям.
В
возрасте 11-15 лет девочки становились начинающими гейшами, проходя церемонию
инициации и получая новое имя (в подавляющем большинстве случаев это было имя
старшей сестры). С этого момента молодая гейша должна быть причёсана и одета
соответствующим образом и тогда же старшая сестра начинает знакомить её со
своими клиентами, причем, чем их больше и чем популярнее старшая сестра, тем
лучше младшей – у неё есть шанс заранее подобрать себе «клиентскую базу». В
обязанности старшей сестры входит также подбор подходящего клиента для мидзуаге
- процедуры, включающей дефлорацию молодой гейши. Отношение к девственности в
культуре гейш было трепетным: майко понятия не имели об этой стороне отношений
с мужчинами, поэтому право первой ночи стоило очень дорого и клиент для этой
цели отбирался с особой тщательностью. По окончании процедуры майко переставала
быть ученицей и становилась полноправной гейшей, имея с этого момента право на
специальную причёску. Отдельно нужно отметить, что в настоящее время процедура
мидзуаге гейшами не проводится.
По
достижении совершеннолетия гейша начинала работать по индивидуальному графику,
оплата же труда была повременной с фиксированной ставкой за один час времени с
клиентом. С самого начала своей карьеры гейши создавали себе репутацию, которую
старались поддерживать всеми силами. Очень часто индивидуальный график
предусматривал то, что гейша находила себе покровителя - «данна», с которым и
проводила большую часть своего рабочего времени. Взамен того, что гейша уделяла
ему время наедине, покровитель оплачивал её расходы (что было весьма нелёгким
бременем – цены на одни только кимоно были заоблачными), а также способствовал
её «карьерному росту», т.е. росту популярности. Гейши совершенно необязательно
заводили себе покровителей, но без этой поддержки они не могли оставить окия и
матушек.
Часть
своих доходов гейши отдавали в счёт заведения, зачастую часть была довольно
значительной, поэтому и вырваться из-под такой «опёки» было довольно
затруднительно. Были случаи, когда бездетные хозяйки окия удочеряли какую-либо
из своих гейш для того, чтобы передать им окия в наследство. Таким образом они
получали в своё пользование весь доход этих гейш, а сами гейши получали доступ
к обширной коллекции кимоно, без которого деятельность гейш была просто
невозможной, а также со временем гейша могла получить окия в наследство – т.е.
обе стороны были вполне довольны создавшимся союзом.
Сегодня
гейша является одной из вполне обычных творческих профессий, как и многие
другие, отнимающей много времени. К тому же гейш становится всё меньше и меньше
– сказывается конкуренция с хостесс (девушки-хостесс развлекают гостей в
ресторанах и барах, после чего счёт клиенту предъявляется поистине
астрономический). В конце 20-х гг. прошлого века гейш было около 80 тысяч, в
80-х – уже около 10 тысяч, сейчас же гейш осталось не более тысячи, из которых
в Киото проживает около сотни.
Сегодня
вечер с гейшами стоит немалых денег, а само их присутствие обозначает высокий
уровень банкета. Однако, мир гейш не столь идеален, как может показаться, в
нём, как и в более обширном социуме, выделяются различные индивиды, с самыми
разными жизненными ценностями и установками, у которых существуют самые
различные потребности. Если взять за пример вышеописанный банкет, то «высокие»
гейши на нём в первую очередь будут демонстрировать собственное искусство, а их
товарки рангом пониже и сакэ выпить не откажутся (следует отметить, что среди
гейш не принято принимать пищу и, тем более, спиртное, во время своих
представлений).
В
искажение образа гейши внесли свою лепту американские солдаты во времена Второй
Мировой войны – гейшами они называли японок, отдававшихся им от безысходности и
крайней нужды (это послужило ассоциацией гейша=проститутка), собственно, эти
японки также называли себя гейшами, дабы заинтересовать клиентов, но при этом
таковыми не являлись.
Современная
поп-культура совершенно извратила образ гейши в глазах людей Запада: появление
определённых романов, посвящённых гейшам, экранизаций, появления звёзд
шоу-бизнеса в образе «гейш» - всё это наложило определённый отпечаток на
восприятие гейш, как представительниц восточной культуры, и отпечаток
неправильный. Также следует учитывать, что авторы большинства изданных на
Западе романов о гейшах и их быте не соответствует истинным событиям того
времени, а является не более чем стилизацией в угоду жадной до «восточных
изысков» публике. При желании узнать больше о культуре и быте обитательниц
Весёлых кварталов лучше опираться на произведения классических японских
авторов.
И,
напоследок, гейша как профессия и как образ жизни на сегодня постепенно
изживает себя, становясь не более чем приработком для хорошенькой японки. К
сожалению…
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru/