«Черная легенда» об Испании в русской
культуре
Е. О. Калугина
Образ Испании в русской культуре включал в себя не только
экзотику южной природы, где «ночь лимоном и лавром пахнет», красоту испанских женщин,
неистовое напряжение «балконно-кинжальных» любовных страстей, но воспринимался также
сквозь призму «черной легенды». Некогда для многих в России Испания олицетворяла
страну «суеверия, деспотизма и религиозного гнета», в которой царила зловещая и
таинственная инквизиция, страну, где во славу Божию горели костры и «В великолепных
автодафе / Сжигали злых еретиков» 1.
Любопытно, что этот образ, начало которому положила в конце
XVI в. «черная легенда» о Филиппе II, созданная его личным секретарем, а затем смертельным
врагом Антонио Пересом, и которую впоследствии развили французы, англичане и голландцы,
закрепился и в русской культуре.
--------------------------
1 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч.:
В 30 Т. Л., 1976. Т.14. С. 226.
Интересно, что раньше, чем в западноевропейской культуре
сформировалась «черная легенда» об Испании, на Русь уже проникали сведения об испанской
инквизиции. Эти известия, вероятно, вообще были первыми данными в Московии об этой
далекой экзотической стране. «Сказывал посол цесарев... про шпанского короля, а
имени ему не помнит, тот король очистил свою землю от ересей жидовских...»— писал
новгородский архиепископ Геннадий Гонзов московскому митрополиту Зосиме, пересказывая
ему «Речи» посла императора Максимилиана I — Георгия Делятора (della Torre) 2. Посол,
проезжавший через Новгород летом-осенью 1480 г., сообщил архиепископу о борьбе Фердинанда
Католика с ересями 3. В послании Геннадий выразил свое восхищение подобной деятельностью
испанского короля, «что на лихих крепко стоит» 4.
Высокая оценка инквизиционной практики Фердинанда Католика
новгородским архиепископом может быть понята в связи с его собственной борьбой с
ересью жидовствующих, незадолго перед тем обнаруженной им, и надеждой Геннадия на
то, что опыт «шпанского короля» может оказать влияние на антицерковную политику
Ивана III .
----------------------
2 Седельников А. Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции// Труды
Комиссии по древнерусской литературе Академии наук. I. Л., 1932. С. 51; Алексеев
М. П. Очерки истории испано-русских литературных отношений ХУ1-Х1Х века // Русская
культура и романский мир. Л., 1985. С. 7.
3 См.: Седельников А. Д. Указ. соч. С. 49.
4 Там же. С. 50.
5 См. там же. С. 55.
В рассказе Геннадия, известном под названием «Речей посла
цесарева», усматривается несколько аналогий между испанским и русским «жидовством»,
объясняющих обостренный интерес Геннадия к институту инквизиции. Как следует из
«Речей», испанская инквизиция возникла на почве борьбы со скрытым иудаизмом новообращенных
в христианство евреев, так называемых «marranos», — аналогия эта была воспринята
Геннадием тем охотнее, что он сам обвинял жидовствующих в ложном христианстве
6. Возможно, что в своих расправах с еретиками новгородский архиепископ вдохновлялся
примером «шпанского короля»: устраивал в Новгороде «позорные вождения по улицам»
осужденных жидовствующих, посаженных на лошадей, лицом к хвосту, в вывороченном
платье, в берестяных остроконечных шлемах с мочальными кистями, «в каких изображаются
бесы», в венцах из сена и соломы, с надписью «Се есть сатанино воинство!». В таком
наряде их возили по улицам новгородским, встречающиеся плевали им в глаза и кричали:
«Вот враги Божий, хулители Христа!» В заключение на еретиках зажигали шлемы 7.
Единомышленник Геннадия, главный представитель «казнящего
направления», знаменитый Иосиф Волоцкий в Москве достиг большего: запылали не одни
шлемы, но и сами еретики. «Дьяка Волка Курицына, Ивана Максимова, Дмитрия Коноплева,
какого-то Митю Пустоселова сожгли в клетках. Некраса Рукавова, по отрезании языка,
отослали в Новгород и там сожгли вместе с архимандритом Юрьевским Касьяном, братом
Касьяна Иванкою Самочерным и многими другими» 8.
----------------------
6 Седельников А. Д. Указ. соч. С. 56.
7 См. там же. С. 57.
8 Хрущов И. Исследования о сочинениях Иосифа Санина, преп.
Игумена Волоцкого. СПб., 1866. С. 193.
Однако «...зрелище горящих еретиков не обратилось на Руси
в постоянное. Ни Геннадию, ни Иосифу не удалось стать учредителями инквизиции»9.
До какой степени странными представлялись их действия, видно из вопроса великого
князя Ивана Васильевича Иосифу Волоцкому: «Как писано, нет ли греха еретиков казнить?»10
А между тем известно, что Иван III был весьма крутого нрава. В самом же «Иосифо-Геннадьевском
инквизитствовании» было существенное отличие от Запада. Там светские власти доносили
о преступниках Церкви, а она уже сама расправлялась с ними. У нас же, по выражению
Карамзина, еретиков судили по «градскому закону»11. Возможно, все инквизиционные
оттенки в действиях и писаниях Геннадия можно объяснить влиянием доминиканского
ордена, известного своими преследованиями еретиков 12. Поселения доминиканцев существовали
в Новгороде в конце XV — начале XVI в. Однако, это католическое влияние не могло
быть длительным. Религиозная жизнь Московского государства направлялась византийской
традицией и не могла регулироваться западной Церковью.13
Как эхо западных веяний можно рассматривать и учреждение
института инквизиторов Петром I в 1721 г.14 Во главе инквизиторского приказа первоначально
состояли два протоинквизитора — петербургский и московский, затем — один московский.
По епархиям учреждались провинциал-инквизиторы. Они должны были выведывать и доносить,
хорошо ли исполняют архиереи свои обязанности, не мздоимствуют ли они, доносить
о преступлениях, наблюдать за раскольниками. Им поручалось также следить,
----------------------
9 Миллер О. Ф. Вопрос о направлении Иосифа Волоколамского
// Журн. Мин. Нар. Просвещения. № 2. 1868. С. 539-540.
10 Миллер О. Ф. Указ. соч. С. 544.
11Там же. С. 544.
12 См.: Попов Н. Н. Афанасьевский извод повести о Варлааме
и Иоасафе. Изв. ОРЯС. 1926. С. 221.
13 См.: Седельников А. Д. Очерки католического влияния
в Новгороде в конце XV — начале XVI вв. // Доклады АН СССР. Сер. В. №1. 1929. С.
16-19.
14 См.: Православная Богословская Энциклопедия. Пг.,
1904. Т. 5. С.915.
не появляются ли новые «расколоучители», а также люди,
«сказующие видения или слышания чувственные или сонные», которых следовало под караулом
отсылать в Синод. Право суда им дано не было, им приказывалось «допросов у себя
никому ни в чем не чинить, и никого к тому не привлекать и не принуждать, и ничем
не озлоблять, а именно не ковать, не арестовывать, не бить...»15 Таким образом,
Петр I вовсе не думал насаждать в России инквизицию по образу католической и только
пользовался ее терминологией, занимаясь упорядочением церковных дел. В 1727 г. Св.
Синод всех инквизиторов от должностей отрешил. С этого времени институт инквизиции
в России не возобновлялся 16.
Реальная инквизиция не была допущена на российскую землю.
Однако образ испанской инквизиции как составная часть «черной легенды» об Испании
проник и укоренился в пространстве русской культуры.
В первую треть XVIII в. сведения о далекой Испании в Россию
поступали из переводных иностранных источников, были весьма неполными и отражали
образ, сложившийся в западноевропейской культуре, прежде всего протестантской, который
носил антииспанский характер. Прославленный учебник по географии конца XVII- начала
XVIII в. Иоганна Гюбнера (Гибнера), переведенный с немецкого и изданный в Москве
в 1719г., помимо сведений общего характера включал и любопытные данные об инквизиции
— жестоком кровавом суде, «который еретиков не терпит»17 Гюбнер писал: «Незадолго
-------------------
15 Барро М. В. Торквемада («Великий инквизитор») // Будда.
Конфуций. Савонарола. Лойола. СПб., 1993. С. 288.
16 См.: Православная Богословская Энциклопедия. Т. 5. С.
915.
17 Гюбнер И. Земноводного круга краткое описание из старые
и новые географии. По вопросам и ответам чрез Ягана Гибнера собранное и на немецком
диалекте в Лейпцике напечатано, а ныне напечатано в Москве... М.,
1719. С. 14.
перед реформациею и духовный суд, по гишпански инквизицион
называется, от Фердинанда Католика в Ишпании зачался, от которого щастливо или болше
нещастливо препона учинилась, что свет евангельския истины никогда в Гишпании просиять
не мог» 18.
Подобную точку зрения разделял и Самуил Пуфендорф во «Введении
в историю знатнейших европейских государств с примечаниями и политическими рассуждениями».
Описывая историю Нидерландов, он касается и вопроса учреждения там испанской инквизиции:
«Сия инквизиция действительно почесться может за страшное дело; по силе оной каждого
жизнь, имение и честь подвержены власти немилосердаго духовенства, которое в бесчеловечной
строгости ищет особливой славы и из малого подозрения или ложного доносу со всем
нечаянным образам лишает жизни, не показав при том ни преступление, ни донощиков,
а и в таком случае предает смерти, когда кто окажется невиновен» 19.
Даже в «Детском атласе, или Новом удобном и доказательном
способе к учению Географии...» упоминается инквизиция. На вопрос «Какая есть вера
в Гишпании?» Приводится следующий ответ: «Католико-Римская есть одна там терпима.
Инквизиция там также очень строгая. Она была учреждена в 1478 г. Королем Фердинандом
Католиком для суда 4 вин, т. е. о многоженстве, о ереси, о колдунстве и о грехе
Содомском!»20
---------------------
18 Гюбнер И. Указ. соч. С. 29.
19 Самуила Пуфендорфа введение в историю знатнейших европейских
государств с примечаниями и политическими рассуждениями, переведена с немецкого
Борисом Волковым. СПб., 1767. Т. 2. С. 7.
20 Детский атлас, или Новый удобный и доказательный способ
к учению Географии, исправленный и умноженный Филиппом Генрихом Дилтеем... переведена
с французского на российский язык сержантом М. А. Новосильцевым и капралом И. Д.
Карповым. М., 1768. С. 85.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://ec-dejavu.ru/