Реферат по предмету "Культура и искусство"


«Исключения из правил» в системе классицизма: к проблеме развенчания стереотипов в научном и обыденном мышлении

«Исключения из правил» в системе
классицизма: к проблеме развенчания стереотипов в научном и обыденном мышлении

А.А. Скакун

В сознании подавляющего
большинства специалистов и неспециалистов семнадцатое и восемнадцатое столетия
зачастую предстают в виде неких «старых знакомых», хорошо всем известных еще со
школьной скамьи. Первые буржуазные революции в странах Западной Европы, война
за независимость в Америке, колоссальные достижения науки и техники, расцвет
искусства барокко и классицизма, творчество И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Ж.-Б.
Мольера, Д. Дефо, Дж. Свифта, М.В. Ломоносова, Вольтера и Ко — вот тот
«интеллектуальный минимум», которым ограничивается «среднестатистический
россиянин», получивший неполное среднее образование, и которого, в принципе,
вполне достаточно для повседневной жизни этого самого россиянина. Более
сведущий человек, считающий себя глубоким профессионалом в какой-либо научной
или околонаучной области, дополнит рассуждения своего менее образованного
согражданина-современника стопроцентно мотивированными «выкладками»,
неопровержимо доказывающими сложность и потрясающую многогранность XVII — XVIII
веков, в очередной раз вспомнит про барокко и классицизм и с ходу назовет
несколько сотен (или хотя бы несколько десятков) имен представителей этих
художественно-эстетических направлений. В действительности же и специалист, и
неспециалист в своем видении абсолютно любой проблемы будут неизменно
сближаться, поскольку и один, и другой в обязательном порядке (на уровне
подсознания) станут учитывать стереотипы, расхожие представления и в своих
последующих суждениях отталкиваться от них (с той лишь разницей, что «профан»
примет стереотип на веру безо всяких дополнительных условий, а «посвященный»,
напротив, будет особо оговаривать всевозможные «исключения из правил»).
Думается, что подобная тенденция может быть легко прослежена и в случае с
такими доминантами мировой художественной культуры XVII — XVIII вв., как
барокко и классицизм.

В самом деле, в
последние несколько десятилетий в среде культурологов, а также литературоведов
и искусствоведов за данным периодом закрепилось устойчивое наименование «эпоха
барокко и классицизма», в целом вполне обоснованное и принципиально верное.
Однако в толкованиях сущностных параметров барокко и классицизма многие
исследователи, на наш взгляд, придерживаются давно устаревших, внутренне
необъективных и нуждающихся в пересмотре позиций, ставших своего рода «общими
местами», «научно-популярными» стереотипами или даже аксиомами. Особо
показательными в этом отношении, безусловно, являются наши представления о
теории и практике классицистического искусства.

Дело в том, что
стилистические границы барокко, с точки зрения человека конца XX столетия,
весьма обширны и почти не скованы требованиями унификации автором формы и
содержания своих произведений путем приведения их к некоему единому для данного
направления «знаменателю», который вообще не существует или же он едва уловим.
Любой исследователь, вузовский преподаватель или иной «популяризатор» истории
культуры, говоря о барокко, обязательно отметит многогранность, неоднозначность
и принципиальную антиномичность этой художественно-эстетической системы, a
priori предполагающей наличие вариантов, различных маргинальных фигур и
явлений. В то же время классицизм в аналогичной ситуации неизбежно будет
изображаться как рационалистическое, регламентированное и «тоталитарное» в
плане поэтики направление, границы которого раз и навсегда определены и не
подлежат пересмотру, а всякое отступление от строго обозначенных
принципов-канонов равносильно попытке ревизионизма или тайному ренегатству.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить и обобщить все те сведения о
классицизме, которые традиционно присутствуют в учебных и методических
пособиях, отражающих, как правило, не новое слово в науке, но всевозможные
догмы и стереотипы.

Классицизм (согласно
вузовским учебникам и программам) — это прежде всего жесткая система правил. В
классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над
частным, изображать следует не сущее (правдивое), а должное (правдоподобное),
ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо
соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего
прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств».
Если же к приведенному выше перечню основ классицистической поэтики добавить
другие, не менее важные пункты, касающиеся сугубого рационализма, дидактизма,
гражданственности и монументальности искусства и литературы классицизма, то
даже абсолютно не искушенному в проблемах эстетики реципиенту станет совершенно
очевидно, что он имеет дело с глубоко кондовой, иерархичной и авторитарной по
своей сути системой. Тем не менее, таковой системой классицизм может показаться
лишь на первый взгляд.

Все без исключения
исследователи, рассматривавшие творчество крупнейших представителей
классицизма, принадлежавших к различным сферам мировой художественной культуры,
неизменно обращали внимание на периодически встречающиеся в произведениях этих
авторов «нарушения» правил и видимые «отклонения» от классицистических канонов.
В большинстве случаев подобные «досадные недоразумения» объяснялись ими весьма
просто и традиционно: писатель (художник, скульптор, архитектор и т.п.)
был выдающейся личностью и слишком творческим человеком,
органически не способным всегда соблюдать очень строгие требования эстетики
классицизма. Но интрига и особая пикантность данной ситуации заключается именно
в том, что единых, не подлежащих сомнению требований в системе классицизма,
одинаковых для разных государств и разного времени, никогда не было, как не
существовало и единой классицистической поэтики.

Во-первых, так
называемая «теория классицизма» в действительности представляла собой целый ряд
отдельных трактатов, полемических работ и поэтик, принадлежавших перу самых
разнообразных по своим воззрениям деятелей культуры XVII — начала XIX вв.
Эстетические суждения, приводимые в трудах Ж. Шаплена, Ф. д’ Обиньяка, Н.
Буало, Д. Драйдена, А. Поупа, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоно-сова и др.,
нередко весьма существенно отличались друг от друга (особенно в деталях) и, по
сути дела, имели откровенно декларативный, подчеркнуто теоретический характер.
К тому же, начиная со второй половины XVII в., классицизм вел непрерывный
диалог внутри себя, выражавшийся, в частности, в чрезвычайно бурных дискуссиях
его крупнейших представителей, касавшихся вопросов поэтики и доходивших порой
едва ли не до выяснения отношений врукопашную.

Во-вторых, большинство
теоретиков классицизма было настроено далеко не столь ортодоксально, как это
зачастую преподносится современными исследователями. В классицистических
трактатах речь шла, как правило, о возможном, целесообразном и желательном, что
отнюдь не исключало наличия адекватных конкретной ситуации художественных
вариантов и, тем более, различных исключений. Именно благодаря подобной
гибкости эстетики классицизма даже его наиболее последовательные
адепты-теоретики (например, Буало и Ломоносов) имели полное право не соблюдать
в своих произведениях собственные (!), высказанные ранее предложения и
пожелания.

Думается, что на
основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Современные
представления о классицизме являются некой механической суммой, квинтэссенцией,
извлеченной из самых разных классицистических трактатов и поэтик, и ни в коей
мере не отражают истинной, многогранной и диалогической, сущности данного
направления.

Эстетика классицизма
никогда не сводилась к одним только «правилам», будучи достаточно гибким и
подвижным культурным организмом. «Исключения из правил» находились не вне, а
внутри этой системы; они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и
должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики
классицистических произведений.
Список литературы

Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://anthropology.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовое регулирование оборота земельных участков
Реферат Уголовно-правовая и криминологическая характеристика краж
Реферат Особенности жанра повести Горького Детство
Реферат Butterfly Revolution Essay Research Paper Dear Mom
Реферат Избирательная кампания под ключ
Реферат ОТЧЁТ ПО СТАЖЕРОВОЧНОЙ ПРАКТИКЕ
Реферат Порох, его свойства и применение.
Реферат Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
Реферат Информация и личная безопасность
Реферат The Trombone Essay Research Paper The Trombone
Реферат Родовые травмы новорожденных
Реферат Преступление против основ конституционного строя и безопасности государства Республики Казахстан
Реферат "Дно жизни" - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне"
Реферат Роль психолога-консультанта в разрешении конфликтов управленческой деятельности на предприятии
Реферат Партнерство во имя укрепления здоровья населения